Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
16 июня 2008, 23:30 • Общество

Революция на книжном рынке

Найдена универсальная защита от интернет-пиратов

Революция на книжном рынке
@ Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД

Tекст: Наталья Ямницкая

Летнее затишье на книжном рынке было прервано беспрецедентной для российской литературы акцией. В открытом доступе в сети появились все произведения авторов, когда-либо писавших для издательства «Популярная литература». И пираты здесь не при чем – книги выложены прямо на новом сайте издательства. Создатели проекта утверждают, что этот ход обречен на успех и в скором времени принесет свои дивиденды. Газета ВЗГЛЯД выяснила, как к этому экстравагантному шагу относится читающая публика.

Издательство «Популярная литература» появилось в минувшем году для производства качественной популярной российской литературы, и всего за 12 месяцев совершило революцию в книжном бизнесе, продавая книги рекордным начальным тиражом в 100 тысяч экземпляров.

Одними из первых творений издательства стали «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и «Гастарбайтер» Эдуарда Багирова, а следом за ними на свет появились шпионские романы Пако Аррайя, политический роман «Нефть» Марины Юденич, а также политическая фантастика «Спираль Ксении Собчак» за авторством известного сетевого писателя Сумерка Богов.

Теперь, благодаря беспрецедентной акции издательства, все эти творения будут доступны читателям в режиме бесплатного доступа на собственном сайте «Популярной литературы».

«Этот шаг для издательства чрезвычайно актуален», – пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов. По мнению эксперта, большинство пользователей Глобальной Сети предпочитают скачивать оттуда бесплатную информацию. А при условии того, что этот процесс охватывает аудиторию по всему миру, при наличии определенных навыков в Интернете можно найти практически любой текст – на английском или на русском языках – и не платить при этом ни копейки.

Конечно, как правило, это является нарушением законодательства, так как книги (музыка, фильмы и т.п.) выкладываются в сеть без ведома правообладателей. Однако это никого не останавливает. Никакие ужесточения законов по защите авторского копирайта не могут положить конец сетевому пиратству.

Поэтому издательство «Популярная литература» решило опередить события и самостоятельно выложить все свои произведения в сеть.

Вопрос с авторскими правами здесь решается просто, так как, по словам редактора «Книжного обозрения», права на книги давно выкуплены у их авторов. Что касается рентабельности проекта, то издатели не сомневаются в его коммерческом успехе. Соглашается с ними и Гаврилов.

«Я бы не стал ставить знак равенства между появлением текста в Сети и потерей статьи доходов, – заявил он. – Публикация текста в Сети – это один из мощных маркетинговых инструментов».

Кстати, в практике «Популярной литературы» уже были подобные случаи. Так полный текст книги Дмитрия Глуховского появился в сети задолго до публикации. Это был очень популярный сетевой проект со своим фан-клубом, читатели общались с автором в режиме онлайн, высказывали свои предложения, часть из которых была учтена в самом произведении.

И это не помешало книге «Метро 2033» разойтись тиражом, который сейчас превышает 250 тысяч экземпляров.

Комментарии экспертов

Александр Гаврилов, главный редактор газеты  «Книжное обозрение»
Александр Гаврилов, главный редактор газеты «Книжное обозрение»
В мире существует тенденция, согласно которой текст любой книги рано или поздно появится в Сети. На Западе эту ситуацию стараются не замечать, а в нашей стране она заметна и понятна. При этом российский пользователь хочет получить как можно больше возможностей, предоставляемых глобальной Сетью, абсолютно бесплатно. Однако я бы не стал ставить знак равенства между появлением текста в Сети и потерей статьи доходов, ведь публикация текста в Сети – это один из мощных маркетинговых инструментов. Если книга, действительно, интересна, то читатель хочет возвращаться к тексту снова и снова.

