Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

27 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
13 января 2012, 16:40 • Культура

Ворюга нам милей, чем кровопийца

«Охотники за головами»: Ворюга нам милей, чем кровопийца

Ворюга нам милей, чем кровопийца
@ Nordisk Film

Tекст: Дмитрий Дабб

Своим успехом «Охотники» обязаны троим, на троих и пилите почёт – на Мортена Тильдума, Ю Несбё и Акселя Хенни (режиссер, автор романа, исполнитель главной роли). История про хедхантера, получившего смертельных проблем на все свои 168 сантиметров, – редкий в наших кинотеатрах норвежский фильм и на редкость же удачный.

Сытая страна на кромке мира, похоже, чересчур сыта для художников, которым предписано голодать. И в «золотом», и в «серебряном» веке скандинавского кино Норвегия маячила на втором плане, удовлетворяясь участием в консорциуме арийцев – немцев, шведов, датчан: большинство более-менее громких фильмов последних лет, к которым приложили руку поданные Харальда Пятого – от трилогии про девушку с татуировкой до байопика Макса Мануса – именно совместного производства.

#{image=591519}Это умение ладить с чужеземцами от камеры стало для норвежцев чуть ли не национальной чертой, даже и с Советским Союзом местные кинематографисты – «обслуга кровавых натовцев» – могли договориться в эпоху холодной войны и споров за акваторию северных морей. Простой советский гений Ростоцкий снимал в их компании приключения Кукши из Домовичей («На камнях растут деревья»), вечный троечник Грамматиков – «Мио, мой Мио» с тринадцатилетним Кристианом Бэйлом в роли Юм-Юма, перепугав в итоге либеральный западный люд брутальными советскими нравами.

При этом чисто норвежское кино как было, так и остается для российского кинопроката известным деликатесом. «Первое свободное поколение» еще припомнит экзотическое лакомство – сказки про викингов. Гурманы назовут фамилии Нильса Гаупа и Йенса Лиена. Наконец, любители пищи попроще да понажористей явно знакомы с посконной норвежской трешугой (в хорошем смысле) – хитами недавнего времени: во-первых, с экспериментальными «Охотниками на троллей» –  чем-то средним между «Ведьмой из Блэр» и «Монстрами» Эдвардса, во-вторых, с «Операцией «Мертвый снег» – маленьким шедевром антифашизма, которому очень хочется присудить какую-нибудь специальную премию (за лучший зимний фильм про нацистов-зомби, например).

#{movie}В этом смысле «Охотники за головами» – кино знаковое, а для самой Норвегии – почти «мундирное». Без участия датчан всё равно не обошлось, тем не менее, это именно национальная удача: экранизацию популярного детективщика Ю Несбё заметили в глобальном киномире, патриотичные норвежцы поддержали её кроной, англоязычный голливудский ремейк обещает быть. Последнее обстоятельство, впрочем, отрадным не назовешь: «Охотники» потому и выглядят столь свежо, что лишены поднадоевших голливудских штампов.

Преуспевающий хедхантер Роджер Браун преуспевает недостаточно, да и ростом не вышел. Комиссионные, что выплачивают ему за поиски новых топ-менеджеров, вполне щедры, но у него слишком дорогой дом, а у его слишком высокой жены – слишком затратное хобби. Опасаясь, что обожаемая супруга найдет кого-то попрезентабельнее, Роджер покупает её лояльность за счет «халтурки» – картинных краж. Придет день, и он, переспав не с той женщиной, стырит подлинник Рубенса не у того человека. Конкретно – у хедхантера в посконном смысле этого слова. Дальнейшая игра в знакомом стиле «ты убегаешь, я догоняю» пройдет под знаком мужских комплексов, промышленного шпионажа и русской поговорки «снявши голову, по волосам не плачут».

