Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

82 комментария
23 декабря 2009, 21:56 • Культура

Джаз с лягушками

«Принцесса и лягушка»: Хочется показывать детям

Джаз с лягушками
@ kinopoisk.ru

Tекст: Кира Зайцева

После долгих и, как правило, удачных экспериментов с 3D-анимацией студия Disney решила на время вернуться к рисованным фильмам, заставив с ностальгией вспомнить «Русалочку» или «Короля Льва». В качестве подарка детям на Рождество и по случаю годовщины избрания Обамы был снят мультфильм «Принцесса и лягушка» − мюзикл про чернокожую Золушку, принца-амфибию, крокодила-джазиста, Новый Орлеан и колдунью вуду с голосом Ларисы Долиной. Вышло чересчур политкорректно, но красиво.

Достав из запылившегося со времен покупки Pixar сундука коробку с карандашами, лекала и классические звуковые дорожки, аниматоры Disney создали «Принцессу и лягушку» – первый за долгие годы рисованный хит студии, уже было окончательно переключившейся на ремейки и 3D-анимацию.

Самым удачным голосом вышел бас-профундо крокодила Луи, которого озвучил Билли Новик из группы «Billy’s Band

В Новом Орлеане 20-х годов маленькая девочка Шарлотта, наслушавшись сказок, мечтает поцеловать лягушку, чтобы та превратилась в принца и женила ее на себе. В то же время ее темнокожая подружка Тиана, как любящая и практичная дочь, хочет воплотить в жизнь мечту отца и создать собственный ресторанный бизнес.

Оба желания, как и положено, загадываются на самую яркую звезду в небе, но Тиана, не особо доверяя сказкам, идет к своей цели в полном соответствии с идиомой об американской мечте, то есть с потом и кровью: в самом расцвете сил она становится лишенной личной жизни официанткой, вся вселенная которой замыкается на ящике с чаевыми и потрепанной картинке с изображением будущего ресторана. Шли годы, и в том возрасте, когда о сказках пора бы уже и забыть, девушка все-таки сталкивается с ними лицом к лицу. Но поскольку мир взрослых заведомо сложнее, детские представления о волшебстве добрых фей мало того что накрываются медным тазом, так сверху его еще придавливает злой вуду-колдун по имени Доктор Фасилье, более известный как Человек-тень.

Именно его ахалай-махалаями прилетевший на бал в честь Марди Гра мальдонийский принц Навин превращается в лягушку. Пересиливая собственное отвращение, его пытается перецеловать обратно в принца Тиана. Но не у всех официанток в жилах течет голубая кровь, и эффект получается обратный – Тина сама становится амфибией. Дать отпор чарам Доктора Фасилье может только страшная ведьма Мама Оди, так что далее следует большой тур по просторам реки Миссисипи с сопутствующей экскурсией по миссисипской фауне.

Поскольку речь идет о классической диснеевской полнометражке, последнее уточнение важно: забавные зверюшки с человеческими замашками для студии не блажь, а честь мундира. В «Принцессе и лягушке», помимо, собственно, лягушек, они представлены светлячком с вологодским акцентом, характерным именем Рэй и попой-лампочкой да крокодилом Луи, что играет на трубе джаз лучше, чем, по его мнению, самый великий трубач-джазист из людей. Данная рептилия, судя по всему, была призвана в мультфильм, чтобы опровергнуть некоторые расовые стереотипы, бытовавшие в США 20-х и особенно актуальные для малой родины Луи Армстронга: Луи-крокодил всю жизнь мечтал играть джаз вместе с «человеками», но те его всякий раз изгоняли.

Вообще, критики изначально подозревали, что мультфильм о чернокожей Золушке, вышедший в США в годовщину избрания Обамы президентом, побьет все рекорды по политкорректности (если в столь тонком вопросе вообще бывают рекорды). Подозревали не зря: в «Принцессе и лягушке» эта самая политкорректность возведена практически в абсолют.

Начать можно с того, что отец Тианы, действительно, многим напомнил Обаму, тем более что перед смертью он завещает своей темнокожей наследнице следовать своему примеру и идти к сокровенной мечте (Yes We Can!).

Во-вторых, создатели мультфильма консультировались с афроамериканскими организациями, чтобы учесть все их пожелания и требования по прорисовке образа главной героини. В итоге от первоначального варианта названия «Принцесса-лягушка» пришлось отказаться.

В-третьих, к таким ценностям, как любовь, доброта и стремление к осуществлению мечты, которые Disney пытается вложить в головы своих маленьких зрителей уже 60 с лишним лет, политкорректность теперь добавили практически официально.

Другой вопрос, что расовые стереотипы режиссеры «Принцессы и лягушки» Рон Клементс и Джон Маскер, работавшие вместе еще над «Русалочкой» и «Аладдином», ломают мастерски, с фантазией, как и стереотипы о мультипликации в целом. Классическим этот выполненный в 2D-анимации мультфильм выглядит лишь внешне: в ряде моментов создатели сознательно отошли от сказочных клише, где каждый новый виток сюжета можно предсказать на несколько эпизодов вперед. Уже то, что зацелованная лягушка не превращается в принца, является вызовом общеизвестной диснеевской классике, что в итоге и создает должный саспенс, то есть ожидание новых провокаций.

#{movie}При этом «Принцесса и лягушка» вышла по-детски красочной и очень живой: за героев приходится переживать, как за ди Каприо и Уинслет в «Титанике». Немультяшные эмоции бьют через край буквально в каждом кадре, а уж после эпизода с плясками Человека-тени и его друзей из ада многих детей можно будет смело пугать не только сереньким волчком и бабайкой.

Живости персонажам придает и на редкость удачный русский дубляж. Поскольку мультфильм изначально задумывался как мюзикл, причем с упором на джаз, озвучку Тианы и Мамы Оди поручили не чужим для «черной музыки» Анне Бутурлиной и Ларисе Долиной. Принц Навин в свою очередь заговорил и запел голосом Стаса Пьехи. Самым же удачным голосом, надо признать, вышел бас-профундо крокодила Луи, которого озвучил Билли Новик из группы «Billy’s Band».

Словом, несмотря на заимствование ходульного для сказок многих народов сюжета про царевну-лягушку, мультфильм получился довольно самобытным, а главное – с цельными персонажами, что в последнее время редко удавалось Disney. Возможно, способствовала этому ностальгия, порожденная возвращением диснеевцев к собственным корням и классике жанра, где можно отдохнуть от гонки за новыми технологиями.

Вернет ли это студии прежнюю любовь зрителей, уже привыкших к объемной мультипликации, неизвестно, но такие мультфильмы действительно хочется показывать своим детям.

..............