Взгляд
1 февраля, среда  |  Последнее обновление — 21:48  |  vz.ru
Разделы

России пора прекращать идеализировать Запад

Дмитрий Орехов
Дмитрий Орехов, писатель
Какие ассоциации всегда вызывала у нас Англия? Джентльмены, газоны, Бейкер-стрит, парламент, Биг Бен, королева-старушка? А надо бы: пиратство, разбой, дети на виселицах, работорговля, концлагеря, военные преступления, протофашизм, голод в Бенгалии, геноцид, колониальное иго. Подробности...

Почему России стоит доверять Ирану

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Иран не является непосредственным участником конфликта России и стран Запада, но выступает на стороне Москвы. Искренность иранского отношения к России имеет под собой серьезные национальные интересы. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Западная демократия – враг демократии

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Демократия важна. Но она уже не вызывает того безропотного доверия, которое вызывала в 1990-е и нулевые годы XX века и большую часть десятых годов XXI века. Самые демократичные, как считается, страны далеко не так демократичны, как многие привыкли думать. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...

Россияне окунулись в прорубь на Крещение

Крещение Господне – один из главный праздников христиан. В 2023 году в Москве для желающих окунуться было оборудовано 46 площадок. На каждой из них оборудовали майны, пункты обогрева и теплые раздевалки. Безопасность граждан обеспечивали медперсонал и сотрудники пожарно-спасательного гарнизона
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Новак: Ответ России по потолку цен на нефть стабилизирует мировой рынок

    Главная тема


    Польша покусилась на результаты Переяславской рады

    разгонный блок


    В Молдавии назвали принадлежность упавших на страну ракет

    «Я бы простил»


    Актер Батурин призвал простить раскаявшуюся Хаматову

    диплом за сутки


    В РГГУ предложили ограничить доступ к написавшей диплом студенту нейросети

    Видео

    «в ближайшие дни»


    Кто и почему ждет «решающее наступление» России на Украине

    серия обысков


    Зеленский принес архитекторов своего президентства в жертву США

    членство в НАТО


    Эрдоган отводит от финнов и шведов большую беду

    переговоры 1992 года


    Как Ельцин пытался убедить США в опасности украинского национализма

    причастность к нападению


    Украина опасно рассердила Иран

    новые ассоциации


    Дмитрий Орехов: России пора прекращать идеализировать Запад

    искреннее отношение


    Тимофей Бордачёв: Почему России стоит доверять Ирану

    не вызывает доверия


    Виталий Трофимов-Трофимов: Западная демократия – враг демократии

    на ваш взгляд


    Хотели бы вы сменить профессию?

    Аритмия Самсонова

    «Кислородный предел»: Загадка для критиков
    Новый роман Самсонова – удача хотя бы потому, что автор не стал писать еще одну «Аномалию Камлаева»
       19 января 2010, 19:46
    Фото: обложка книги
    Текст: Кирилл Решетников

    Нельзя сказать, что первые два романа 28-летнего Сергея Самсонова произвели эффект разорвавшейся бомбы, зато после выхода второго из них глянцевая критика объявила начинающего автора большим писателем, поставив его в один ряд с Толстым и Томасом Манном. Это суждение некоторым образом гармонирует с предметом разговора – оно отмечено той же склонностью к гиперболизации, что характеризует самого Самсонова и в очередной раз проявляется в его третьем романе «Кислородный предел».

    Книга Самсонова «Аномалия Камлаева», которая и заставила некоторых увидеть во вчерашнем дебютанте величину исторического масштаба, была лишена интриги в обычном значении этого слова.

    Бизнес-персоны разных типов, пород и калибров описываются с пристальностью юного натуралиста, являя в совокупности целый зоопарк

    Роман о гениальном композиторе-авангардисте по имени Матвей Камлаев являл собой нечто среднее между психофизиологическим досье вымышленной творческой личности и религиозно-философским манифестом. Вместо действия предлагался прихотливый калейдоскоп разновременных сцен, эпизодов композиторской биографии.

