18 февраля, понедельник  |  Последнее обновление — 00:31  |  vz.ru
Разделы

Почему русским не нравится демократия

Михаил Рогожников, политолог, заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
Наш обыватель не верил телевидению 90-х, ненавидел его. Оно убеждало зрителя в торжестве демократии made in USA, это была единая линия, были споры хозяйствующих субъектов, но «реакционерам» и «совкам» путь на экраны был закрыт. Подробности...
Обсуждение: 144 комментария

Карманные нацисты Петра Порошенко

Андрей Манчук, политолог
Представители С-14 не скрывают своего сотрудничества со Службой безопасности Украины. Лидер неонацистов Евгений Карась открыто фотографируется вместе с президентом Петром Порошенко и генпрокурором Юрием Луценко. Это настоящий симбиоз. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

Афганистан был полем битвы за глобальное доминирование

Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз
Если бы у СССР всё получилось и Афганистан бы стал социалистическим, становление советской идеологии в мире стало бы необратимым, а западный идеологический проект начал бы сворачиваться. Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

    Путин вышел на татами спортивного центра в Сочи

    После продолжительных переговоров на саммите по сирийскому урегулированию в формате Россия-Турция-Иран Владимир Путин приехал в четверг вечером в спортивный центр «Юг-Спорт» в Сочи. Глава государства встретился с представителями сборных команд по боксу, дзюдо и вольной борьбе
    Подробности...

    День влюбленных в разных странах мира празднуют по-разному

    14 февраля по всему миру отмечается День святого Валентина или День всех влюблённых. Смысл праздника заключается в том, чтобы подарить любимому человеку некий подарок в виде цветов, конфет или игрушек в форме красного сердечка – известнейшего символа любви
    Подробности...

    Умер Сергей Юрский

    Народный артист РСФСР Сергей Юрский ушел из жизни на 84-м году после долгой болезни, причиной названа остановка сердца. Зрители запомнят его по многочисленным ролям в театре и кино (на фото – Юрский в роли Остапа Бендера). В Москве планируют увековечить его память
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Мюнхенская конференция обнажила глубокий раскол между США и ЕС

        Главная тема


        Чем удивил Сергей Лавров на Мюнхенской конференции

        Дочь президента


        Иванка Трамп сделала за Германию выбор между Россией и США

        медицина и физиология


        Онкологи назвали продукт, резко увеличивающий риск развития рака

        криминальная хроника


        После драки на Тверской погиб чемпион России по рукопашному бою

        Видео

        армия России


        Принятие на вооружение новейшей российской бомбы отложили

        громкое ДТП


        Участница шоу «Голос» насмерть сбила человека в Москве и пыталась скрыться

        «это было ошибкой»


        В Германии пожалели, что не взяли Украину в НАТО в 2008 году

        новые герои


        Стало известно, кто спас студентов ИТМО от гибели

        финансовая аналитика


        В США назвали лимоны предметом роскоши для россиян

        Женщина Востока


        Инокиня Евгения (Сеньчукова): Можно родиться мусульманкой, а стать феминисткой

        Стратегия роста


        Александр Бузгалин: Куда и как России вкладывать ресурсы

        Хроники Мордора


        Игорь Мальцев: Каждый приличный немец думает о переезде в Москву

        на ваш взгляд


        Кому в скандале с программой «Кто хочет стать миллионером?» вы верите больше?

        Дебютанты играют в кровь

        Первая премьера МХТ им. Чехова в этом сезоне рассказывает о страшной и не героической войне

        20 сентября 2010, 15:42

        Текст: Олеся Шмагун

        Версия для печати

        В МХТ им. Чехова стартовали премьерные показы спектакля Виктора Рыжакова «Прокляты и убиты» по одноименному роману Виктора Астафьева. В постановке мхатовская молодежь рассказывает о Великой Отечественной войне. Спектакль разоблачает не столько саму войну, сколько цели, во имя которых гибли солдаты.

        Действие спектакля происходит в 1942 году. Призывники попадают в запасную военную сибирскую часть, где проходят обучение и готовятся пополнить ряды воюющей армии.

        В спектакле задействованы более 20 молодых актеров – почти все только что окончили школу-студию МХАТ, для многих это дебют в театре.

        Рыжаков продолжает гуманистическую традицию, показывая не героя и подвиг на войне, а войну обезличивающую, с общим на всех страданием. Только смерть выделяет солдат – к одному она приходит в виде приговора товарищеского суда, к другому от майора, переусердствовавшего в «учениях».

        В спектакле минимум действия и декораций – актеры сами рассказывают о том, в каких условиях приходится жить, о том, как сложилась их судьба. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что находишься на уроке сценического чтения, а не на спектакле. Но, вероятно, такой и была режиссерская задумка: войну нельзя понять посредством действия – тогда неизбежно появились бы «любимчики», герои и антигерои, одних зритель будет оправдывать, других – обвинять. У Рыжакова же главные герои – сама война и та обстановка, которую она создает.

        «Надо не героическую войну показывать, а пугать, ведь война отвратительна. Надо постоянно напоминать о ней людям, чтоб не забывали, носом, как котят слепых, тыкать в нагаженное место, в кровь, в гной, слезы – иначе ничего от нашего брата не добьешься», – писал автор романа, по которому поставлен спектакль, Виктор Астафьев. На эти слова не раз ссылался и режиссер.

        Война в спектакле действительно не героическая. Не показан ни один немецкий солдат, от которого надо спасать Родину. И тем не менее призывники погибают. Двое братьев отлучились из части навестить мать, которая живет в нескольких километрах, – их расстреляли за дезертирство. Одного хилого солдатика по неосторожности «добил» на учениях офицер. Все это происходит под кривляние пропагандиста из КГБ. «Наши доблестные войска, переламывая превосходящие силы противника, ведут упорные кровопролитные бои на всех фронтах...»

        В спектакле о войне нет кровавых и неприглядных мизансцен. Рыжаков не пошел легким путем, то есть не стал изображать «кровь и гной» войны, воздействуя на чувство сострадания зрителя. Режиссер обращается прежде всего к рассудку и только через него – к чувствам.

        И это несмотря на то, что войну сейчас разоблачать нетипично, не принято. А если разоблачать, то только смерть, которую она несет, но не «великие» цели, которые она преследует. Ведь с «фальсификациями истории» и «преуменьшением роли СССР» в Великой Отечественной борются даже депутаты и даже с помощью специально написанных законов.

        Актеры не всегда, но находят нужные интонации. «Показательное убийство», – восклицает офицер со смесью такого недоумения и злобы, что понимаешь – подобное словосочетание не должно существовать. В спектакле вообще рассказано о многом, чего не должно существовать. И прежде всего – самой войны.

        Точные интонации, выверенные слова, а когда не хватает слов, песни – это главные приемы актеров. «Запевай», – говорит старшина солдатам, когда их товарища приговорили к высшей мере наказания за оскорбления политрука. «Запевай!» – настаивает и умоляет старшина. И первым запевает приговоренный удалую казачью песню «Пора молодцу жениться», а солдаты подхватывают.

        «У меня вот бабушка Секлетинья неученая, но никогда не брала чужого, не обманывала никого, всем помогала. Дак вот в одной стихире, бабушка Секлетинья сказывала, написано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут Богом прокляты и убиты», – рассказывает один из героев. Простая сложная мысль, которую режиссер пытается донести до людей.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............