Дмитрий Глуховский, популярный писатель
Дмитрий Глуховский, популярный писатель
Инициативу «Популярной литературы» я целиком поддерживаю: я с самого начала проповедовал свободу распространения информации и был убежден, что доступность текста в Сети никоим образом не может повлиять на перспективу его продаж. Дело в том, что на сегодня львиная часть активной аудитории являются читателями и пользователями Интернета одновременно. Одни начинают листать текст в Сети, увлекаются и продолжают читать его в бумажном варианте. Другие прочитывают книгу в Интернете, и если она им нравится, покупают ее в реальном исполнении просто чтобы поставить на полку. На самом деле, человек, который не готов платить за книгу, и в реальном мире не лишен возможности прочесть ее бесплатно: например, взять в библиотеке или одолжить у друзей. В целом ничего нового в инициативе нет. Размещение текстов в сети бесплатно играет рекламную роль и только помогает продавать. Например, общая аудитория сайта <a href= http://poplit.ru/metro/ target=_blank>«Метро 2033»</a> составила 600 тысяч человек, <a href= http://poplit.ru/sumerki/ target=_blank>«Сумерек»</a> – около 200 тысяч, при этом общий тираж первой книги в бумажном исполнении составил четверть миллиона, 200 тысяч из которых уже проданы, у второй первый тираж в 100 тысяч подошел к концу, несмотря на очень высокие цены. То есть, больше половины людей, которые могли ознакомиться с текстами бесплатно, в итоге все-таки купили книги.

Александр Альперович, исполнительный директор издательской группы АСТ
Александр Альперович, исполнительный директор издательской группы АСТ
Авторское право для издательства является основным активом, и как им распоряжаться – личное дело каждого. Можно бесплатно раздавать книги на улице, а можно даром выкладывать тексты в Интернете. Возможно, они рассчитывают, что это приведет к большей популяризации их книг, или видят в этом особый PR-ход. Но в части увеличения доходов от продаж вряд ли это сыграет им на руку. Но во всяком случае это было остроумно.

Сумерк Богов, известный писатель
Сумерк Богов, известный писатель
Изумительно, что теперь тексты книг издательства «Популярная литература» доступны для свободного чтения в Интернете. В этом миссия культуры – создавать и распространять духовные ценности без ограничений и без барьеров. А что касается моих книг, то их, кроме как в Интернете, просто нигде нет. Я вообще против печати на бумаге, ведь для производства бумажных книг убивают невинные деревья.

Ксения Собчак, телеведущая
Ксения Собчак, телеведущая
Мне кажется, что формат, в котором читатель знакомится с произведением, не имеет значения: чем больше источников существует на рынке, тем лучше. При этом у меня совершенно коммерческие отношения с издательством, мои права полностью соблюдены, так что меня все абсолютно устраивает.

,
Мне кажется, что любому разумному человеку должно быть понятно, что спрос на бумажную книгу не может снижаться за счет ее доступности в Интернете. До тех пор, пока мы живем в мире, где люди ассоциируют чтение книги с шорохом страниц и возможностью взаимодействия с ними, электронный текст не сможет стать ей достойным соперником. Теория использования компьютера в качестве альтернативы, замены бумажной книги проверяется много лет, но такой угрозы просто не существует, и за все время никому не удалось ее продемонстрировать. Сейчас электронная книга может служить двум основным целям. Так, читателю она позволяет ознакомиться с текстом, чтобы понять, насколько он ему нужен и интересен, а рецензенту электронный текст значительно упрощает работу по поиску нужного фрагмента в произведении.

