Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
17 мая 2011, 13:17 • Культура

Шпион в свободном полете

Сергей Костин выпустил 4-й шпионский роман о Пако Аррайе

Шпион в свободном полете
@ chitaygorod.ru

Tекст: Руслан Сидоров

В свет выходит роман Сергея Костина «Смерть белой мыши» – четвертая история из жизни нелегала СВР Пако Аррайи. Это образец умного, актуального шпионского романа и до обидного убедительное подтверждение строчки из революционного гимна про то, чья рука – владыка и источник избавления от неудобств.

Пако Аррайя – некогда беглый кубинский диссидент, а ныне состоятельный американец средних лет, владелец элитной туристической компании, вегетарианец, заботливый отец, счастливый муж и честный человек, который страшно устал врать любимой американской семье и помнить, что где-то очень далеко у него есть любимая, хоть и совершенно неузнаваемая Родина. Потому что на самом деле Пако Аррайя – выросший в СССР сын испанского коммуниста и полковник Службы внешней разведки.

Сюжет отталкивается не от литературно-киношных, а от вполне жизненно-бытовых шаблонов, что само по себе редкость

Необходимость перекидываться из одного вполне шизофренического состояния в другое терзает героя куда сильнее, чем неудобства и страхи, отличающие работу оперативника-нелегала. В начале эпопеи Аррайя всерьез просил начальство о немедленной отставке, но потом про это, кажется, забыл – на радость читателю

Отметим, что три книжки про Пако Аррайю, вышедшие на данный момент, были подписаны тремя разными авторами.

Стартовал цикл в 2006 году довольно нелепым образом: в серии «Современный русский шпионский роман» (которая в официальных прайсах проходит как «Абдуллаев» – в честь фронтмена) дуплетом вышли сразу два романа, украшенные чудовищной подписью Николая Еремеева-Высочина и комплиментами сопоставимого изящества («Том Круз, удавись от зависти – отныне твоя миссия невыполнима! Джеймс Бонд отдыхает! Джейсон Борн кусает локти с досады. Незабвенный Штирлиц одобрительно похлопывает преемника по плечу»). А первый роман еще и озаглавлен был «Бог не звонит по мобильному». И, несмотря на все это, был весьма хорош (в нем Аррайя бегал по Парижу в поисках коллеги, сгинувшего вместе с таинственным контейнером, а заодно пытался найти и покарать убийц своей первой семьи).

Вторая книга называлась менее вычурно и была безусловным шедевром. Именно в «Афганской бессоннице» начальство обещало Аррайе отставку в обмен на простенькое поручение: отправиться в талибский Афганистан, найти там украденного в Ростове российского генерала, а заодно стырить у шейха Масуда уникальный изумруд. И все это за неделю, пока перемирие между Талибаном и Северным альянсом по случаю Рамадана не перешло в обычную бойню.

Действие нового романа о приключения Пако Аррайи происходит в тишайшей Эстонии (обложка книги) (Фото: mdk-arbat.ru)

Действие нового романа о приключениях Пако Аррайи происходит в тишайшей Эстонии (обложка книги) (Фото: mdk-arbat.ru)

Миссию сильно осложняло то обстоятельство, что Аррайя ни в коем случае не Бонд, Борн или Штирлиц. Он не умеет лазить по стенкам, стрелять с двух рук, извлекать кубические корни в уме или оставаться в том же уме после удара бутылкой по голове. Он просто уникально правдоподобный неглупый мужик без единого уникального умения – если не считать таковыми доброжелательную рассудительность и способность думать, находить и не попадаться.

Это же обстоятельство, видимо, подкупило и массового читателя. Не слишком тиражный релиз (7 тыс. и 4 тыс. экземпляров для первой и второй книги соответственно) был встречен восторгом немногочисленных критиков и равнодушием широкой публики – и сгинул в стоках.

