Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

0 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

15 комментариев
9 сентября 2011, 21:25 • Культура

От Болта добра не ищут

«Супер»: От Болта добра не ищут

От Болта добра не ищут
@ kinopoisk.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

Если перст Господа касается твоего мозга, а любимую сажает на наркотики Кевин Бейкон с лицом Бафомета, то выхода нет – иди на улицу и кроши черепа всем встречным гопникам. Несмотря на всю абсурдность фабулы, порою искренне хочется, чтобы супергерой Красный Болт завелся и в твоих родных Ватутинках.

В жизни повара Фрэнка было только два идеальных момента. Во-первых, он помог полиции изловить грабителя, во-вторых, женился на Лив Тайлер. В остальном жизнь Фрэнка не задалась: одноклассники мочились на голову, Иисус улыбался со стены спальни, наконец, однажды в дом Фрэнка заявился наркоторговец, которого вдруг пробило на хавчик. Увы, наркоторговец покусился не только на омлет Фрэнка, но и на жену Фрэнка. Фрэнк плакал и выглядел глупо, но Святой Мститель, защищающий старшеклассников от добрачного секса (сиречь – от ада), подсказал ему путь: пошить суперкостюм, взять в руки газовый ключ и бороться с уличной преступностью.

#{image=554586}«Господи, правда ли ты призвал меня быть героем – Красным Болтом?» – вопросил Фрэнк. Господь ответил утвердительно. И даже послал Фрэнку в помощь напарника – блажную девушку-расистку, торгующую комиксами.

Ахой! Слава героям! Верной охоты, товарищ Маугли!

В России режиссер фильма «Супер» Джеймс Ганн известен как создатель мини-сериала «Порно для всей семьи» – комических сюжетов в традициях ХХХ, где есть все приметы жанра, кроме секса. Теперь его героем стал супергерой, а если сложить один и один, вспоминается «Капитан Оргазмо» – комедия от создателей «Южного Парка» Паркера и Стоуна, где были и порнозвезды, и супергерой, а вот секса не было. Примечательно, что и Паркер, и Стоун, и Ганн начинали свой путь в большое (и не очень) кино со студии «Трома», примечательно – но неудивительно. Если обратиться к таким солдатам кинематографа, как абсолютные его фанаты, для которых жизнь без кино – не жизнь, которые снимают – и лишь потому существуют, то в Америке кого из них ни возьми, через одно (редко – два) рукопожатия выйдешь именно на студию «Трома» и Ллойда Кауфмана – пророка её.

Это в Европе независимые объединения кинематографистов неизменно обрастают философскими манифестами, социальными концептами, конфликтами догм и амбиций, превращаясь в культурологическую веху. У Кауфмана концепт, философия и манифест просты, как тыква: кино – искусство народное, каждый – сам себе режиссер, потому снимать нужно быстро, дешево и жирно – с кровью, сиськами, матерщиной, бугагашенькой, то есть со всем, что ценит зритель. Если желаете взорвать персонажу голову – не мучьтесь, взорвите ту же тыкву. Не впадайте в перфекционизм – чем делать по три дубля, лучше снять три фильма с одного. Пригласите на главную роль первую симпатичную однокурсницу, что согласится сняться топлесс. А главное – плюйте в сторону высоколобых, не ограничивайте себя ни в чем. Тыква – это проще всего, но если в подвале вашего отца стоит машинка по производству спецэффектов, используйте ее обязательно.

У Джеймса Ганна такая машинка нашлась, по крайней мере, Господь делает Фрэнку-Болту трепанацию черепа с помощью вполне убедительных тентаклей. Убедительны также кровь, кишки, расчлененка – забудьте о тыкве. Но много хуже с драками, периодически на линзах камеры мелькают блики, а ряд сцен неуклюжи настолько, что объяснить их можно лишь принципом «одного дубля». Про цинизм, обилие факов и кромешную идиотию с попранием святынь и говорить не стоит: чего вы хотите от кинематографиста с такой-то биографией? Да, на «Троме» многие начинали (от Мадонны и Кевина Костнера до Сэмюэла Ли Джексона и Билли Боба Торнтона), но Ганн начинал как сорежиссер «Тромео и Джульетты» – фильма, где святыни попрали до такой степени, что герои выжили, а татуированные лесбо и говорящие пенисы на общем фоне – это так, баловство, мальчики шутят.