Михаил Калужский, руководитель отдела специальных проектов группы издательств «Аттикус»
Михаил Калужский, руководитель отдела специальных проектов группы издательств «Аттикус»
Проект издательства «Популярная литература» – это эффектный и эффективный ход, красивая и ничего не стоящая рекламная акция, у которой есть своя экономика. Что касается целесообразности таких действий, то, на мой взгляд, не существует рекламной политики, которая работала бы в любом издательском доме. Решающими факторами тут являются общая политика издательства, аудитория, конкретная книга. Некоторые книги выкладывать не имеет смысла, так как они ценятся не только своим текстом, но и дизайном, переплетом, иллюстрациями. В таком случае Интернет-версия просто не сможет передать хотя бы часть красоты издания. Тем не менее, в будущем многие книги, наверняка, будут жить на других носителях. Стоит ожидать, что в их число попадут не только книги уже опубликованные и принесшие доход своим издателям, но и те, которые будут в первую очередь попадать в Сеть.

,
В «Эксмо» реализовали эту идею в несколько другом виде: уже с осени прошлого года у читателя есть возможность познакомиться с книгами наших авторов онлайн через лицензионную Интернет-библиотеку <a href= http://litres.ru/ target=_blank>litres.ru</a>.

Иван Засурский, Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ  им. М.В. Ломоносова
Иван Засурский, Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
Есть люди, которые считают, что размещение информации в Интернете ее обесценивает, но существуют и те, кто говорит, что читать такие материалы с экрана монитора, КПК, мобильного телефона неудобно, поэтому, если людям что-то понравится, они все равно купят бумажную книгу. Мы видим, что сторонников продвижения информации через ее публикацию в Сети прибыло. И новое подкрепление на той базе, где раньше стоял Максим Мошков, Антон Носик и иже с ними, – это издательство «Популярная литература». Теперь возник вопрос о том, что они будут делать в будущем, например, захотят ли они получать доход с помощью рекламы, публиковать только отрывки произведений, добавлять к ним что-то такое, чего нет в Сети или на бумажных носителях. Существует много нюансов, без которых сложно дать оценку поступку ИД. Но мне импонирует их подход тем, что он смелый, позитивный и хорошо продуманный.

Руслан Паушу, ЖЖ-юзер Goblin Gaga
Руслан Паушу, ЖЖ-юзер Goblin Gaga
Я помню ещё те золотые времена, когда в сети была всего одна библиотека Максима Мошкова. Эти ресурсы размножились, а потом на них начались гонения со стороны авторов и издательств, требовавших каких-то отчислений и компенсаций за нарушение авторских прав. Мне эта ситуация с самого начала казалась совершенно нелепой. На мой взгляд, Интернет – это место для ознакомления с текстами, которое необходимо для ориентации в том информационном потоке, которых захлестнул современный мир. Это путь сети на ближайшие годы, и другой функции у неё пока не предвидится. Любой покупатель отдает деньги за продукт, а в сети он получает только представление о нем. То же самое происходит и с музыкой. Многие мои друзья-музыканты не стесняются скачивать музыку в Интернете с бесплатных ресурсов, а потом идут в магазин и покупают диск с понравившимися треками. Адекватность этого процесса подтвердило и то, что политика музыкальных корпораций, которые пропагандировали плату за скачивание музыки, практически провалилась. Теперь музыкальные гиганты пытаются договориться о сотрудничестве с музыкальными сайтами, против которых они недавно боролись. Деньги, вложенные в создание продукта, могут отбиваться и с помощью рекламы, которая также не предполагает взимания платы с целевой аудитории. Что касается исполнителей, то им распространение произведений в сети помогает обрести новых фанатов, выйти на новую аудиторию, которая придет на их очередной концерт и заплатит деньги за билеты.

Самсон Шоладеми, блоггер, журналист, колумнист газеты ВЗГЛЯД
Самсон Шоладеми, блоггер, журналист, колумнист газеты ВЗГЛЯД
Этот шаг определенно будет иметь успех. На мой взгляд, авторам так проще достучаться до читателей. Конечно, сейчас существует множество подходов к восприятию текста. На мой взгляд, в таком формате издательства будут выкладывать, в основном, произведения современных авторов, так как они преследуют определенную выгоду и не берут на себя какие-то гуманитарные или образовательные функции.
..............