Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.
Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.
Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Режиссер «Монстров» Гарет Эдвардс вернул кино народу. Заставил поверить, что каждый желающий, будь у него в распоряжении камера да пара средней руки актеров, может снять такой фильм об инопланетянах, что весь мир ахнет. В этом смысле «Монстры» – антипод «Аватара». Но вот с точки зрения гуманизма – точная копия.
В середине «нулевых» трое московских студентов устроили себе трехнедельные каникулы на Кавказе и в перерывах между скалолазанием и шашлыкотерапией сняли фильм «Крымская геморрагическая лихорадка». Сценария у того фильма не было, бюджет соответствовал одной пятисотенной купюре (цена двух игрушечных автоматов и одного набора для бадминтона), но сюжет был: пробудившийся в скважине Ессентуки-17 от многовековой спячки клещ-мутант сеет панику и смерть в мирном курортном городке.
Коли снял из засады спариванье (людей ли, гигантских осьминогов ли), то и фильм, безусловно, удался
Утолив застарелый голод человеческой плотью, распоясавшийся монстр принялся за уничтожение памятников архитектуры и распространение смертоносного вируса лихорадки: уродуя тела безвинных отдыхающих своими отвратительными клешнями, клещ плевал в кровоточащие раны инфицированной слюной. Не в силах справиться с мором и хаосом, мэрия города была вынуждена запросить помощи у спецназа княжества Лихтенштейн.
Мы (да, и я там тоже был) посвятили ту картину жертвам немотивированной агрессии членистоногих.
Бибисишник Гарет Эдвардс тоже снимал своих «Монстров» во время трехнедельного отпуска, имея под рукой двух актеров (все остальные, как и в случае с «Лихорадкой», просто мимо проходили), но не имея сценария. Живой звук, естественный свет, непрофессиональная камера, созданные природой декорации. А учитывая разницу между бюджетами среднего российского и среднего англосаксонского фильма, сопоставим и размер затраченных средств (15000 долларов против 500 рублей). Словом, «игра была равна».
#{image=444020} Хорошая новость в том, что у Эдвардса получилось лучше. Несоизмеримо, категорически лучше, благо наличествовали у него и талант, и познания в спецэффектах, и план действий, и серьезный подход к вопросу (то есть всё то, чего троим дуралеям-студентам взять было неоткуда).
А теперь плохая новость: до «прорыва в кинематографе», как представили ленту патриотичные британцы – земляки Эдвардса, «Монстры» никак не дотягивают.
Не став искать клеща на родной планете, Эдвардс занес к нам недружелюбную тварь из космоса. Прибыв на спутнике NASA, тварь успешно размножилась, стала персонажем мультфильмов да темой для граффити и, в конце концов, заставила человечество превратить всю северную Мексику в санитарную зону. Попасть в ту зону мечтает американский фотокорреспондент, благо за каждую фотографию убитого космическим осьминогом ребенка начальство платит по 50 тысяч долларов.
Увы, в долгожданную командировку шеф не преминул и поганку завернуть, потребовав для начала переправить домой из южной Мексики непутевую дочь, дабы сдать её с рук на руки нелюбимому жениху. Фотокорр честно постарается – и доставить беглянку, и совратить её же на пороге призонного отеля, но, не получив ласки, найдет её в постели местной армиды. Обошлось без клофелина, однако итоги те же – ни денег, ни паспортов, только жестокое похмелье. Не решившись тревожить газетного магната телеграммой «папа, вышли денег» и не поинтересовавшись расположением ближайшего аэропорта, герои двинутся сквозь зону на свой страх и риск, цепенея от мычания каждой коровы – у ктулхов наступает брачный сезон, в рамках которого они, как считается, «зохавают всех».
Или – не «зохавают». Может быть, наоборот – падут жертвой американской военщины и химического оружия. В любом случае, стоит знать, что «монстры» – это не только слоноподобные осьминоги, но и человечество. То самое бессердечное человечество, что платит по 50 штук за фото мертвых детей и требует от мексиканцев неподъемных денег за билеты в лучшую жизнь по ту сторону инопланетян – в Соединенных Штатах.
«Монстров» часто ставят в один ряд с шедевральным «Районом номер 9» Нила Бломкампа, а зря: с гуманистической точки зрения эти режиссеры с разных планет свалились. Бломкамп, описывая гетто для своих инопланетян, как бы говорит нам: «фашизм и апартеид – это плохо», но тут же разводит руками «а что делать?» По Эдвардсу если, хуже фашизма (а также, возможно, капитализма) на свете этом и нет ничего, а все заслоны на границах – от инопланетян ли, от гастарбайтеров ли – лишь следствие нашего страха, нашей злобы, нашего нежелания понять и принять. До открытого призыва «разрушьте эту стену» – мечту правых республиканцев – ему не хватило буквально полтона.
#{movie}Для BBC создатель (и режиссер, и оператор, и художник по спецэффектам, и автор идеи) «Монстров» снимал телесериалы, но подчас кажется, что документалки о животных. По крайней мере, к людям он относится как к заурядной фауне, за которой наблюдает немой свидетель – камера. Взаимоотношения в рамках вида Sapiens рода Homo интересуют его как Николая Дроздова брачные взаимоотношения страусов, то есть люто, бешено, жадно. А уж коли заснял из засады спариванье (людей ли, гигантских осьминогов ли), то и фильм, безусловно, удался.
Как и всякому натуралисту, Эдвардсу свойственна экологичность мышления, уважение к пищевой цепочке, жалость к редким и эндемичным – кракену, пиренейской выхухоли, перепончатокрылому склису, хорьку-паникеру, североамериканскому кролику-зануде. Когда головоногий сабж с тоскливым воем протянет к героине свои тентакли, в том видится не близость смерти, а желание тепла и контакта, слышится не угроза, а грустная песнь отбившегося от сородичей кита из нашумевшей документалки (тоже, кстати, снятой для BBC).
Что до человека, он, как известно, самый жестокий хищник, априори монстр, априори не прав – как на чужой территории («Аватар»), так и на своей («Монстры»). Чтобы доказать, что практически любая инопланетная цивилизация лучше нашей, Кэмерону понадобились многие миллионы и свой собственный «дивный новый мир», тогда как экономный Эдвардс обошелся лэптопом, над которым склонился и шепчет – «Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'лье вгах'нагл фхтагн». Где он видел человечество, было понятно еще по телевизионному «Концу света» – четырем сценариям Апокалипсиса, каждый из которых люди заслужили в равной степени.
Впрочем, способность людей к нравственному восхождению признается обоими режиссерами: у Кэмерона герой предает свою расу, у Эдвардса признает, что фотографировать мертвых детей аморально. Эта воинствующая благоглупость (расчетливая у Кэмерона и вполне искренняя у Эдвардса) категорична и непоследовательна настолько, что поддаться ей, право, немудрено. Пусть будет мир, секс, гармония, сосуществование всех тварей земных и небесных. Пусть шелестит тысячелетними кронами спасенный Химкинский лес.
Разумеется, всё это роуд-муви с осьминогами одними только нотациями зеленого хиппи не ограничивается. Было бы подло не признать, что Эдвардс действительно умеет снимать кино, снимать хотя и с презрением к сценарию, но мастерски, на совесть. Однако «Монстры», с какой стороны на них ни посмотри, всё-таки социальный, а не художественный посыл. И главное в этом посыле то, что кино опять, как и в период «Новой волны», стало по-настоящему народным искусством.
Одним рывком этот молодец доказал, что любительская малобюджетка – это не только трэш в духе студии «Трома», где вместо голов взрываются тыквы, не только артхаус о богатом внутреннем мире юных гомосексуалистов, не только ужастики-мокьюментари типа «Ведьмы из Блэр» или «Паранормального явления», но и пригодная для широкого проката фантастика с полноценными спецэффектами, режиссурой, посылом, мыслью. Безусловно, речь не о том, что впервые за несколько поколений в мир явился гений такого рода, а просто взял своё научно-технический прогресс, и теперь любой школьник может сделать на ПК то же, над чем месяцами трудились лаборатории Голливуда. Но первым был всё-таки Эдвардс, а кто первым встал, того и тапки. Восхищаться не восхищаемся – нечем там восхищаться. Но – уважаем, да.