#{movie}Добавлю, что вторым сорежиссером «Тромео» был как раз Кауфман, и вообще: обратить внимание на «Супер» стоило хотя бы для того, чтобы вспомнить об этом замечательном человеке. Благо тут у него есть малюсенькое камео: Джеймс Ганн верен старой дружбе, и верен «Троме», где плодили в основном дешевые ужастики, дурную эротику, примитивную супергеройскую фантастику или пародии на всё на это. Предыдущим полнометражным фильмом Ганна был комедийный хоррор «Слизняк», да и вообще, в кого из съемочной группы «Супера» не ткни – хоть в композитора, хоть в актеров второго плана (приглашенные звезды не в счет), – обязательно напорешься на работу в фильмах типа «Троглодиты» или «Топор-2», которые больше комедии, чем ужасы.

Кстати, Господа в данном фильме озвучивает сам Роб Зомби. Одно рукопожатие, как и было сказано. Максимум – два. И если не до Кауфмана дойдешь, то до Тарантино.

Одна проблема: если раньше трэш от «Тромы» являлся альтернативным кино – игрушкой богемы и канал за постмодернизм, то теперь расчлененка, обнаженка, мат, жестокость, кровь, кишки, фетиши и супергерои-идиоты – это тренд, общее место и передовая Голливуда. Из последнего в этом тренде можно назвать «Пипца», «Защитнега» и – с некоторой натяжкой – «Зеленого Шершня». «Супер» на их фоне не столь ярок, более неказист, а местами и менее циничен, тогда как понятие «циничнее «Тромы» равнозначно понятию «святее Папы Римского».

Когда же Болт начинает общаться с собственной блевотиной, принявшей черты Лив Тайлер, а драки расцветают анимированными вставками типа «BANG!», как в шестидесятническом сериале про Бэтмена (сейчас тот сериал смотрится как трэш не меньший, чем ленты «Тромы»), фильму и вовсе хочется поставить жирный минус – за банальность, ремесленничество и уже сильно поднадоевшие издевательства над христианством (чай, не ислам, голову не отрежут). И я бы поставил, кабы не одно «но».

Последние двадцать минут абсолютной сумятицы вдруг являют неожиданное: все эти друзья и знакомые Кролика, безнадежно впавшие в детство, заигравшиеся в супергероев, шоколадное дерьмо и клюквенную кровищу, на поверку оказываются людьми куда более умными, взрослыми и здравомыслящими, чем многие их коллеги. По крайней мере, у них есть непопулярная ныне манера – говорить неприятную правду.

О том, что лох – это судьба. О том, что войнушка не игра, а пуля – не дура. О том, что хороший человек может превратить союз с ним в рутину, а плохой – сделать его полнокровным. Что вредные родственники, вроде бы мешающие твоему счастью и твоему выбору, на поверку оказываются правы. Что от борцов со злом (и вообще «гражданского общества») вреда и боли зачастую больше, чем от самого зла (и спорить с этим глупо: под флагом борьбы за добро людей вырезали по миллиону за раз). Наконец, что предназначение твое в этом мире действительно может заключаться лишь в том, чтобы однажды передать соль за соседний столик. И всё, что тебе остается, – смириться и не отсвечивать.

Конечно, фильм, где блевотина разговаривает, уровень насилия зашкаливает, а средний диалог содержит фразу «ты кого бы лучше трахнул – мою бабушку или труп?» (правильный ответ – бабушку, и даже не спрашивайте, почему), сложно рекомендовать к просмотру сколь-либо широкой аудитории (а фанаты «Тромы» своего и так не упустят). Тем более фильм, где всё вышеперечисленное сочетается с неприятными для обывателя выводами. Но всё-таки эти беспринципные смехачи, смакующие грязь и жесткость, явно ценят жизнь куда больше, чем режиссеры благоглупых романтических комедий с неизменным хэппи-эндом.

А на наши непонятки им, извините, болт положить. За что и любим.  

..............