Андрей Полонский Андрей Полонский Зеленский предчувствует свою участь

Человек смертен, и, главное, внезапно смертен. Никто не знает, сколько кому на роду написано. Теряющему разум Зе явно стоит внимательно оглядываться по сторонам...

2 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Искусственный интеллект никогда не заменит учителя

Конечно, в чем-то ИИ может быть полезен – но общество, в котором им попробуют заменить учителя, долго не протянет. Детей должны учить люди – хорошие люди, носители высокой культуры и твердых нравственных убеждений – а не роботы.

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Зеленский меняет Украину на свою жизнь

Подписание соглашения с США для Зеленского – это конец политической карьеры. Его условия настолько кабальны, что больше напоминают репарации побежденной страны, нежели проект инвестиционного сотрудничества. Это обнулит политическое будущее Зеленского.

8 комментариев
3 июня 2008, 11:53 • Культура

Секреты Пако Аррайи

Секреты Пако Аррайи
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Константин Рылев

Шпионскими операциями наполнены не только романы Сергея Костина. Некая конспиративная интрига даже в том, каким именем подписаны книги: то литературным псевдонимом, то настоящей фамилией. То и тем и другим одновременно. То главный герой и автор одно лицо – некий Пако Аррайя, секретный российский агент испанского происхождения, постоянно проживающий в США.

В московском издательстве «Популярная литература» готовится роман «В Париж на выходные», подписанный Пако Аррайя. В Штатах тот же детектив был опубликован под реальной фамилией автора. Однако в книге издательства «ПЛ», несмотря на наличие фамилии Аррайя на обложке, внутри помещено интервью с писателем, который не скрывает своего настоящего имени. Все эти факты говорят, что некая раздвоенность личности, характерная для разведчиков, присуща и человеку, пишущему о них.

Свои-чужие

Главный герой понимает, что через два дня его отпечатки будут у спецслужб всего мира

Сергей Костин – профессиональный переводчик и сценарист, последние 20 лет работающий на телевидении в качестве автора, режиссера, продюсера и ведущего («Хвост кометы», «Роковые даты»).

Увлечение шпионской тематикой началось в 90-е, когда он участвовал в создании документальных фильмов и мемуарной литературы о советских разведчиках. Так что черпал он информацию из первоисточников.

А так как Сергей знает несколько языков, подолгу живет за границей, любит путешествовать, он поневоле стал примерять на себя шкуру разведчика и сделал множество открытий. Некоторые из них не слишком приятны.

Например, он почувствовал, что двойная жизнь дается ценой немалых моральных затрат. Но с другой стороны, если бы его Пако Аррайя предложили жить ординарной жизнью, он бы отказался, поскольку презирает монотонное обывательское существование.

Пако нужно осознание того, что он участвует в игре большего масштаба. Ощущение востребованности (и избранности!) у него появляется только тогда, когда под благополучной вывеской «дом – работа – семья» скрывается другой набор: «риск – авантюра – победа». Пусть даже о последнем знают единицы.

Разведчики – великие манипуляторы

Сергей Костин (фото: Игорь Мухин)
Сергей Костин (фото: Игорь Мухин)

– Разведчик – это всегда волк-одиночка?
– Во всяком случае, внешняя разведка – это особая каста. Контрразведка все-таки ближе к полиции.

– Правильно, они ближе к собакам, то бишь легавым.
– Возможно. У разведчиков и образование лучше, и интеллектуальный уровень выше. Те, кто работают с агентами, они очень толковые. И великие манипуляторы – их хорошо этому учат.

– Но по большому счету это грязная работа. Они же соблазняют-искушают?
– Все это в моей книжке есть. Сам я избежал этого, хотя моя специальность в инязе была «военный переводчик». Меня пытались к этому делу приспособить, но я отказался. Однако часто ставлю себя на их место и прикидываю: как бы я поступил, если бы не удалось отвертеться? Вся жизнь этих людей основана на глубоком внутреннем конфликте. Разведчик – это человек, который должен быть безупречно честным по отношению к своим и у которого полное отсутствие моральных стопоров по отношению к чужим. Кто такой вербовщик? Это человек, который убеждает другого человека предать своих работодателей, Родину, все что угодно. Это конфликт между безупречной честностью, с одной стороны, и полной бесчестностью – с другой. Его не очень многие способны преодолеть. Поэтому алкоголизм – частая болезнь разведчиков.

