21 января, вторник  |  Последнее обновление — 11:51  |  vz.ru
Разделы

Интернет становится безусловным правом

Сергей Мардан, публицист
У российского государства абсолютно прагматичные мотивы развивать Сеть. Интернет-технологии обеспечивают уровень информированности о каждом отдельном гражданине или компании, ранее недостижимый. Подробности...

Чиновников переведут из разряда «бизнес» в разряд «служение»

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Надоело не только Путину. Надоело простому народу смотреть на этот бесконечный фестиваль компрадорства. Что тебя, болезный, так тянет в Европу? Ответа всего два: или ты более лоялен к стране – потенциальному противнику, или прячешь наворованное там же. Подробности...
Обсуждение: 73 комментария

Память о Второй мировой работает только по-честному

Алексей Алешковский, сценарист
Лидеры современного польского еврейства пожелали российским властям честности – с учетом того, что «СССР начал войну как союзник Германии, чтобы позже превратиться в ее главную жертву». Забавно, что эта фраза точнее всего описывает судьбу их страны. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

    Австралию охватили неукротимые лесные пожары

    Австралию охватили самые мощные за всю историю страны лесные пожары – их площадь составляет уже 10 миллионов гектаров. Это стало результатом рекордной засухи, притом что обычно этот сезон приходится на декабрь – март. 28 человек погибли, среди них трое пожарных, разрушено около шести тысяч зданий. Ущерб экономике страны оценивается в 3 млрд долларов США
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В ДНР подтвердили убийство замкомандира полка спецназначения МВД

        Главная тема


        МВФ испугался новой Великой депрессии

        Банк России


        Россия увеличила отрыв от Китая по запасам золота

        транзит через Клайпеду


        Белоруссия закупила нефть в Норвегии

        жизнь в космосе


        МКС оказалась загрязнена грибками и бактериями

        Видео

        исторические споры


        Израиль подставил России плечо в конфликте с Украиной и Польшей

        учения НАТО


        Для нападения на Россию США подготовят «смертника»

        демографическая катастрофа


        Почему вымирает Прибалтика

        замена Чайки


        Генпрокуратуру возглавит охотник на серийных убийц

        Общечеловеческая практика


        Герман Садулаев: Поправка в Конституцию исправляет последствия холодной войны

        Еврейская проблема


        Алексей Алешковский: Память о Второй мировой работает только по-честному

        Всем надоело


        Игорь Мальцев: Чиновников переведут из разряда «бизнес» в разряд «служение»

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Готовы ли вы участвовать во всероссийском голосовании по внесению поправок в Конституцию?

        Как оправдать майора Евсюкова

        В прокате «Сказка про темноту», которая не друг молодежи, а совсем наоборот: метафора жизни в одиночестве и утверждение на тему «менты тоже люди»

        10 сентября 2009, 21:38

        Текст: Денис Шлянцев

        Версия для печати

        Фильм Николая Хомерики «Сказка про темноту» − любовная история двух сотрудников правоохранительных органов, в которой «с помощью мата не ругаются – здесь на нем говорят». Безуспешно показав картину в Каннах, режиссер тем не менее уверен, что «русский зритель лучше воспримет, считает весь культурный контекст, которому нет эквивалента на Западе». Действительно, эквивалент советским обоям, матюкам по адресу восхода солнца и непроглядности жизни простого провинциального мента еще поискать нужно.

        «Сказка про темноту» − второй полнометражный фильм Николая Хомерики и третья его работа, представленная в рамках Каннского фестиваля. «Сказка» в этом году попала в секцию «Особый взгляд» и особенного шума там не наделала, впрочем, и раздражения не вызвала. То ли дело российский «Кинотавр» − один из исполнителей получил приз за лучшую мужскую роль, а кинокритика «изобрела» термин «новая русская волна», в который с одинаковым успехом вписала большую часть отсмотренных картин.

        Всех деятелей «новой русской волны» объединяет чрезвычайно мрачный и мизантропичный взгляд на объективную реальность, данную нам в ощущения, любовь к долгим планам пейзажей различной фотогеничности и крупные планы многозначительных взглядов в пустоту, то есть АРТХАУС капслоком, а там хоть трава не расти.

