Мир неумолимо возвращается к логике сфер влияния, где право голоса имеют только те, кто обладает реальной силой и готовностью ее применять. США, Россия и Китай сегодня именно так и делят планету, ведя сложный, многоплановый торг по всему периметру от Тайваня до Венесуэлы и от Ирана до Арктики.
Технологии и нарративы украинской пропаганды, которые успешно зарекомендовали себя ранее, сейчас не работают. Невозможно убедить человека, у которого в доме нет электричества, в том, что скоро будет победа.
Беда в том, что неоязычество предлагает не игру – а альтернативную идентичность. И эта новая, искусственная идентичность означает разрыв с реальной историей и реально существующим русским народом.
Лидер проката в странах СНГ за неделю не изменился – это «Живая сталь». В затылок ей дышат новые «Мушкетеры», а вот бронза неожиданно досталась легендарному Стивену Содербергу и его «Заражению» – отличному фильму, явно не рассчитанному на массового зрителя. Ипохондрикам его смотреть и вовсе противопоказано.
«Заражение» – форменное (и как бы не намеренное) издевательство над попкорн-аудиторией. Для таковой аудитории Лоуренс Фишборн – это, прежде всего, Морфеус, Кейт Уинслет – это Роуз, Мэтт Деймон – это Борн, Марион Котийяр – это «жена этого... из «Начала», сам Содерберг – это «11 друзей Оушена», а, собственно, «фильм-катастрофа» – это яркость, кровавость и красивость от голливудского немца – Эммериха, Петерсена и... и почему бы не Содерберга, в конце-то концов.
#{image=565971}Получив в итоге фестивальную, академичную по духу драму, попкорн-аудитория взвыла, как взвыл бы любой школяр, обнаруживший под подарочной новогодней упаковкой пенал вместо конструктора «Лего» или «Арбидол» вместо шоколадки.
Счет тем, кому «Арбидол» не помог, в фильме идет на миллионы; беда пришла оттуда, откуда её перманентно ждет наш глобализированный мир – из Азии. У изменившей мужу американки идет ртом пена, поручкавшийся с ней японец падает в обморок в автобусе, китайцы вымирают деревнями, блогеры прозревают мировой заговор, медицина бессильна. Три недели спустя в США закончатся мешки для трупов, а зритель начнет вздрагивать от того, что в кинотеатре подозрительно часто покашливают.
Формально это фильм про хрупкость и уязвимость человеческой цивилизации. И не только в том смысле, что очередная инфлюэнца с Востока может выкосить человечество под корень, но и в том, как быстро это человечество может оскотиниться, как запросто с людей слетает налет цивилизованности, обнаруживая оскал за улыбкой и стадо за «группой товарищей». Чуть брошен слух, что витаминов на всех не хватит, аптеки и супермаркеты грабятся подчистую, на улицах вырастают горы мусора, в хоум, свит хоум вламываются мародеры, а шакалы превращаются в героев, очень часто – в народных.
При этом Содерберг нарушает все неписаные правила «эпидемиологического кино», раз за разом выворачивая сценарий так, что «Заражение» выглядит изощренным издевательством над зрителем и его ожиданиями. Убивает к середине фильма тех персонажей, которые по всем признакам должны были выжить, и выставляет беспомощными мещанами тех, кто должен был всех спасти. С садистским удовольствием заставляет актеров артикулировать сложные медицинские термины. Любимца женщин Деймона делает чересчур одутловатым, любимицу мужчин Пэлтроу – чересчур постаревшей, любимца геев Джуда Лоу – чересчур кривозубым. Наконец, за поворотом, откуда должны бы были выпрыгнуть зомби, террористы, группа зачистки в эсэсовских шлемах, участники правительственного заговора или на худой конец обезьянка (см. «Эпидемия»), не оказывается никого, кроме медика со скучной лекцией про то, что руки надо мыть почаще, а до лица дотрагиваться пореже.