    Едва проглядывавший сюжет иллюстрировал провиденциальную связь между решением художественных задач и продолжением биологической жизни. Текст был насыщен эротическими сценами и большими метафорическими пассажами, в которых подробно описывалась музыка Матвея Камлаева, а также эссеистическими по сути рассуждениями о природе творчества. Демонстрировалось достойное зависти пренебрежение к читательским установкам, связанным с понятием «роман».

    Установки эти следовало принести в жертву Искусству, будь то камлаевская пьеса для квартета струнных и четырех вертолетов или звукоизобразительные «камлания» рассказчика. Пытаясь продолжить традицию беллетристических повествований о Большом Художнике, Самсонов как бы испытывал романную форму на прочность; форма не выдерживала.

    В «Кислородном пределе» все совершенно иначе. Действия здесь хоть отбавляй, история почти детективная – есть загадка, которую необходимо разгадать, есть пропажа, которую жаждут обнаружить главные герои.

    В огромном московском отеле, переполненном людьми, происходит взрыв, начинается пожар − настоящий апокалипсис местного значения. Среди спасшихся – несколько мужчин, бизнесменов и представителей креативного класса, они познакомились друг с другом только что, вырываясь из пекла.

    Кое-кого из этой компании затягивает нервная многоходовка, разыгрываемая вокруг женщины, пропавшей во время ЧП. Катастрофа оказывается в эпицентре сюжетного вихря. В финале сложная психологическая партия с участием нескольких равновеликих фигур принимает совсем непредсказуемый оборот.

    Если в «Аномалии Камлаева» знаки времени играли второстепенную роль, то здесь от реалий деловой Москвы просто не продохнуть. Бизнес-персоны разных типов, пород и калибров описываются с пристальностью юного натуралиста, являя в совокупности целый зоопарк. Самсонов создает собственную капиталистическую действительность, которая держится на трех китах – рыночном азарте, сексе и, как ни странно, жажде истины, стремлении что-то сформулировать, доказать хотя бы на словах.

    Каждый из этих трех китов на глазах у читателя вырастает в раблезианского монстра. Там, где изготовитель стандартной офисной прозы оставил бы встречающиеся в реальной жизни жилы и кости, у Самсонова – сплошное дымящееся мясо.

    Особая вещь происходит с правдоискательскими диалогами, которые ведут разнопородные самцы: принципиальные позиции, зиждущиеся на том или ином варианте социальной философии, облекаются в разговорную плоть, и порой это стоит автору видимых усилий.

    «Кислородный предел» − экспериментальная вещь: часть романа написана рваной стихопрозой с мерцающим ритмом и неестественным для обычной речи «художественным» порядком слов.

    «Аномалия Камлаева» имела подзаголовок «Литературная симфония», в чем можно было усмотреть отсылку к «Симфониям» Андрея Белого. Но там претензия на такую преемственность если и была, то выглядела сомнительной; связь с творчеством великого русского символиста куда заметнее в «Кислородном пределе», по отношению к которому ритмизованная проза Белого – едва ли не ближайший формальный аналог.

    Другое дело, что ритмические пассажи Самсонова более сбивчивы (намеренно?), и ритмизация у него, прямо как акцент у Воланда, то появляется, то исчезает (что само по себе, видимо, еще один формальный прием). Прибавим к этому такой коронный ход, как постоянный пропуск подразумеваемых слов при имитации разговорной речи – и получим искусственно «собранный», но узнаваемый стиль.

    «Кислородный предел» − благодарный материал для пародии, но вся эта смена речевых настроек скорее плюс, чем минус, ибо столь ярко выраженная работа с языковой формой по нынешним временам большая редкость.

    Пафосная идея витальности, милая сердцу Самсонова, как и не отделимое от нее любование дистиллированной мужественностью, находит в «Кислородном пределе» куда более адекватное романное выражение, чем в предыдущей книге. Новый роман – удача хотя бы потому, что автор не стал писать еще одну «Аномалию Камлаева», а попытался сделать нечто совсем другое.

    От более ранних вещей остались тотальная серьезность (шутят у Самсонова только персонажи) и некоторая экзальтация, но это, так сказать, авторские константы, которые нужно принять как данность. «Кислородный предел» − еще не прорыв, но, по некоторым признакам, его преддверие. С другой стороны, если суперпрорыва так и не произойдет, то роман уровня «Кислородного предела» − уже немало.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •