Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

0 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

17 комментариев
26 сентября 2008, 10:15 • Культура

Образцы для Образцовой

Образцы для Образцовой
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Валентин Колесников

Вдохновитель и организатор проекта - прима оперной сцены Елена Образцова и ее культурный центр. Великого тенора не стало год назад, конкурс - дань памяти Паваротти. Победа на нем для молодого певца была бы желанной еще и потому, что другого такого не будет: вместо того, чтобы проводить конкурс имени Лучано Паваротти регулярно раз в год или два, Елена Васильевна решила учреждать аналогичные состязания, посвященные разным великим певцам прошлого и настоящего.

Следующий, намеченный на 2010 год, пройдет в память Федоры Барбьери. Впрочем, это дело будущего, а уже прямо сейчас несколько десятков теноров демонстрируют свое мастерство не только международному жюри, но и публике.

Куда, куда вы удалились?

Практически никто не поет музыку барокко. А слушать одни и те же арии и романсы уже невозможно

Всего на предварительное прослушивание поступили заявки с записями от 80 претендентов. Организаторы признаются, что сами этого не ожидали - обычно на всех вокальных конкурсах шире всего представлен баритональный тембр, далее следуют басы, и меньше всего теноров.

Особенно редкий тембр - контртенор, а на нынешнем конкурсе из 35 отобранных участников контртеноров набралось аж шесть человек. Правда, не все из уже допущенных до конкурса вокалистов смогли добраться до Санкт-Петербурга.

Причем по самым обидным, прозаическим обстоятельствам: американского певца подвели спонсоры, обещавшие оплатить перелет в Россию, а швед в те же самые дни должен был участвовать в спектакле Датской королевской оперы.

Отбирала участников лично Елена Образцова - но на основе «кодированных» записей, не зная, кого конкретно прослушивает в данных момент. Тем не менее, 30 человек из России, Украины, Беларуси, Латвии, Армении, Китая, Кореи, каждый из которых уже в первом туре должен был исполнить две арии из тенорового репертуара в сопровождении фортепиано по собственному выбору, за один вечер прослушать было бы невозможно - первый тур пришлось разбить на два дня.

Кстати, петербургская публика демонстрирует не только энтузиазм, но и доброжелательность по отношению к участникам, подбадривая их аплодисментами и криками «браво» даже в тех случаях, когда объективно они того вовсе не заслуживают.

Так что в какой-то момент председательствующей в комиссии Елене Образцовой даже пришлось обратиться к слушателям с просьбой: «Мы на конкурсе, а не в концерте, так что, пожалуйста, выражайте свои эмоции бурно, но коротко!» Жюри тоже, наверное, хотело бы быть «добреньким», но приходится проявлять строгость.

Не без сожаления приходится отметить, что конкурсанты сами дают повод относиться к ним строго чаще, чем было бы желательно. Свои впечатления от первого тура прокомментировал по нашей просьбе член международного жюри конкурса Зураб Соткилава:

- Материал хороший есть. Но помимо природных данных необходима еще и школа. У теноров самое слабое место – «средние» ноты. «Верхи» и «низы» могут быть на уровне, но «переходный» регистр редко у кого от природы бывает хорош, здесь нужна работа педагога. А хороших педагогов всегда было мало, сейчас их почти нет.

Мнение Зураба Лаврентьевича, по всей видимости, разделяют и другие члены жюри, если судить по списку допущенных для дальнейшего участия в конкурсе - до второго тура дошли 15 человек.

Хотя изначально предполагалось, что таковых будет двадцать. Скажем, российский тенор Максим Сажин и конкурсант из Кыргызстана Женишбек Ысманов продемонстрировали, прежде всего, именно хорошую вокальную выучку.

Еще более выигрышно звучал другой представитель России Денис Закиров, которому удалось показать не только профессиональные певческие навыки, но и, в рамках отдельного вокального номера, актерское мастерство: в его Ленском чувствовался настоящий романтический порыв, а в Левко из «Майской ночи» Римского-Корсакова - гоголевская ирония.

Сердце красавицы склонно к измене

Выбор репертуара - вторая после снижения уровня профессиональной подготовки проблема для теноров. Притом, что именно тенор, даже «классического» направления, не говоря уже о популярном, всегда пользовался наибольшим успехом у широкой публики, за многовековую историю оперной музыки «ударных», «шлягерных», как сказали бы сейчас, арий не так уж много.

В результате все теноры поют, по большому счету, одно и то же. Так, уже в первый день первого тура на суд жюри и публики было представлено целых четыре принца Калафа, несколько Каварадосси и Герцогов.

Притом, что даже из контртеноров барочную музыку пели всего двое, остальные предпочли более простые и привычные арии, в том числе, арии мужских персонажей, которые традиционно исполняют женщины.

Были со стороны участников и предложения исполнять чисто женские арии - но на это не согласился оргкомитет. Зная о такой проблеме, организаторы конкурса нестандартно подошли к определению «заданий» для участников.

На втором туре, учитывая, что конкурс посвящен памяти Лучано Паваротти, им предстоит исполнять итальянские песни из репертуара великого тенора.

А на третьем, который состоится 29 сентября и закроет конкурс - дуэты в сопровождении оркестра. Более того - каждому из конкурсантов предложено подготовить два дуэта, а какой из них им придется исполнять - выберет жюри накануне. Оно же назначит им и партнершу - ее имя участники узнают за два дня до выступления.

- К сожалению, молодые теноры, да зачастую и их педагоги, толком не знают своего репертуара, - говорит директор конкурса Виктор Бочаров. - Практически никто не поет музыку барокко. А слушать одни и те же арии и романсы уже невозможно. Мы не просто устраиваем состязания молодых артистов - мы даем им возможность расширить репертуар. Тем более, что с предстоящими открытиями конкурса мы, Культурный центр Елены Образцовой, связываем дальнейшие планы, в частности, проекты концертного исполнения камерных опер, некогда популярных, но ныне практически забытых. В том числе, это касается и произведений русских композиторов, например, Аренского.

Публика, болеющая за своих фаворитов, получит так же возможность услышать и членов жюри конкурса - в один из дней состоится концерт памяти Лучано Паваротти, участие в котором примут в числе других певцов Елена Образцова и Зураб Соткилава.

..............