Немаловажно и то, что «Монстры» стали укором гигантомании и любви к освоению средств, в том числе российской гигантомании и российской любви. Гениев у нас всегда ценили за размах, и мысль о том, что Сергей Бондарчук потратил на «Войну и мир» больше, чем царь-батюшка на кампанию 1812 года, цитируется хотя и с иронией, но гордо. Эдвардс – другой школы, из британского филиала пресловутой «американской мечты», вундеркинд породы «не от мира сего», причем весьма гармонично увязывающий свою экономность со своим пафосом: действительно, о каких еще миллионных бюджетах может идти речь, раз дети Габона голодают.
Но всё-таки – уж слишком он «не от мира», в нашем мире без клещей и осьминогов жить как-то уютнее. Даже и в «Крымской геморрагической лихорадке» на монстра нашелся свой средний лейтенант Петров, от рук которого и пала тварь, позволив Кисловодску мирно встретить первый луч ласкового всепрощающего солнца.
Впервые в постсоветской истории иностранная страна может начать собирать российские самолеты на своей территории. Такой план вынашивает Индия, с которой у России давние тесные связи в сфере боевой авиации и ракетостроения. Теперь Дели признал наши компетенции и в гражданской авиации. Индия хочет собирать самолеты Superjet и Ил-114. Причем как для своего огромного рынка, так и для дальнейшего экспорта. Чем этот проект выгоден каждой из сторон?
Подробности
Еврокомиссия наложила штраф на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) в размере 120 млн евро. Это событие вызвало шквал критики со стороны американских властей. По мнению экспертов, произошедшее обнажает глубокий идеологический раскол между США и ЕС. К чему приведет «цифровое» противостояние на Западе и почему лицом этого конфликта отчаянно стремятся стать европейские «Зеленые»?
Подробности
На полях сражений украинской спецоперации остались десятки тысяч единиц разбитой военной техники. Однако даже в таком состоянии при определенных условиях она может принести пользу и даже большую прибыль. Что нужно для этого сделать и какие опасности важно при этом учесть?
Подробности
Европа получила два чувствительных удара одновременно. Первым из них стала публикация новой американской стратегии нацбезопасности, но не менее серьезным – итоги визита французского президента в Китай. И то и другое обнажило целый ряд фундаментальных слабостей современной Европы. Макрон признал, что «сегодня мы находимся меж двух огней, и для нашей промышленности это вопрос жизни и смерти». О чем идет речь?
Подробности
В результате взрыва в Ставрополе погиб Заур Гурциев – ветеран СВО и руководитель воздушной части операции по освобождению Мариуполя. В момент взрыва рядом с ним находился еще один человек.
Следствие рассматривает несколько версий произошедшего, в том числе теракт. Эксперты допускают, что взрывное устройство мог принести второй погибший, которого втемную использовали украинские спецслужбы, а взрыв мог быть осуществлен дистанционно.
Подробности
Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.
Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.
Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
«Если Россия сделает это, если начнет большую войну за освобождение Европы, она получит наших Optimus. Миллионы Optimus будут в распоряжении Владимира Путина», – заявил самый богатый человек мира Илон Маск. Что это с ним?
Администрация президента США опубликовала новую стратегию национальной безопасности. В том, что касается отношений с Россией, она значительно отличается от предыдущей.
Расшифровка переговоров между лидерами стран ЕС и Владимиром Зеленским стала общедоступной, чему никто из них не обрадуется. Помимо прочего, европейцы обвиняют США в предательстве, но главный вопрос – кто организовал эту скандальную утечку.
В информационном поле зачастую встречаются переименованные Украиной названия населенных пунктов, расположенных на исторических территориях России. Как правильно их называть и писать? Официальные российские названия этих городов и сел – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Чем цифровой рубль, вводимый в России как еще одна форма национальной валюты, отличается от безналичного? А главное – в чем его преимущества? Об особенностях цифрового рубля – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Ранее служившие в российских силовых структурах граждане России уже в статусе гражданских лиц имеют право стать резервистами Минобороны РФ. Какие задачи выполняют резервисты и при каких условиях – в инфографике газеты ВЗГЛЯД
Зима в Москве – это не только мороз и короткий световой день, но и волшебное время для активного отдыха. Катание на коньках под открытым небом стало неотъемлемой частью городской культуры, идеальным вариантом для свидания, семейного выходного или дружеских встреч в преддверии праздников. Актуальный гид на сезон 2025-2026 подскажет, как спланировать зимний отдых: топ самых популярных катков с ценами и расписанием, обзор бесплатных городских площадок, подборка вариантов в Подмосковье и практические советы для идеального катания.
Крещенский сочельник, или навечерие Богоявления – это особый день приготовления к одному из главных православных праздников – Крещению Господню. В отличие от самого Крещения 19 января, которое отмечается торжественно, сочельник носит характер строгого воздержания и молитвенной сосредоточенности. Этот день важен для православных христиан как завершающий этап духовной подготовки, когда верующие вспоминают евангельские события, предшествовавшие выходу Христа на общественное служение.
Новый 2026 год пройдет под покровительством энергичной и благородной Красной (Огненной) Лошади – мощного символа, несущего в себе заряд жизненной силы, страсти и стремления к свободе. В восточной традиции Лошадь олицетворяет стремительное движение вперед, трудолюбие, оптимизм и непокорный дух, а стихия Огня усиливает эти качества, добавляя им яркости, смелости и харизмы.
После коррупционного скандала и бегства приятеля Владимира Зеленского и совладельца его студии «95-й квартал» Тимура Миндича могут всплыть свидетельства о причастности самого Зеленского к масштабной коррупционной схеме, благодаря которой огромные суммы оседали в карманах ключевых украинских чиновников.
Украинская энергосистема погрузилась в хаос, по всей стране начались масштабные отключения электричества. Это стало результатом ударов ВС РФ по энергетической инфраструктуре Украины для осложнения работы украинского ВПК и военной логистики.
Президент США Дональд Трамп поручил Пентагону начать испытания ядерного оружия. Он утверждает, что хочет сделать это «на равных» с другими странами – однако ни одна страна сегодня таких испытаний не производит.
Цикл видеолекций и статей о ярких и спорных событиях отечественной истории, охватывающий период от Древней Руси до «мюнхенской речи». Рассказываем о героях эпохи с юмором и фактами.
Классический русский репортаж – победы и испытания, признанные герои и на первый взгляд незаметные труженики, обстоятельные и драматические очерки жизни в практически всех регионах России. Спецкор Юрий Васильев ведёт непрерывную хронику жизни нашей страны.
«Слово ветерана» – серия интервью, в которых ветераны СВО делятся личными историями о возвращении к мирной жизни. Их рассказы содержат как практические советы другим ветеранам, так и помогают понять глубину переживаний и трансформации личности бойцов, прошедших испытание войной.
Цикл статей и авторских колонок и графических материалов, посвященных теме защиты национальных интересов России и сохранения социокультурной идентичности в условиях внешнего давления.
В канун Нового года газета ВЗГЛЯД предложила читателям написать письма бойцам на фронт. Откликнулись люди разных возрастов из России, Белоруссии, Казахстана, Германии, Индии и др. Письма были опубликованы и отправлены бойцам в зону СВО.
Интернет-журнал vzdigest.com с адаптированными под англоязычную аудиторию аналитическим статьями и мнениями по проблемам международной политики, экономики, социальным и культурным вопросам. Цель проекта – преодоление языкового и культурного барьера в донесении российского взгляда на ключевые проблемы современности.
Известные политические и общественные деятели, а также обычные граждане России самых разных профессий – от учителей до спортсменов – отвечали на вопрос, зачем участвовать в голосовании на выборах президента 2024.