Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияВозмутители спокойствия
Летом заканчивается концертный сезон, зато начинается пора музыкальных фестивалей. Самый крупный среди них откроется 26 июля в Зальцбурге, однако масштаб – отнюдь не синоним качества: форум камерной музыки, куда более скромный по размаху, зачастую может стать событием не меньшего значения.
Среди таких фестивалей, собирающих лучших музыкантов мира для бескорыстного музицирования, наиболее значительный был основан скрипачом Гидоном Кремером в 1981 году в Локенхаузе. И хотя с тех пор по образу и подобию Локенхауза было создано немало заметных форумов, Кремер и его коллеги по-прежнему держат планку: 3 июля они вновь соберутся на полторы недели. В нашем обзоре – записи самого Кремера и более молодых участников его команды.
Наследница по прямой
Как Кремер стал всемирно известным скрипачом, беседующим на равных с Бахом и Шубертом, с Шенбергом и Веберном?
Фотографию на главной странице сайта, посвященного форуму в Локенхаузе, украшает Кристина Блаумане – яркая виолончелистка, хорошо известная постоянным посетителям московского фестиваля «Возращение».
За прошедшие годы Блаумане добилась серьезного успеха если не в мировом, то как минимум в европейском масштабе. Кристина – постоянный участник крупнейших музыкальных форумов, как приглашенный концертмейстер работала с оркестром «Kremerata Baltica» Гидона Кремера.
В течение десяти лет работает концертмейстером группы виолончелей в оркестре «Амстердамская симфониетта», полгода назад заняла аналогичный пост в Лондонском филармоническом оркестре.
Однако камерная музыка для Кристины по-прежнему на первом месте – в этом не усомнятся те, кто слышал ее на «Возвращении» или в сольных программах.
Виолончельные сонаты Грига и Барбера, а тем более «Вариации на словацкую тему» Мартину – отнюдь не стандартный репертуар для дебютного диска.
Однако Блаумане обладает талантом преподносить любую музыку настолько убежденно, что остается лишь довериться ее выбору и получить удовольствие.
В этом она, безусловно, достойный продолжатель традиций Гидона Кремера, с которым много играла и в «Kremerata Baltica», и в камерных ансамблях, – музыканта, у которого любая концертная программа или диск – самоценное произведение искусства.
Не последняя роза Кремера
- Премия себе
- Джаз среднего класса
- Питер Дорошенко: «Пол Маккартни – серьезный художник»
- Не хватило оптимизма
- В поисках прозрачности
С музыкой наших современников – Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Арво Пярта, Гии Канчели – ассоциируется в первую очередь имя Гидона Кремера.
В интереснейшей книге воспоминаний «Ин@родный артист» Кремер подробно рассказывает о том, как трудно музыканту найти возможность играть то, что хочется, а не то, чего требуют публика или менеджмент.
Подробная иллюстрация к этому рассказу – очередной набор из серии «Historical Russian Archives», в которой издаются легендарные записи из фондов Гостелерадио СССР.
В отличие от предыдущих выпусков, посвященных великим мастерам прошлого, здесь речь об исполнителе, который находится в расцвете сил. Как Кремер стал всемирно известным скрипачом, беседующим на равных с Бахом и Шубертом, с Шенбергом и Веберном?
Исчерпывающий ответ дают эти десять дисков, где большинство записей сделано в семидесятые годы. Кремер играет каприсы Паганини – до решающего конкурса Чайковского еще три года.
«Последняя роза лета» Эрнста – сложнейшая миниатюра, с которой Кремер занимает на конкурсе первое место. Пьесы Берио и Штокхаузена – Кремер уже не новоиспеченный лауреат, но записной возмутитель спокойствия; скоро он покинет СССР.
Сочинения Мартынова и Лурье – наступила перестройка, Кремер вновь играет в Советском Союзе. Десять часов чистейшего наслаждения по рекордно низкой цене.
Десять часов славы нашего исполнительского искусства, ведь к этим записям приложили руку Татьяна Гринденко, Олег Каган, Юрий Башмет, Олег Майзенберг и даже Давид Ойстрах.
За удовольствие надо платить
Еще один молодой музыкант, регулярно выступающий вместе с Гидоном Кремером, – альтист Максим Рысанов; совсем недавно они выходили вместе на сцену Большого зала Московской консерватории.
«У меня появился соперник!» – так, по легенде, сказал Юрий Башмет о Рысанове – лучшем альтисте поколения тридцатилетних, постоянном участнике московского фестиваля «Возвращение».
Сегодня Максим уже не «молодой талант», как когда-то, но исполнитель международного класса. Среди его постоянных сценических партнеров – Миша Майский, Жанин Янсен, Виктория Муллова и другие звезды мирового уровня.
Альбом, записанный Рысановым вместе с пианисткой Эвелин Чанг, составлен необыкновенно тонко: сочинения разных жанров и эпох слушаются как единое целое.
Две сонаты, Франка и Глинки, мирно соседствуют здесь с миниатюрами Брамса, Энеску, Фрэнка Бриджа и нашей современницы Добринки Табаковой. Результат – универсальный диск для знакомства с миром классической музыки, полный романтической страсти и зрелой умиротворенности.
В этом году Максим уже не в первый раз приедет в Локенхауз, где звезды всех поколений, как и прежде, выступают без гонорара.