Правда, поклонники страдали недолго: автора подобрало издательство «Популярная литература», позиционирующее себя как мастера превращать в бестселлеры даже монографии об истреблении чесоточного клеща на утконосах среднего возраста. Рука мастера сыграла традиционно: сперва издатель вальнул ранний роман 100-тысячным тиражом. К сожалению, не шедевральную «Афганскую бессонницу», а квеловатое сочинение «Бог не звонит по мобильному» – зато поменял название с претенциозного на никакое («В Париж на выходные»), автором назначил самого героя (Пако Аррайю), а на обложке нарисовал, как уж смог, Хемфри Богарта.

Когда 100 тыс., как и ожидалось, задели рынок по касательной, читатель дождался, наконец, новья. В романе «Рам-рам», заряженном более осторожным тиражом (30 тыс.), Аррайя в неожиданной компании двух конкурирующих по всем фронтам красоток должен был выяснить, кто и зачем убил в Дели давнего друга Пако, тоже шпиона, давно, правда, ушедшего из конторы и перебравшегося в Израиль – видимо, под крыло «Моссада». Задачу герой решил – видимо, в отличие от издателя. Во всяком случае, за четвертый роман «Популярная литература» не взялась.

Зато она сделала паблисити герою – и вернула подлинное имя автору. «Рам-рам» был наконец-то подписан Сергеем Костиным, который ранее то ли стеснялся походов в смежные области, то ли пытался избежать путаницы, связанной с существованием полного тезки-фантаста. И все интересующиеся наконец-то узнали, что летопись славных дел российского нелегала ведет документалист, на тот момент главный продюсер телеканала «Звезда», успевший выпустить во Франции четыре книги об истории советской разведки и подводного ВМФ (написанных на французском, сольно и в соавторстве, в том числе со знаменитым резидентом КГБ Александром Феклисовым).

Теперь личный счет нон-фикшн и беллетристики сравнялся – в свет выходит четвертая история о Пако Аррайе, уже привычно подписанная настоящим именем. Класс и принципы автора никуда не делись. «Смерть белой мыши» – все тот же детектив, психологический триллер, путеводитель и этнографический кондуит в одном флаконе.

На сей раз действие происходит в тишайшей Эстонии, куда Аррайя попадает почти случайно – в разгар скандинавского семейного отпуска получает вдруг из Москвы вялую просьбу глянуть, что там за истерику затеял живущий в Таллине отставной агент. Аррайя сперва убеждается, что истерика вроде самая натуральная и необоснованная – подумаешь, дохлых мышей побрасывают, – потом, подавляя раздражение, проникается серьезностью момента, потом чуть ли не впервые в жизни шмаляет из дробовика, а чуть позже принимается объезжать взрывы, менять внешность и ждать подкрепления.

Костин ведет детективную интригу обстоятельно и очень достоверно, сюжет отталкивается не от литературно-киношных, а от вполне жизненно-бытовых шаблонов, что само по себе редкость, а герой спокоен, смышлен и дико обаятелен, что редкость вдвойне. Особенно с учетом времени и места действия: уж вокруг Эстонии 2006 года можно было накрутить совсем вопиющих кульбитов с участием нацистов, памятников, русскоязычного меньшинства и бочек с арестантами. Костин прошел своим путем – не закрывая глаз и все про всех понимая, но не впадая от этого в пограничные состояния. «Смерть белой мыши» – шпионский роман, сочетающий актуальность с достоинством и интригу с добротностью.

Эти достоинства оценят, как всегда, немногие. «Смерть белой мыши» выходит характерным для немодной качественной прозы тиражом 5 тыс. экземпляров. Книга стала дебютом издательства «Свободный полет» – дочернего проекта одноименной продюсерской студии Сергея Костина. То есть для того чтобы довести до неширокой публики очень ожидаемое продолжение качественного и довольно известного цикла, автору, по сути, пришлось заняться самиздатом.

С одной стороны, такое возвращение шпиона с холода в свободный полет довольно грустно, с другой – как минимум любопытно. Особенно с учетом того, что именно сейчас Костина начинают раскручивать на Западе (например, усилиями лондонской Academia Rossica) как одно из шести примерно наиболее выразительных лиц современной русской литературы.

Будет интересно сравнить результаты.

..............