Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

17 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
21 октября 2011, 21:30 • Культура

«Это не только оперный шедевр»

Станислав Ершов: Кинорынок «схлопнулся» в три раза

«Это не только оперный шедевр»
@ из личного архива

Tекст: Ирина Тарасова

«После выхода фильма на Западе приток туристов в Санкт-Петербург вырос на 30%. Меня поразил один из отзывов американского зрителя на форуме «Музыкальной Одиссеи». Он написал, что фильм классный, но больше всего ему понравились декорации. Когда ему объяснили, что это не павильон, а реальный город, он поверил с трудом», – рассказал газете ВЗГЛЯД продюсер фильма Станислав Ершов.

Фильм с участием мировых оперных звезд Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг сначала увидели американские и европейские зрители. И лишь недавно «Музыкальная Одиссея в Петербурге» добралась до своей родины – Северной столицы. О том, как снимался фильм, газета ВЗГЛЯД после российской премьеры побеседовала со Станиславом Ершовым, продюсером картины.

Музыкальный фильм намного эффективнее, чем «нафталиновые» путеводители в стиле «посмотрите направо, посмотрите налево

ВЗГЛЯД: Станислав Юрьевич, не секрет, что интерес к оперному искусству в последнее время растет и звезды оперной сцены не менее популярны, чем звезды Голливуда. А кому принадлежала сама идея фильма с участием Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг?

Станислав Ершов: Несколько лет тому назад Рене Флеминг приезжала в Петербург. И вот тогда на одной из встреч известный музыкант и руководитель Государственного камерного оркестра Константин Орбелян и предложил снять в Петербурге фильм с участием Флеминг – так, чтобы сам город – его улицы, площади, дворцы, музеи – оказались героями этой картины. Чтобы главным в фильме были оперная и камерная музыка в исполнении великих артистов и музыка петербургской архитектуры. Эта идея, к счастью, заинтересовала и знаменитого режиссера Брайана Ларджа, который уже несколько десятков лет снимает музыкальные фильмы – оперы и балеты.

ВЗГЛЯД: Но ведь у оперных звезд невероятно плотный график, расписанный на много лет вперед...

С.Е.: Конечно, Дмитрия и Рене мы снимали всего две недели, но сама подготовительная работа заняла намного больше времени – десять раз международная съемочная группа приезжала в Петербург, только для того чтобы выбрать площадки и подготовить съемки.

ВЗГЛЯД: У фильма существует две редакции – для российского зрителя и для зарубежных показов. Чем они отличаются?

С.Е.: Мы решили, что зрителю за рубежом будет интересно не только услышать звезд оперы, увидеть великолепную панораму Петербурга, его памятники и дворцы, но еще и узнать что-то о самом городе. Поэтому в зарубежной редакции Рене Флеминг выступает в роли экскурсовода – рассказывает историю Петербурга и его памятников. А в российской, более короткой версии, мы сделали акцент на музыке.

«Оценить актерскую игру оперных звезд – это отдельное удовольствие», - говорит продюсер фильма о Хворостовском и Флеминг (фото: из личного архива)

«Оценить актерскую игру оперных звезд – это отдельное удовольствие», - говорит продюсер фильма о Хворостовском и Флеминг (фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: Значит, преимущественно фильм все-таки рассчитан на западного зрителя?

С.Е.: Ни в коем случае! Хотя, узнав, например, о том, что после выхода фильма на Западе приток туристов в Санкт-Петербург вырос на 30%, мы решили, что в этом есть и наша заслуга. Меня, например, поразил один из отзывов американского зрителя на форуме «Музыкальной Одиссеи». Он написал, что фильм классный, но больше всего ему понравились декорации. Когда ему объяснили, что это не павильон, не компьютерная графика, не декорации, а реальный город, он поверил с трудом. Конечно, после такого захочется увидеть в реальности Петербург, красота которого кажется нереальной. И музыкальный фильм намного эффективнее, чем «нафталиновые» путеводители в стиле «посмотрите направо, посмотрите налево».

ВЗГЛЯД: И все-таки западный зритель приучен к прямым показам оперных премьер, музыкальным фильмам. А у нас эта картина может вызвать реальный интерес?

С.Е.: Обратите внимание на то, как падает посещаемость кинотеатров, несмотря на огромное количество фильмов – на 15% только за этот год. При этом музыкальные театры сегодня, кстати, не страдают от недостатка слушателей. Зритель в кино стал разборчивее, требовательнее к качеству фильмов, особенно после таких 3D, как «Аватар». И лучше увидеть отлично сделанный музыкальный фильм с очень качественным звуком и блистательным музыкальным материалом, чем кинохалтуру.

А для тех, кто любит оперу, этот фильм представляет особый интерес, прежде всего потому, что таких крупных планов вы не сможете увидеть ни на одном спектакле и ни на одном концерте. Оценить актерскую игру оперных звезд – это отдельное удовольствие. Вы посмотрите, как Флеминг и Хворостовский не только поют, но и играют последнюю сцену «Евгения Онегина» – это ведь настоящий актерский шедевр, а не только оперный!

ВЗГЛЯД: А в чем заключалась специфика записи звука в вашем фильме?