С точки зрения массового зрителя, всё это проигрывает «крутому фильму-катастрофе» так же, как семинар в МГМУ имени Сеченова проигрывает телепередаче Геннадия Петровича Малахова. Ибо скучно, братцы. Лечиться ведь надо зрелищно – гомеопатией, ослиной мочой, Божьим словом и рукою Чумака, тем более «фармацевтические фирмы в сговоре», «а власти скрывают», «вот один блогер про это хорошо написал». Но вместо того чтобы предложить всем и каждому панацею пополам с териаком, Содерберг ударяется в реализм и спокойно объясняет, почему лекарства не будет, а если будет, то не сразу, а если сразу, то не для всех. Бубнит что-то про ДНК свиньи, орешки на стойке бара, кредитные карточки и марлевые повязки. Берет на себя смелость утверждать, что правительство от вас, тупые уроды, ничего не скрывает, а если скрывает, то для вашей же пользы, и вообще, правительство (прямо по Пушкину) – это единственный европеец. Так уж вышло, что власть гораздо умнее народа – почти любая, почти любого, почти всегда.
#{movie}Для большинства, где каждый знает, как управлять государством, эта мысль абсолютно невыносима. Особенно если это большинство – блогеры.
Кстати, о блогерах. Главных героев в фильме нет, все упомянутые звезды первого эшелона заняты в ролях со второго по пятый план, и разве что Джуд Лоу в образе блогера может рассчитывать на чуть большее внимание аудитории, ибо он здесь – примета времени. Блогеров аудитория обычно любит, а вот Содерберг, наверное, не очень. Разговоры о раскрытии правительственного заговора и «горизонтальной структуре гражданского сопротивления» в «Заражении» выполняют ту же функцию, что и канистра с керосином на пожаре или оружейный выстрел в густой толпе. Потому, наверное, что и в эру Интернета дилетанты остаются дилетантами, и «за спиной у них филфак, а может, ГИТИС». Причем дилетанты с распухшим эго – это еще не худший сценарий, понятий «провокатор» и «сребролюбец» тоже никто не отменял. Уместно вспомнить, как после взрыва в Домодедово пользователи «Твиттера» бросились в аэропорт развозить раненых, потому что кто-то кому-то сказал, будто таксисты задрали цены (хотя у такси Домодедово цены фиксированные). Итогом стал транспортный коллапс на въезде, через который с трудом прорывались машины скорой помощи.
Одним словом, Содерберг снял прекрасный – реалистичный, трезвомыслящий и обязательный к просмотру фильм. Будучи признанным мастером нелинейного сюжета и многофигурных конструкций, спаял глобальное полотно из многих кусочков, да так, что швов почти не видно. Сделав упор на технику распространения вируса – от чиха в автобусе до фишек в казино, на которые подули на удачу, – углубился во многое множество бытовых и медицинских подробностей, что одним навевает скуку, а другим – искреннюю жуть. Отказавшись от симпатий и ставок на победителя, приподнялся над человечеством, наблюдая за ним – нет, не как за муравейником, муравьи известны слаженностью и взаимовыручкой, а как за гадюшником.
Другое дело, что вовсе обойтись без доблести единиц было бы невозможно – это, во-первых, нереалистично, а во-вторых, совсем уже свинство по отношению к зрителю (даже большее, чем предложенный Содербергом финал). Но именно тогда, когда холеный чиновник от медицины проникается состраданием к чужим чумазым китайцам, когда высокопоставленный доктор жертвует свое лекарство сыну мусорщика, когда лаборант повторяет подвиг Жака Понто (свою сыворотку от змеиного яда уважаемый швейцарец испытал, дав искусать себя гадюкам), из цельной, как скриншот, и холодной, как гранитная плита, картины начинает пробиваться фальшь. Романтический всхлип в конце также выглядит несколько неуместно – неуместней черного юмора в духе «Ваша жена умерла!» – «Я могу с ней поговорить?», пробившегося в начале. Есть мнение, что гармонично снимать подобные пассажи – с выпускными балами, семейными фотографиями и словами за любовь – могут только те режиссеры, которые сами хотя бы чуточку любят людей и верят в человечество, чего за Содербергом отродясь замечено не было. Он, судя по всему, предпочитает контактировать с людьми пореже и через марлю – и нам того же советует.
По сути, это лишает картину сверхзадачи, её тут попросту нет. Только факты, естественные реакции, поведенческие механизмы, вирусология, не вымытый вовремя стакан. Не очень понятно, что нам в итоге хотели сообщить, подняв явно несвежую тему. Ну не то же, что все блогеры – сволочи, а инфекция инфекции рознь. Пусть от атипичной пневмонии умерли сотни, а от типичной ежегодно мрут тысячами, но лучше все-таки перестраховаться, чем недоглядеть. Готовиться к войне именно потому, что жаждешь мира.