        Насмотренный зритель без труда угадает влияния − многозначительность Антониони и/или современного турецкого режиссера Нури Бильже Джейлана, отстраненную ненависть к роду людскому Лео Каракса и Киры Муратовой (без деятельного сострадания последней), социальную чернуху отечественного пост-перестроечного кинематографа, «новых румын» et cetera et cetera…

        Главная героиня «Сказки» − Геля, она же Ангелина (Алиса Хазанова) − с одинаково невозмутимым, инопланетным выражением породистого лица носит шпильки, черный плащ, юбку пошлой леопардовой расцветки и мундир младшего лейтенанта милиции. Дело происходит в маленьком приморском городке (фильм снимался во Владивостоке), застрявшем, судя по инфраструктуре и гальке по колено, в начале 80-х.

        На работе ее ожидает ад: изъясняющиеся без купюр коллеги то и дело норовят либо ухватить Хазанову за сиськи, либо обозвать «сухой старой п**дюлиной». Неблагополучные дети, с которыми работает Геля, в ответ на проявления материнского инстинкта также называют ее «сухой старой п**дюлиной».

        Вообще тема «п**дюлины», простите, одиночества красивой молодой женщины, как видите, сильно волнует режиссера и сценариста.

        Ведь даже дома у нее – яичница-глазунья, советские обои, родители-призраки и ад темноты (это такая оригинальная метафора одиночества), вынесенной в заголовок. Честь мундира должна остаться незапятнанной, служба в милиции – сама по себе клеймо, не добавляющая эротической притягательности субъекту.

        Да и Геля столь же деревянна и сексуальна, как умерший Буратино. С одной стороны, она жаждет любви или, на худой конец, партнера для танцев аргентинского танго, с другой – боится как огня любых проявлений человеческих чувств. Иногда Хазанова в своей речи «включает» интонации Литвиновой (также походившей в погонах в «Богине: как я полюбила»), тогда получается и вовсе тушите свет!

        Ей под стать партнер Димыч (Борис Кармозин, получивший на «Кинотавре» приз за лучшую мужскую роль), с одинаково похотливым выражением свиноподобного лица расследующий убийства и лапающий Гелю. Его так же страшит одиночество, он, наделенный властью государственный служащий, так же прикрывает отъявленной матерщиной свое беззащитное нутро и – о ужас! – даже не ходит на встречи одноклассников.

        И когда эти одиночества наконец встречаются, они неуклюже топчутся, наступая друг на друга, в танцевальном зале, после чего Геля по-женски обмякает на запыхавшемся Димыче и становится хоть немного похожа на человека. Она неожиданно признается Димычу в любви и, помахивая сумочкой, удаляется навстречу лучу света, внезапно прорезавшемуся в этом темном царстве. Димыч же сидит в машине, пытаясь справиться с нахлынувшими эмоциями – и без микроскопа видно, что подобные слова он слышит впервые. После чего произносит совершенно логичную и ожидаемую фразу: «А ты мне нах*й не нужна».

        Читатель ждет уж высокопарных заявлений про «экзистенциальную тошноту», про «пронзительную гоголевскую повесть об одиночестве человека 2009 года», где «видимый миру смех» противостоит «незримым ему слезам», но нас интересует один вопрос, конечно же, риторический − на кой, простите, х*й нужно подобное кино сегодняшнему зрителю?

        Почему явно насмотренный интеллектуал Николай Хомерики (выпускник, к слову, парижского института кинематографии Ла Фемис, успевший поработать и с Гаррелем, и с Караксом) намеренно снимает фильмы, явно хуже по качеству, чем работы своих кумиров? Это что, заговор режиссеров «новой русской волны»? На кого он ориентируется, кто его зритель? Для артхаусной публики его метафоры и образы чересчур плоски и разжеваны, а обычного зрителя чернухой, матерщиной и голой пятой точкой актрисы Хазановой заманить сложно.

        С кем, по его мнению, должен ассоциировать себя зритель – с фригидной Гелей или с быдлом в лице Димыча? Кому он должен сочувствовать, сопереживать? Должен ли зритель искать оправдания действиям майора Евсюкова?

        Единственное, что остается аудитории – с отстраненным любопытством антрополога изучать повадки хомо сапиенсов в милицейских мундирах, которые – вот это новость! – тоже люди, так же неустроены, так же беззащитны перед собственными чувствами, так же одиноки, и невесело хихикать над «п**дюлинами», в изобилии сыплющимися с экрана.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............