– Возможен ли в таком случае безупречный разведчик? За тысячелетия уже выработались устойчивые понятия: фигура разведчика, как правило, вызывает уважение, а предателя – наоборот. Но ведь действительно самые успешные разведчики – это те, кто умело вербуют граждан противной стороны. Только так можно создать агентурную сеть, которая, фигурально выражаясь, состоит из предателей. И сами разведчики, согласно своему профессиональному кодексу чести (да и общему), апробируют ненависть к предателям. В то время как писатели и кинематографисты прививают профессии разведчика романтизм.
– В советских романах о разведчиках эти вещи замазываются, а у меня, напротив, все болевые точки обнажены. Главная из них – двойная жизнь, откуда и происходит некое раздвоение личности. У меня нет никакой героизации, беспрерывной стрельбы и погонь. Все, что составляет романтический ореол шпиона, сведено к минимуму. Да и сам я, кстати, совсем непродолжительное время был подвержен романтическому обаянию этой профессии.

– Что вас в ней привлекало?
– Риск, необходимость быстро решать сложные интеллектуальные задачи. Ситуация, когда разведчик оказывается в критической ситуации, может «сгореть». В моей книжке есть такая. Главный герой понимает, что через два дня его отпечатки будут у спецслужб всего мира.

– И что он делает?
– Не будем раскрывать все тайны читателям. Скажу только, ему с трудом удалось выкрутиться.

Проблема самоидентификации

– Случаи «засыпания» и «выкручивания» напоминают те, что в «Семнадцати мгновениях весны»?
– Нет, все случаи разные. Хотя в романе многое придумано, для меня важно, чтобы фактура была подлинная. Если вы приедете в Париж, вы найдете все описанные в книге улицы и здания. Я много езжу, за последние три месяца был в девяти странах. Иногда вижу какое-то место и понимаю – это идеальная декорация для детектива.

Я неплохо знаю и нюансы оперативной работы, поскольку пропустил через себя десятки рукописей кагэбэшников, когда работал в одном крупном французском издательстве (причем 90% в таких рукописях – про босоногое детство и только 10 – об оперативной работе). В результате у меня получился не шпионский роман, а роман о шпионах.

– Читатели гадают о том, кто автор?
– Да, идут споры, профессиональный разведчик автор или нет. Но настоящие профи понимают: герой вряд ли КГБ называл бы конторой, это без должного пиетета. Разведчики скорее скажут – комитет или служба.

– Как вы и ваш герой решили проблему раздвоенности? Ведь если Пако Аррайя начнет рефлексировать, он перестанет быть боеспособным.
– Мой герой постоянно рефлексирует, но остается боеспособным. Так что эта проблема не решена.

– Вы наградили воина собственными интеллигентскими комплексами?
– Наверное. Пако Аррайе помогает преодолеть комплекс раздвоения недюжинный философский багаж и способность к психологической адаптации. Безусловно, у его работы есть свои плюсы. Во-первых, проведение операции – это адреналин. Аррайя азартен, он игрок. Во-вторых, это возможность пожить жизнью другого человека, в этом есть некоторый артистизм. Разведчики – все игроки. Опасность, близость смерти обостряют чувства. Все происходит здесь и сейчас. Хотя раздвоенность, повторяю, постоянно мучает Пако.

– Что вас заставляет писать книги о разведчиках, если даже вашего героя колбасит от выбранной профессии?
– Наверное, потому, что у меня самого есть проблема с самоидентификацией – и культурной, и национальной. Я закончил иняз, и важные для меня книги прочитал на французском и английском. До русских авторов я по-настоящему добрался в довольно зрелом возрасте. Я всегда считал себя космополитом. Но чем старше становлюсь, тем больше понимаю, насколько я русский.

..............