Уже понятно, что «Охотники» – не выморочная скандинавская заумь, снятая за горстку эре, а жанровый детективный триллер, рассчитанный на более-менее широкую аудиторию. Режиссер Мортен Тильдум выступает тут совсем не новатором, мыслителем, мастером метафоры, фиги и проч., что так ценят на фестивалях, а крепким ремесленником. В предложенных обстоятельствах это бесценно: авторский кинематограф и без Тильдума жив, а вот жанровый частенько наводит тоску, и я сейчас не только про Норвегию.

В том, что касается интриги, ритма, саспенса и громких хлопков в ладоши (сиречь подачи неожиданных решений), «Охотники» не уступают привычному для нас голливудскому продукту, но выделяются из его ряда интонацией – свежей, как скандинавский климат. Выше уже сказано, что в фильме почти нет шаблонных приемов, заезженных планов и поворотов с переворотами, столь присущих конвейеру, а отсутствие сеченого монтажа и компьютерных спецэффектов придает картине обаяние ретро, за которое пару-другую заусенцев можно и простить. Коготок увяз, да птичка не пропала.

Характерно, что кровавой составляющей фильма заусенцы как раз не касаются: в «Охотниках» садизм – это где надо садизм, он объясним и полностью оправдан сюжетом, хотя местами поморщиться придется. Вообще, мирные, терпимые, законопослушные нации любят снимать жестокое кино – Скандинавия тут показательна, еще более показательна Корея; в России и США, где куда как менее мирно и спокойно, на такое смотрят да кривятся, требуя ограничить и запретить.

Но за счет каких именно кадров «Охотников» можно бы было сделать чуть более диетическими – вопрос открытый: крошево из мозга и черепной коробки тут выглядит менее отталкивающе, чем важнейшая сцена – выбривание головы станком-в-три-лезвия. После нее герою уже волей-неволей начинаешь сочувствовать, понимая, что речь идет о конфликте скверного с совсем чудовищным. И дело даже не в том, что за картинными кражами зрителю видится безобидный олдслкул в духе Томаса Крауна, а в свете промышленного шпионажа – молодой, непредсказуемый, свирепый хищник новой эры. Но в том, что ворюга нам по-прежнему милей, чем кровопийца. Эту спорную с точки зрения морали игру в «Охотниках» нам навязывают почти насильно, и мы её принимаем, не моргнув: пожалей сволочь, полюби её – и мы жалеем, даже любим. Мелким жалость вообще перепадает чаще прочих.

Тем более что мелкий отплатит, жестоко отплатит, на то у норвежцев (и Тильдума, и Несбё) имеется богатый набор кунштюков. Нырнет в зябкое, поганое очко деревенского сортира. Распнет на тракторе белого пса. Истечет кровью меж двух копов-близнецов – одышливых жиробасов. В конце концов, это фильм о страхе – о страхе представителя «чистой публики», уже неотличимого от деревенского дурачка (ибо в дерьме, на тракторе и с мертвой собакой). Страх гонит вперед, он соскребает лоск с физиономии и амальгамку с реальных чувств: небрежная любовь вдруг окажется любовью до гроба, а пафос чайлдфри – не позой, а комплексами северного мужчины невысокого роста. Страх привносит остроту в мир как будто идеального, размеренного быта, в мир галстуков, пентхаусов и корпоративной вежливости. Страх искупает грехи – не все, но многие, правда, лишь в глазах того, кто готов себя ассоциировать со скверным и скверной.

Репутация – еще одно слово, которое тут склоняют на все лады. Несбё и Тильдум – люди умные, они понимают, что воздаяние должен получить не столько тот, кто виноват, сколько тот, кого общество (включая общество зрителей) считает виноватым.  К справедливости всё это отношения не имеет, так что ж: человек несовершенен, общество – тем более, а расклад на сегодня таков, что одним – пулю, а других – в дерьмо. «Народу нравится». Да так оно и смешнее.

«Над кем посмеялся, тому уже простил, того даже полюбить готов», – писал Тургенев по другому поводу. Имея рост за 190, Иван Сергеевич взирал на людей со свойственной гренадерам снисходительностью.