Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
11 комментариевСвет и звук
Ключевые музыкальные события первой половины февраля в Москве связаны с абонементными циклами крупнейших столичных оркестров – Большого симфонического (БСО) и Национального филармонического (НФОР). Нет недостатка и в заслуживающих внимания камерных вечерах, причем наиболее интересные из них пройдут одновременно: подобные совпадения случаются у нас все чаще – то ли в связи с борьбой за публику, то ли в связи с общим беспорядком.
В феврале за пульт НФОР дважды станет главный приглашенный дирижер коллектива – маэстро Ион Марин; когда-то он спас вечер памяти Альфреда Шнитке, оперативно заменив заболевшего Курта Мазура, и с тех пор работает с оркестром постоянно.
Малер без мистики не Малер
Вокруг малеровского абонемента НФОР происходят поистине мистические процессы
10 февраля в Светлановском зале Дома музыки на Красных Холмах Марин продирижирует очередным концертом абонемента «Шуберт и Рихард Штраус». В программе Восьмая симфония Шуберта («Неоконченная») и симфоническая фантазия Штрауса «Из Италии» – одно из наиболее редко исполняемых оркестровых полотен композитора.
14 февраля в Большом зале консерватории (БЗК) продолжится цикл, посвященный симфониям Густава Малера; под управлением Иона Марина прозвучит его Девятая симфония. Вокруг малеровского абонемента НФОР происходят поистине мистические процессы: одной из вершин цикла обещал стать предыдущий его вечер, где Второй симфонией должен был продирижировать Теодор Курентзис, однако маэстро не смог принять участие в концерте по независящим от него причинам. Зато естественным завершением абонемента станет исполнение грандиозной «Песни о земле», которое должно состояться в июне под управлением Александра Лазарева; до недавнего времени этот многообещающий концерт в планах НФОР не значился.
«Филармония наций» плюс два рояля
Владимир Федосеев |
Шесть лет назад, когда НФОР еще не существовал даже в проекте, БСО представил свой абонемент, посвященный Малеру. Большинство симфоний в программе цикла были те же, что и теперь у НФОР; среди них, впрочем, отсутствовала Вторая. 4 февраля в БЗК оркестр исполнит ее под управлением Юстуса Франтца – известного пианиста и дирижера, основателя международного оркестра «Филармония наций» – с солистками Татьяной Смирновой и Светланой Белоконь.
12 февраля продолжится монографический абонемент БСО, посвященный симфониям и инструментальным концертам Брамса; всеми программами серии дирижирует художественный руководитель коллектива Владимир Федосеев. Второй вечер цикла подарит слушателям Вторую симфонию великого немецкого романтика, а также Первый фортепианный концерт в исполнении замечательной пианистки Елизаветы Леонской. Днем раньше, 11 февраля, она дает сольный концерт в Малом зале консерватории (МЗК), где прозвучат сочинения Шуберта. В тот же день на той же самой сцене – еще один концерт фортепианной музыки, который не стоит пропускать: в 14.00 Алексей Любимов и Александр Мельников сыграют на двух роялях сочинения Шумана, Стравинского и Джона Адамса.
«Я видел звука лик»
Среди грузинских композиторов мы более или менее уверенно знаем одного – Гию Канчели, хотя грузинская музыка может гордиться и многими другими мастерами. С армянскими композиторами еще хуже – у нас не слишком известны ни Авет Тертерян, ни Тигран Мансурян, хотя оба уже стали классиками. Ситуацию с армянской музыкой отчасти исправит концерт камерного ансамбля «Солисты Москвы», который состоится в БЗК 5 февраля; Юрий Башмет исполнит «Дар и мольбу» В. Закаряна для альта и струнных, Сусанна Григорян сыграет скрипичный концерт А. Арутюняна. Прозвучат также сочинения Бетховена и Моцарта плюс концерт В. Шарафьяна «Surgite Gloriae» для альта, дудука, валторны, баритона, дисканта, колокола и струнных.
Свежий опyc Гии Канчели можно услышать в БЗК 9 февраля; камерный хор Владимира Минина с помощью приглашенных музыкантов впервые исполнит сочинение «Amo omi» для смешанного хора и четырех саксофонов. В программе также цикл Танеева «Ночь», «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна и «Семь зарниц Апокалипсиса» Владимира Дашкевича (московская премьера). В Рахманиновском зале консерватории в этот же вечер известный скрипач, концертмейстер Российского национального оркестра Алексей Бруни в дуэте с Евгенией Кривицкой исполнит произведения Баха, Шоссона, Сен-Санса, Дебюсси, Вьетана.
- Моцарт надевает джинсы
- Игра не закончена
- Последний летописец
- Владимир Мартынов: «Время великих композиторов прошло»
- Софья Губайдуллина - последний великий композитор
9 февраля можно также пойти в музей Рериха на вечер легендарного фаготиста Валерия Попова; в дуэте с Екатериной Антокольской, солисткой капеллы Валерия Полянского, будет исполнен ряд пьес для фагота и виолончели. А в Театральном зале Дома музыки открывается цикл концертов «Свет и звук»: ансамбль «Студия новой музыки» сыграет сочинения Скрябина, Обухова, Мюрая в сопровождении световой графики (художник – Ольга Кумегер). Эта серия – продолжение прошлогоднего мультимедийного проекта «Цвет –> Символ –> Звук», осуществленного Ольгой Кумегер и Московским ансамблем современной музыки: одновременно с музыкой в режиме реального времени рождается видеоряд, придающий звукам новое измерение.