10 декабря, понедельник  |  Последнее обновление — 18:06  |  vz.ru
Разделы

Кровавое месиво с дикой душевной болью – это и есть русский рэп

Эдуард Биров, журналист
Это мычание берёт за душу молодых ребят, цепляет их, уводит за собой в «фиолетовый туман». Причиной тому – полная деградация массовой культуры. Мычание рэперов свежее и понятнее, чем коммерческая пошлятина российской эстрады. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

США и Китай развязывают «мировую цифровую войну»

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Арест топ-менеджера Huawei Менг Ваньчжоу в Канаде – грязный прием. Как, впрочем, и кража интеллектуальной собственности, а также нарушение санкций, за которые единогласно проголосовал Совбез ООН. Китай тоже знает толк в грязных приемах. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Народ с открытыми настежь дверями

Дмитрий Ольшанский, публицист
Каждый народ в двадцатом веке нашел свой дом. У кого-то хороший, у кого-то плохой, но у каждого – свой. И только русский народ так и сидит на ступеньках казенной коробки с открытыми настежь дверями. Подробности...

    Названа самая красивая девушка мира

    На конкурсе «Мисс мира» определили самую красивую девушку 2018 года. Победительницей состязания стала 26-летняя жительница Мексики Ванесса Понсе, которая работает директором реабилитационного центра. Россиянка смогла войти лишь в 30-ку лучших
    Подробности...
    Обсуждение: 38 комментариев

    «Яндекс» представил новый телефон

    Компания «Яндекс» презентовала собственный смартфон с 5,65-дюймовым экраном с разрешением 2160 × 1080 точек. В гаджет встроен восьмиядерный процессор Qualcomm, 630,4 Гбайт оперативной и 64 Гбайт встроенной памяти. Продажи телефона начнутся 6 декабря
    Подробности...

    В Лос-Анджелесе открылся ежегодный автосалон

    Один из самых престижных в мире автосалонов открылся в Лос-Анджелесе. Ставка в этом году, похоже, сделана на новые электрокары. Так, на автосалоне представлен первый электрокар компании Infinity. Компания утверждает, что модель станет самой совершенной в истории марки
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Глава Киевского патриархата поставил ультиматум Константинополю

        Главная тема


        Приведет ли «жесткий брексит» к гражданской войне в Британии

        дальняя авиация


        США заявили о «провокационном» перелете Ту-160 из России в Венесуэлу

        ваши деньги


        Роструд объяснил, когда работнику обязаны выплатить премию

        конкуренция с британией


        Военный эксперт раскритиковал рейтинг производителей оружия SIPRI

        Видео

        контрольный лист


        Раскрыто содержание найденных на украинских кораблях документов

        парижский «Антимайдан»


        «Желтые жилеты» уничтожили политическое будущее Макрона

        эпоха низкой инфляции


        Как будут расти цены в следующем году

        идеолог реформ


        Почему столь циничны слова Чубайса о «неблагодарности олигархам»

        использование феминитивов


        Как феминистки калечат русский язык

        Культурная революция


        Катерина Кладо: Майор армии ДНР Прилепин «взял» МХАТ имени Горького

        Украинские хроники


        Андрей Манчук: Почему в Киеве не любят парижский «Антимайдан»

        «срывает крышу»


        Виталий Лейбин: У нас часто вместо политической полемики возникают руины святой войны

        на ваш взгляд


        Экологи советуют выбирать для украшения на Новый год живую ель. А какую елку поставите вы?

        «Время больших денег в поп-музыке закончилось»

        Артемий Троицкий прокомментировал тенденции, выявленные независимой музыкальной премией «Степной волк», которую вручали на Московском международном открытом книжном фестивале

        15 июня 2010, 21:23

        Текст: Кирилл Решетников

        Версия для печати

        Среди новоиспеченных лауреатов награды, вручавшейся уже в третий раз, – рэпер Noize MC, англоязычный проект Moremoney, группа «Мегаполис» с новым альбомом «Супертанго» и новая группа Сергея Шнурова «Рубль» с лучшим видеоклипом. Музыкальный критик Артемий Троицкий, главный идеолог «Степного волка» и один из его учредителей, рассказал газете ВЗГЛЯД о своих впечатлениях от третьего сезона премии и поделился мыслями о ее перспективах.