С.Е.: Самое главное, что мы не делали традиционной «озвучки» в студии – звук записывали прямо на съемках. Поэтому приходилось изобретать всевозможные способы, чтобы звук получился идеальным. Правда, это ноу-хау, и секреты наших изобретений, которые позволяли сделать звукозапись максимально чистой, я не могу раскрыть... Но было и множество интересных ноу-хау, связанных, например, с освещением. Когда мы снимали эпизоды в Белом зале Большого Петергофского дворца, всю осветительную аппаратуру пришлось прикрепить к специальному гелиевому аэростату, который висел со всей техникой в воздухе, под потолком. Иначе вся аппаратура отражалась бы в зеркалах Белого зала.

ВЗГЛЯД: И музейные сотрудники согласились на это?

С.Е.: Конечно, согласовывать съемки в интерьерах музеев было непросто, но нам шли навстречу, понимая, какую роль этот фильм может сыграть в популяризации музеев Северной столицы. Иногда на съемках случались и забавные ситуации. Так, мы снимали эпизоды в Нижнем парке Петергофа, Рене Флеминг рассказывает об истории петергофских фонтанов, естественно, на фоне «Самсона», время – без пяти пять вечера. И в этот момент... фонтаны отключают. Рене стоит спиной к «Самсону» и продолжает очень эмоционально говорить, а фонтан уже не работает. Нам и прерывать ее не хочется, и, понятно, снимать невозможно. Пришлось переснимать дубль заново... А каково было снимать в театре Юсуповского дворца! Ведь специально для нас опустили легендарный живописный задник этой сцены – это все равно что снимать на фоне художественного шедевра. А здесь столько аппаратуры, целая съемочная команда – ответственность страшная!

ВЗГЛЯД: Когда мы смотрели ваш фильм, то увидели в зале Юсуповского театра среди зрителей Сергея Борисовича Тарасова. Он был поклонником таланта Хворостовского и Флеминг? (Тарасов – российский сенатор, погибший при взрыве «Невского экспресса» 27 ноября 2009 года – прим. ВЗГЛЯД.)

С.Е.: Сергей Борисович не был оперным фанатом, но любил театр и был моим другом еще с тех времен, когда курировал вопросы культуры как вице-губернатор Петербурга. Ему просто удалось в один из его приездов в Петербург попасть на съемки фильма в Юсуповском. Так получилось, что эти кадры стали своеобразной данью памяти этому человеку...

ВЗГЛЯД: Сценарий «Музыкальной Одиссеи» сложился заранее или менялся в процессе съемок?

С.Е.: Кое-что менялось. Так, мы решили начать картину с дуэта Рене и Дмитрия из оперы Верди «Симон Боканегра» после того, как Хворостовский блистательно исполнил главную партию в этой опере в нью-йоркской Метрополитен Опера. А один из центральных эпизодов – в некрополе Александро-Невской лавры, где похоронены Антон Рубинштейн, Модест Мусоргский и Петр Ильич Чайковский, – предложила снять сама Рене Флеминг. Озвучивал этот эпизод замечательный хор Александро-Невской лавры и Валаамского монастыря. Исполняют они, кстати, тоже музыку Чайковского «Боже, спаси святую Русь!»

ВЗГЛЯД: Станислав Юрьевич, вы были директором киностудии им. Горького. Понятно, что у кинопроцесса в нашей стране много проблем. В том числе в Петербурге до сих пор окончательно не решен вопрос с «Ленфильмом». Какие вы видите варианты выхода из нынешнего кинокризиса?

С.Е.: Надо понимать, что киноиндустрия – это производство, где из огромного количества снятых фильмов лишь небольшой процент становится популярен среди массового зрителя. В Америке в год снимают 3,5 тысячи картин, однако наш зритель знает в лучшем случае сотню из них. При этом учтите, что у нас, в России, всего 2 тыс. экранов (то есть кинопрокатом охвачены 5% населения), а в Америке – 44 тыс. экранов. Сравните. И к тому же в результате новой системы распределения и финансирования культуры само кинопроизводство страшно сократилось. И раньше-то снимали в лучшем случае 100 картин в год, а теперь сколько фильмов из 30–40 дойдет до экранов? Рынок «схлопнулся» в три раза! Мы за шесть лет превратили киностудию Горького во вторую по значимости на российском кинорынке, но ведь с 2006 года мы не получали ни одного бюджетного рубля. У киностудии Горького, которая расположена в полутора километрах от Останкино, есть хотя бы один из вариантов выхода – совмещать работу студии и телевидения. А у «Ленфильма» такого варианта, увы, нет. И здесь, конечно, надо решать ситуацию путем компромисса бизнеса и культуры: сохранить лучшее, что наработано «Ленфильмом», и в то же время использовать коммерческие возможности АФК «Система» для создания материально-технической базы современного кинобизнеса. Но это, естественно, непростой процесс.

Комментарии экспертов

Дмитрий Хворостовский, оперный певец, народный артист России
Дмитрий Хворостовский, оперный певец, народный артист России
Мне много раз предлагали сниматься не в музыкальных, а в драматических фильмах, я прочитал множество сценариев, но ни один из них не заинтересовал меня. Поэтому я до сих пор отказываюсь от таких съемок. Мне кажется, я с удовольствием бы снялся в фильме, где мне бы пришлось драться, сражаться… Хотя, наверное, лучше все-таки заниматься тем, что ты делаешь профессионально. В моем случае - петь.
..............