Да, разумно. Но – мелковато. Для Содерберга – особенно.
Еще обиднее, что режиссер троллит зрителя как бы нехотя, слишком равнодушно, почти без искры и вовсе без души (ему – атеисту – так положено), а меланхолия и отрешенность редко идут большим художникам, которым Содерберг, безусловно, является. Уж по крайней мере мы этого от них не ждем и рады бы обмануться, как рады понадеяться на чудо, чтоб лишний раз сплоховать. Клясть власти и пореже смотреться в зеркало. Пить за рулем да плевать через плечо. Не верить в очевидное, но доверять оригиналам.
Реализм реализмом, но все мы тут зрители. А также блогеры. И в Интернете кто-то не прав.
Российская пшеница по-прежнему остается номером один на мировом рынке. США и ЕС планомерно сдают свои позиции, не выдерживая сложные условия, а именно: низкий уровень мировых цен. Российское же зерно десятилетиями покупают преданные фанаты. В чем же секрет выживаемости российской пшеницы? И каков потенциал у новых для России зернобобовых культур?
Подробности
27 января Россия отмечает день полного снятия блокады Ленинграда. Однако в блокаде участвовали не только немецко-фашистские, но и финские Вооруженные силы. Вся история Финляндии со времен XIX века содержит примеры агрессии, предательства и неблагодарности в адрес России – а также того, как Финляндия была за это наказана.
Подробности
85 лет назад, в январе 1941 года, в СССР стартовало проектирование так называемого ампуломета. Это был один из примеров уже забытых сегодня систем вооружений, на которые в первый период Великой Отечественной делалась серьезная ставка. Что это были за системы и почему они в итоге не оправдали надежд?
Подробности
Владимир Зеленский поставил перед военными задачу вывести потери России на фронте до 50 тыс. человек в месяц. По мнению экспертов, это указывает на потерю Зеленским морального облика на фоне серии политических и дипломатических поражений. Они провели исторические параллели с аналогичными «KPI по убийствам» Пол Пота и японских милитаристов.
Подробности
«Вместо помощи я просто была в каком-то аду». Такими словами рожавшие когда-то в роддоме Новокузнецкой городской клинической больницы № 1 рассказывают сегодня о своем опыте. Их слова стали особенно важны после того, как вскрылся факт массовой гибели младенцев в этом роддоме.
Подробности
Мир неумолимо возвращается к логике сфер влияния, где право голоса имеют только те, кто обладает реальной силой и готовностью ее применять. США, Россия и Китай сегодня именно так и делят планету, ведя сложный, многоплановый торг по всему периметру от Тайваня до Венесуэлы и от Ирана до Арктики.
Технологии и нарративы украинской пропаганды, которые успешно зарекомендовали себя ранее, сейчас не работают. Невозможно убедить человека, у которого в доме нет электричества, в том, что скоро будет победа.
Беда в том, что неоязычество предлагает не игру – а альтернативную идентичность. И эта новая, искусственная идентичность означает разрыв с реальной историей и реально существующим русским народом.
Отношения между главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и главой евродипломатии Каей Каллас окончательно испортились. В частном порядке Каллас называет начальницу диктатором, утверждают европейские СМИ. Судя по всему, так она пытается спасти собственную карьеру.
Президент Сербии Александр Вучич заявил, что, по его информации, Украина станет членом ЕС уже в 2027 году. О том, что такие планы существуют, говорил и премьер Венгрии Виктор Орбан. Пока это кажется невозможным, даже гибельным сценарием для Евросоюза. Пока.
Ряд американских СМИ со ссылкой на источники сообщили, что США окончательно сворачивают свое военное присутствие в Сирии. Это связано с решением о предательстве очередного союзника, которое приняли в Вашингтоне.
В информационном поле зачастую встречаются переименованные Украиной названия населенных пунктов, расположенных на исторических территориях России. Как правильно их называть и писать? Официальные российские названия этих городов и сел – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Чем цифровой рубль, вводимый в России как еще одна форма национальной валюты, отличается от безналичного? А главное – в чем его преимущества? Об особенностях цифрового рубля – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Ранее служившие в российских силовых структурах граждане России уже в статусе гражданских лиц имеют право стать резервистами Минобороны РФ. Какие задачи выполняют резервисты и при каких условиях – в инфографике газеты ВЗГЛЯД
Февраль – месяц короткий, но с точки зрения социальных выплат напряженный. Его наступление всегда волнует и пенсионеров, и семьи с детьми. Нужно планировать бюджет, учитывая не только сокращенное количество дней, но и государственные праздники, которые напрямую влияют на график перечислений. Когда в феврале 2026 года стоит ждать пенсии и все основные детские пособия, как работают переносы из-за выходных и 23 февраля и на что важно обратить внимание?
С 1 февраля 2026 года в России проводится очередная индексация пенсий и социальных выплат. Повышение затронет пенсионеров, семьи с детьми, получателей федеральных пособий, а также граждан, пользующихся мерами господдержки, привязанными к уровню инфляции. Размер индексации составляет 5,6% – именно на такую величину выросли потребительские цены по итогам 2025 года. Повышение применяется автоматически и не требует подачи заявлений.
Февраль в народном календаре всегда занимал особое место. Это не просто самый короткий месяц года, а время перелома, когда зима борется с весной, а темнота постепенно уступает свету. Именно в феврале заканчивается один жизненный цикл и начинается подготовка к следующему. Наши предки придавали большое значение февральским приметам, ведь они помогали не столько предсказать погоду, сколько понять внутренние ритмы жизни, настроиться на грядущие перемены и проверить, насколько прочно выстроены быт и отношения.
Группа немецких военнослужащих покинула Гренландию столь же внезапно, как и полетела на этот принадлежащий Дании остров. В целом же миссия бундесвера в Гренландии продлилась менее чем двое суток – хотя изначально предполагалось, что она будет длительной. Похоже, что в Берлине испугались даже символического военного присутствия в Гренландии в условиях давления США.
2026 год начался с крайне агрессивных шагов президента США. Дональд Трамп отдал приказ по нефтяной блокаде Венесуэлы, захвату венесуэльского лидера Николаса Мадуро и резкому усилению давления на ряд других стран, от Кубы и до Ирана.
Весьма неприятный подарок под Новый год преподнес Дональд Трамп главе киевского режима Владимиру Зеленскому: президент США потребовал провести на Украине президентские выборы. В Киеве до последнего времени отказывались проводить голосование, выдвигая для него неприемлемые условия – но на этот раз Зеленскому будет сложно отвертеться от выборов.
Цикл видеолекций и статей о ярких и спорных событиях отечественной истории, охватывающий период от Древней Руси до «мюнхенской речи». Рассказываем о героях эпохи с юмором и фактами.
Классический русский репортаж – победы и испытания, признанные герои и на первый взгляд незаметные труженики, обстоятельные и драматические очерки жизни в практически всех регионах России. Спецкор Юрий Васильев ведёт непрерывную хронику жизни нашей страны.
«Слово ветерана» – серия интервью, в которых ветераны СВО делятся личными историями о возвращении к мирной жизни. Их рассказы содержат как практические советы другим ветеранам, так и помогают понять глубину переживаний и трансформации личности бойцов, прошедших испытание войной.
Цикл статей и авторских колонок и графических материалов, посвященных теме защиты национальных интересов России и сохранения социокультурной идентичности в условиях внешнего давления.
В канун Нового года газета ВЗГЛЯД предложила читателям написать письма бойцам на фронт. Откликнулись люди разных возрастов из России, Белоруссии, Казахстана, Германии, Индии и др. Письма были опубликованы и отправлены бойцам в зону СВО.
Интернет-журнал vzdigest.com с адаптированными под англоязычную аудиторию аналитическим статьями и мнениями по проблемам международной политики, экономики, социальным и культурным вопросам. Цель проекта – преодоление языкового и культурного барьера в донесении российского взгляда на ключевые проблемы современности.
Известные политические и общественные деятели, а также обычные граждане России самых разных профессий – от учителей до спортсменов – отвечали на вопрос, зачем участвовать в голосовании на выборах президента 2024.