        — «Степного волка» в этом году вручали уже в третий раз. Как вам кажется, премия меняется? Чем нынешний сезон отличается от двух предыдущих?
        — Я думаю, что любая искренняя премия должна двигаться вслед за музыкальной ситуацией, а до некоторой степени эту ситуацию даже определять. И мне кажется, что со «Степным волком» происходит именно такая история. В этом году все было интереснее, чем в прошлом и позапрошлом, поскольку музыкальная ситуация в стране оживилась. Если раньше доминировали люди более или менее известные: Земфира, «Мумий Тролль», Шнуров, Ляпис Трубецкой, — то сейчас, в общем-то, господствовала молодежь, и даже Шнуров был с новой группой. Мне это очень нравится. По структуре и концепции премия никак не мутирует, но интенсивно меняется то, за что она вручается, меняется состав и творческий облик лауреатов.

        — Однако, например, награду за лучшие тексты третий год получают люди, представляющие рэп или хип-хоп: в 2008 году в этой номинации победил Дельфин, а сейчас уже во второй раз подряд лучшим поэтом признан Noize MC.
        — Не думаю, что об этом факте надо судить как-то особо глубоко. Это скорее совпадение. Объективная реальность такова, что рэп у нас сейчас более артикулированный, чем рок, в отличие от того, что было раньше. Это связано, по-видимому, с тем, что все большее количество интересных отечественных рокеров переходит на английский язык, а в рэпе этого пока не наблюдается. А с другой стороны, в области рока не появилось никаких людей, чьи тексты были бы сравнимы по качеству с творчеством кумиров 1980-х. К тому же многие кумиры 1980-х до сих пор живы-здоровы и пишут не самые плохие песни, так что сравнение не в пользу нынешней молодежи. Насколько я знаю, Юрий Шевчук сейчас записывает новый альбом — он уже давно не выпускал ничего свежего. Диск должен выйти в наступающем сезоне. Я надеюсь, что это будет замечательная пластинка, и рассчитываю на то, что эта рэперская линия в номинации «Лирика» будет прервана появлением среди лауреатов Юрия Юлиановича.

        — А кто из наших рокеров перешел на английский язык?
        — Ну вот, например, даже на недавней церемонии вручения «Степного волка» выступало несколько групп, которые пели по-английски: Moremoney, Нина Карлссон. Кроме того, есть еще масса всяких англоязычных коллективов, самых разных: «Почтальоны Нобеля», Blast, модные группы вроде «Помпеи» или Everything Is Made in China.

        — В номинации «Дебют» «Степного волка — 2010» получила группа Padla Bear Outfit. Об этом проекте, как и о дуэте «Лемондэй», часто упоминают в связи с понятием «хипстер». Кто такие в вашем представлении хипстеры и что такое хипстерская музыка в России, если она действительно существует?
        — Это мне трудно сказать, потому что я сам не хипстер. Молодые люди всегда склонны идентифицировать себя с каким-то прайдами, племенами, и эта идентификация часто происходит каким-то загадочным и не вполне логичным образом. По-видимому, хипстеры — это некие молодые люди, которых можно встретить и в Москве, и в Питере и которые определенным образом одеваются, определенным образом проводят время в соответствующих клубах. В Москве главный хипстерский клуб — «Солянка». Хипстерам свойственна любовь к иностранной музыке, в первую очередь, естественно, к английской. Но я не очень во все это вникаю. Что касается создателя Padla Bear Outfit Арсения К., то я слышал, что он у хипстеров в почете. Может быть, он и сам хипстер, не знаю.

        — Часто ли в поле зрения премии попадают музыкальные проекты, о которых вы благодаря этому узнаете впервые?
        — Да, это происходит постоянно. Так было и в прошлом году, и в этом. В таких случаях я звоню членам жюри и прямо их спрашиваю: а кто вот это такой? А это? Особенно это касается, естественно, тех имен и названий, которые появляются более одного раза.

