Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
4 декабря 2008, 22:08 • Культура

«Грэмми» против клонов

Скрипки вместо пугал

«Грэмми» против клонов
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Василий Геросин

Объявлены номинанты на премию «Грэмми», в этом году от России их четверо: дирижеры Валерий Гергиев и Роман Балашов, певец Дмитрий Хворостовский и альтист Юрий Башмет. Гергиев и Хворостовский претендуют на премию в номинации «Лучшая оперная запись». Балашов и Башмет заявлены в категории «Лучшее выступление в составе малого ансамбля». Сегодня можно констатировать: русская академическая музыка и оперное пение остаются единственным конкурентоспособным товаром на мировом рынке музыки.

Семь лет назад в России был проведен соцопрос – тогда он мало кем было замечен, а сейчас уже и вовсе забыт за давностью лет. Выяснялись предпочтения россиян в области музыки и вообще культуры: лидировали культовые на тот момент поп-звезды, включая, конечно же, небезызвестную Пугачеву; нет смысла их всех перечислять, потому что большинство уже канули в лету. Но было в этом опросе и кое-что поинтереснее: в номинации «Русская народная музыка» наибольшее количество баллов тогда набрал Петр Ильич Чайковский.

Ни один представитель российского шоу-бизнеса за 20 прошедших лет не сделал хотя бы мало-мальски заметной карьеры в Америке или Европе

Он лидировал с большим отрывом – за ним следовали Шаляпин и Лемешев. Опрос не ставил целью разоблачить неразбериху, царящую в умах наших граждан: Чайковский был композитор, Шаляпин и Лемешев – оперные певцы, но это все было дело десятое. Опрос выявил кое-что поважнее: в сознании россиян понятия «народная музыка» и «классическая» слились в одно, одно заместило другое, что дало повод психологам говорить о том, что для России как для мультинациональной страны народным – то есть базовым искусством – становится классическое, а не псевдонародное, в духе передачи «Играй, гармонь».

Такие результаты опроса были, конечно же, следствием еще советской пропаганды «культурного образа жизни» с ее трансляциями концертов «по заявкам радиослушателей» и непременным досугом в местной филармонии, которая в провинции часто оставалась единственным очагом культуры. В постперестроечные годы был взят курс на освобождение от принудительного окультуривания, и рубрика «Культура» в печатных СМИ стала называться не иначе как «Культура и шоу-бизнес», а вскоре разницы между этими понятиями не стало. На место культуры пришла система производства поп-звезд: аналогичная западной, она набирала обороты – уже в середине 90-х годов каждый второй поп-музыкант считал своим долгом заявить, что его карьера Россией не оканчивается и что на днях он выезжает с концертами в Нью-Йорк и Лос-Анджелес (никто тогда еще не знал, что имелись в виду местные кабаки, где собирались русскоговорящие бандиты).

В эту индустрию было вбухано огромное количество сил и денег: итог печален и всем известен. Ни один представитель российского шоу-бизнеса за 20 прошедших лет не сделал хотя бы мало-мальски заметной карьеры в Америке или Европе. Некоторый локальный успех имели рок-группы, но и они не продвинулись дальше клубов. Это печальный итог паясничества, отсутствия индивидуальности, музыкальных данных и попросту неталантливости нашей поп-индустрии, которая овладела только одним приемом: клонированием ранее успешного.

Серьезная, симфоническая музыка все 90-е годы находилась в кризисе, откуда постепенно начала выходить в 2000-е годы. Ею особенно никто не занимался – и она выжила сама: благодаря мощной симфонической и оперной советской школе, в первую очередь, и благодаря способности к самоорганизации и самоконтролю – во вторую. Всякий сложноустроенный механизм хрупок, но живуч, как оказалось, как живуч человек с крепкими моральными принципами и развитым интеллектом. Справедливости ради заметим, что президентские денежные гранты, выделенные в середине 2000-х годов десяти крупнейшим симфоническим институциям – оркестрам и музыкальным театрам – тоже были не лишними.

Итог – торжество, и тоже общеизвестное: Башмет, номинированный в этом году на премию «Грэмми» в седьмой раз (!), назвал это «смешным и невероятным событием». Конечно, ему смешно: всего лишь год назад Американская академия звукозаписи наградила Башмета совместно с камерным оркестром «Солисты Москвы» за лучшее исполнение классического произведения в составе малого ансамбля.

Гергиев номинирован как выдающийся музыкант и дирижер симфонического оркестра, а Хворостовский – как выдающийся певец. В прежние годы на «Грэмми» номинировались и другие русские музыканты и оркестры – конечно же, исключительно представители серьезных жанров.

О чем это говорит?

По сути, это признание того, что русская школа оперного пения и симфонического исполнительства по-прежнему не потеряла своего международного авторитета и диктует правила игры в мире. Еще это говорит об абсолютной некомпетентности русских продюсеров, которые вот уже который год топчутся на одной маленькой местной делянке, называемой «пение бедрами», вместо того, чтобы вкладывать деньги именно в перспективное и высокодоходное классическое искусство, которое может стать таковым и в России, если им заниматься грамотно и иметь хоть какой-то вкус и мозги.

Пока русские продюсеры вкладывают деньги в пустое и бессмысленное блеянье поп-звезд, серьезная музыка из России остается единственным сегментом мировой музыки, где нас по-прежнему оценивают по высшей шкале. Нам рассказывают сказки о том, что народ не хочет слушать «симфонии», между тем на концертах московских симфонических оркестров в провинции люди чуть ли не на люстрах висят. «Мы хотим настоящего искусства, – чуть ли не плачут они, – Мы устали от телевизионных бездарностей – что вы там в своей Москве совсем, что ли, с ума посходили?».

Наконец, символично, что пока продюсеры ссылаются на «американский» опыт и врут, что народу нужно только «простое», сама Америка из года в год награждает серьезных русских музыкантов, которые в родной стране считаются «скучным жанром».

Объяснение тут очень простое. Искусство, каким бы оно ни было, должно быть самобытным. Поскольку наибольшей самобытности мы добились в исполнении мировых оперных шедевров и симфоний, стало быть, стоило бы (в соответствии с законами самой что ни на есть банальной экономики) развивать эту нишу, а не надеяться на то, что успех будет приносить все, что только внешне напоминает «заграницу».

Торжество серьезного русского искусства на фоне финансового кризиса еще более красноречиво: оно демонстрирует нам как нельзя лучше, что в протрезвевшем от потребления мире остается подлинной ценностью, а что является большим и мутным пузырем; победа России на «Грэмми» только ускорит эту переоценку ценностей – уже в прямом смысле.

Церемония вручения премии «Грэмми» пройдет в Лос-Анджелесе 8 февраля 2009 года.