Ольга Андреева Ольга Андреева Священная корова «гендерного разнообразия» сдохла

Политика DEI за последние десять лет стала одним из идеологических столпов леволиберального космоса. Главным словом в триаде «разнообразие, равенство, включение» всегда считалось специфически понятое равенство.

11 комментариев
Андрей Колесник Андрей Колесник Запад на Балтике ставит под вопрос главные правила мореплавания

Россия может сохраниться как мировая держава, только отстояв полноценные возможности для морской торговли. События на Балтийском море – вызов именно такого масштаба. Там руками Скандинавии и Прибалтики Запад пытается уничтожить российские морские торговые пути.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Байден спалил остатки американского лидерства

Если бы в конце 2021 года Вашингтон принял или хотя бы начал всерьез рассматривать российские предложения о гарантиях безопасности, то сейчас, возможно, не пришлось тратить остатки американского лидерства на того, чтобы сдержать Россию.

8 комментариев
13 сентября 2008, 19:10 • Культура

Харуки Мураками умер в гостинице «Англетер»

Харуки Мураками умер в гостинице «Англетер»
@ Reuters

Tекст: Фаина Гуревич, Колорадо

Людям, не обделенным фантазией, свойственно придумывать города из уже существующих и воображаемых, и вот свидетельство – книга о городе, книга-город, сборник рассказов 16 писателей, повествующих о городе, посвященных городу, прославляющих, обвиняющих его, в нем живущих, его не замечающих и без него себя не мыслящих.

Город у каждого свой и один на всех – мегагород. На обложке – дверной проем, за которым открывается улица, вымощенная паркетом. Город-дом. Город, в котором живут.

Городу и миру

Роды» Жени Крейн — мучительно-нежная зарисовка о двух неприкаянных душах, затерявшихся в этом мире и в чужом городе…

…Живут ли? Вслед за коротким вступительным аккордом Жени Крейн сборник открывает рассказ Екатерины Белецкой «Муха и Пестрый», со второй страницы которого в глаза вонзается фраза: «Во время этого бега они забывали, что очень долго были мертвы».

Через несколько предложений можно вздохнуть с облегчением: нет, история не про зомби, это путешествуют по городским кварталам два городских философа, переваривая с жужжанием и урчанием городскую мудрость.

Зомби будут потом – в безжалостном, как удар ножом в глухой подворотне, рассказе Николая Романецкого «Ковчег на Второй линии». Ничего не поделаешь: город – это не только проспекты и набережные.

В нем, например, человеку выпадает единственный в жизни шанс, но затем, отвергнутый по невниманию или глупости, этот шанс растворяется в тумане, как произошло в рассказе Владимира Гржонко.

И поделом: в городе с прямыми и скучными улицами чудеса случаются, только если их ждешь и всегда о них помнишь, – это закон городов.

Зато когда ждешь и помнишь, в чудо может превратиться такое будничное занятие, как поедание копченой рыбы в рассказе Натальи Хаткиной.

Или совсем не будничное восхождение на вершину купола старой бруклинской церкви – снова Владимир Гржонко, «Адреналин». А как можно забыть чудесную историю о кошке, в наказание за провинность превращенной в человека, – это «Кисино горе» Анастасии Карпенко.

Или хронику семейных чудес Елены Конотоповой, поставщик которых – обаятельная, избалованная и обожаемая дочка родителей-трудоголиков.

Город – это мир

В одном квартале нашего города детей балуют, в другом они становятся проклятием и вечным напоминанием о глупости и жестокости – это рассказ Николая Алхазова «Мужчина старше женщины, женщина старше мужчины».

В третьем квартале – в «Третьей стороне медали» Екатерины Белецкой – из-за глупости и жестокости детей убивают.

В нашем городе много смертей, есть даже «Приют» для мертвых Ольги Семеновой, в котором, оказывается, тоже существует жизнь. Много смертей – скорее примета эпохи, чем городского пространства, не потому ли столь часто в последнее время авторы стараются как-то ее «обжить»?

Немного особняком стоят в книге два рассказа Романа Светлова, цепляющиеся друг за друга, как шестеренки часового механизма.

На другом уровне в этих рассказах соединено, казалось бы, несоединимое – конкретный и узнаваемый город Петербург и экзотическая для российского читателя страна Япония.

«Харуки Мураками умер в гостинице «Англетер» – это не метафора. Волею автора обожаемый во всем мире японец-космополит попадает в Россию, а там – в историю, которую запросто мог бы сочинить сам, ибо в ней присутствуют многие атрибуты его книг: виски, музыка, наркотики, секс, опасность, благородство и жертвенность.

И смерть, разумеется, – условная и символическая, поскольку граница между жизнью и смертью одинаково размыта как в книгах Харуки Мураками, так и в этом городе-призраке с его растворенными в тумане куполами и крышами.

Второй рассказ, «Трусливый Бодхисатва», – это опора, удар и толчок, после которого заканчивается падение и начинается подъем. Выдуманная история праведника, уверенного в том, что он грешник, отзывается через много лет поступком, которому суждено изменить жизнь человека.

А может, города. А может, мира.

В других рассказах город показывает, на что он способен. В «Полной безупречности» Татьяны Алферовой он карает, в «Задержавшемся поезде» Владимира Гржонко – спасает, в «Тубусе» Алексея Козуляева – предает, в «Лифте» Михаила Рабиновича – неуклюже заботится.

А в удивительно светлой и одновременно страшноватой истории Екатерины Белецкой «Все и сразу» – учит. Указкой по пальцам, как водится, и такие уроки запоминаются лучше всего.

Последний рассказ сборника – «Роды» Жени Крейн – мучительно-нежная зарисовка о двух неприкаянных душах, затерявшихся в этом мире и в чужом городе.

Муж и жена, родные и чужие, разлученные эмиграцией и тянущиеся друг к другу словно к последней опоре, пытаются как-то устоять и на чем-то удержаться.

Завершает историю, а с ней и всю книгу о городе и мире фраза, достойная того, чтобы стать отдельным рассказом: «Ребенок родился на рассвете».

А иначе для кого мы строим этот город?..

..............