        — Бывают ли случаи, когда ваше мнение резко расходится с выбором жюри?
        — Конечно. Кардинально мое мнение с выбором жюри расходится редко, поскольку жюри все-таки в основном сформировано мною. Я понимаю, что это за люди, более или менее представляю себе их вкусы, уровень их экспертизы. Настоящих, больших разногласий с ними у меня нет, но по мелочи... Если взять 16 лауреатов, то из них я бы дал премию в лучшем случае половине, а скорее всего, даже и меньшему количеству.

        — Почти любая успешная премия рано или поздно вырабатывает свой формат, систему предпочтений и антипатий, начинает последовательно благоволить к одним явлениям и игнорировать другие. Есть ли у «Степного волка» шансы избежать такого пути, или он тоже неизбежно станет в какой-то степени ангажированным?

        — Я задавался этим вопросом, причем задавался с самого начала, когда еще только задумывал эту премию. Конечно, не все в моей власти. Я не могу волевым решением перекраивать результаты работы жюри. Но по крайней мере я отдаю себе отчет в существовании той опасности, о которой вы говорите. Я не хочу, чтобы премия тем или иным образом форматировалась и становилась предсказуемой, и со своей стороны буду прикладывать какие-то усилия для того, чтобы она таковой не стала. Думаю, что в первую очередь нужна ротация членов жюри.

        — А сейчас она происходит?
        — Сейчас — нет, хотя жюри постоянно пополняется за счет новых людей. Если в первый год оно состояло из четырех или пяти участников, а во второй примерно из десяти, то на этот раз в нем было уже около 20 человек.

        — Как вам кажется, актуальна ли сейчас музыка с политическим посылом? Впечатление такое, что вроде бы актуальна, но в последнее время приходилось слышать мнение, что люди от политики устали, так что злободневность в музыке уже не вызывает такой живой реакции, как раньше.
        — Я не слышал жалоб на то, что кому-то надоела политически острая музыка. Чувство, что надоела политика, есть всегда, потому что это, вообще говоря, пакость. Что же касается политической музыки, то у нас ее почти не было на протяжении последних 20 лет, в отличие от 1980-х годов, когда это была довольно модная тема. Лишь недавно эта линия как-то возобновилась, стали появляться первые ласточки — скажем, группа «Барто». Оживились Василий Шумов и Михаил Борзыкин. Сейчас вот есть еще Noize MC. Но это по-прежнему ничтожная часть того, что у нас появляется. Я бы сказал, что политически артикулированной музыки в России до сих пор сильно не хватает.

        — Верно ли предсказание, что Интернет с его возможностями распространения музыки вот-вот уничтожит музыкальную индустрию? И если да, то хорошо это или плохо?
        — Я считаю, что Интернет уничтожает музыкальную индустрию в том виде, в каком она подошла к началу XXI века. Но это не значит, что Интернет убивает музыкальную индустрию вообще. Просто под его воздействием она мутирует почти до неузнаваемости. Думаю, что носители — и виниловые, и компактные — будут производиться и в дальнейшем. Но их тиражи упадут не в разы, а на порядки, и они станут продукцией в первую очередь для коллекционеров, а также для профессионалов — самих музыкантов, ди-джеев, медийщиков. А остальные будут пользоваться новой системой бытования музыки, и она будет намного проще. Музыка станет гораздо более доступной, чем раньше — и в физическом отношении, и в денежном.

        — Как будут складываться в 2010-х отношения музыканта и рынка? Правда ли, что грядет эпоха декоммерциализации?
        — Отношения музыканта и рынка будут складываться более гибко, чем раньше. Но музыкантам и всем людям из музыкального бизнеса надо будет четко понять одну вещь: время больших денег в поп-музыке закончилось. Всех этих миллионов и десятков миллионов, которые плавали в этом бизнесе в 1970-е, 1980-е и 1990-е, уже не будет.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............