Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

15 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Дугин объяснил саморазрушение Запада

Главный вопрос Такера Карлсона Александру Дугину был сформулирован предельно четко: почему западная цивилизация вдруг ополчилась на саму себя и занялась саморазрушением? Ответ Дугина был столь же предельно четким.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Особая речь Путина

Прямая трансляция благодарственного молебна в ходе инаугурации президента – это ведь не только обозначение курса и смыслов следующих шести лет. Это главная присяга, выше которой нет, Тому, кто спрашивает особым спросом.

11 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Дело доктора Буяновой – важный прецедент

Оскорблять вдову павшего воина было бы совершенно вопиющим, бессовестным поступком – по любым человеческим меркам. Для врача это было бы, к тому же, проявлением полной профнепригодности. Это заслуживало бы увольнения с волчьим билетом. Но преследовать человека по уголовной статье за слова, предположительно сказанные с глазу на глаз – значит, полагать начало совершенно новой практике.

49 комментариев
26 августа 2008, 18:10 • Культура

Опорный край державы

Опорный край державы
@ arkivperu.com

Tекст: Олег Рогов

Родоначальником мыльной оперы считается жанр бесконечных радиопостановок «с продолжением», которые были популярны в 30-е годы в США. Впервые это сочетание появилось на страницах газеты Christian Century ровно 70 лет назад.

Спонсором этих сериалов выступали компании, производящие мыло и чистящие средства. Постановки, само собой, перебивались рекламой этих продуктов и назойливым их присутствием как в виде объектов, которыми оперируют персонажи, так и в их разговорах.

Отсюда и пошло название «мыльная опера» по отношению уже к телепостановкам, сменившим мгновенно устаревшее радио. Термин прижился и вскоре стал обозначать разновидность жанра.

Сколько актов в мыльной опере?

Непредрешенность событий сказывается на игре актеров, которые не знают, что отмочит их герой через пять серий

Следует различать многосерийные телефильмы, сериалы, ситкомы, мыльные оперы и теленовеллы. Телефильмы снимаются, как правило, по уже написанному литературному произведению, иногда классическому или современному, которое пользуется популярностью, в них обычно небольшое количество серий.

Сериалы, в отличие от телефильмов, не претендуют на большую художественную ценность, они делаются по готовым сценариям и выпускаются в эфир блоками, в несколько приемов.

Ситком – это сокращение от словосочетания «ситуационная комедия», в этом телеповествовании эпизоды обычно не связаны друг с другом единым сквозным сюжетом и их можно смотреть без ущерба что-то пропустить в сюжетных перипетиях.

Теленовеллы преимущественно посвящены любовной проблематике с возможным добавлением детективных специй. Это романтические мелодрамы, как правило, южноамериканского производства.

Собственно же мыльные оперы отличаются тем, что сценарий пишется по ходу съемок, а количество серий в них не определено – будут снимать, пока в этом есть какой-то финансовый резон, определяемый рейтингами.

В том, что сюжет пишется параллельно съемкам, есть определенный шарм. Во-первых, это напоминает непредсказуемость обычной жизни. Непредрешенность событий и развития характеров неизбежно сказывается на игре актеров, которые не знают, что отмочит их герой через пять серий.

Во-вторых, мыльная опера может оперативно откликаться на актуальные события (вчерашняя победа нашей сборной по футболу или премьера фильма). У зрителя, таким образом, возникает ощущение, что он смотрит реалити-шоу, что персонажи мыльной оперы живут рядом с ним, в какой-то параллельной и одновременной вселенной.

Наконец, есть возможность динамически корректировать сценарий, ориентируясь на зрительское восприятие, так что имеет место определенный интерактив и у зрителей есть возможность выступать соавторами зрелища, к которому они прикипели.

Мыльные оперы по природе своей отнюдь не киношны, а театральны и литературны. Вряд ли можно в данном случае говорить о серьезной операторской работе, тщательном раскладе света и тени или искусстве монтажа. Поскольку мыльная опера тяготеет к литературе, к ее повествовательным жанрам, то она и подчиняется основным литературным законам. Подчиняется, впрочем, весьма своеобразно, доводя их до логического абсурда.

Главный закон художественного произведения – нарастание конфликта в каждом эпизоде – соблюдается в сериях мыльных опер с неумолимой последовательностью.

Один поступок цепляется за другой, мгновенно изменяя общую картину. Мыльная опера существует в режиме постоянного изменения контекста. Конфликт развивается скачками, и персонажи вынуждены активно реагировать на меняющуюся ситуацию.

Отсюда регулярная и резкая смена их эмоционального настроя, раскачка маятника от эйфории до отчаяния. Мэри любит Джона изо всех сил, но, когда ей кажется, что Джон увлечен Салли, она проклинает его и в следующей серии просит прощения, убеждаясь, что он ей верен.

А если учесть, что количество серий частенько зашкаливает за сотню, а число персонажей измеряется десятками, то можно представить себе, какая перемена эмоциональной погоды ждет терпеливого телезрителя.

Постареть вместе с героями

Кадр из сериала «Богатые тоже плачут» (фото: playdvd.ru)
Кадр из сериала «Богатые тоже плачут» (фото: playdvd.ru)
Ловушка, которой мыльная опера ловит зрителя, – дискретность и протяженность. Этот прием тоже идет от литературы, когда произведения публиковались в периодических изданиях порционно и каждый кусок заканчивался заманчивой фразой «Продолжение следует».

Такой жанр в нашей стране уже не востребован в его литературном воплощении, он благополучно перекочевал на телеэкраны. А ведь таким образом когда-то печатались и романы Диккенса!

В мыльных операх действие развивается крайне медленно, сценаристы буквально экономят каждое слово. Вы замечали, как часто персонажи переспрашивают друг друга?

Эта уловка сначала раздражает, но потом к ней привыкаешь и даже начинаешь находить в этом приеме положительные моменты – это позволяет актерам немного поиграть в психологизм интонаций.

В России сериальный бум начался в 1988 году. Сначала это были теленовеллы «(Рабыня Изаура», «Просто Мария», «Богатые тоже плачут»), потом пришел черед и классическим мыльным операм. Знаменитая «Санта-Барбара», в которой более чем две тысячи серий, в сокращенном виде прокатилась по нашим телеэкранам.

Отечественные сериалы сегодня пекутся как пирожки, жанр востребован, а это значит, что производители обязаны держать планку качества, конкурируя друг с другом за внимание зрителей: к примеру, только в один день, вторник, 26 августа, демонстрируется 28 сериалов разных жанров!

Российская тематика востребована и в зарубежном производстве мыльных опер. Вот жизненный сюжет нового эпоса, который готовятся снимать в Бразилии: русский олигарх, нефтяной разумеется, страдает амнезией. Оказывается, что на самом деле он бразилец и его семья была зверски убита. Он возвращается на родину, чтобы отомстить злодеям и вернуть любимую.

Мыльные оперы давно стали мишенью анекдотов. Но сам этот жанр на удивление смиренный, ему незачем огрызаться. Он плодится со скоростью кроликов, активно формируя современное мифотворчество и продуцируя, если повезет, запоминающиеся образы. В этом, если хотите, его достоинство и скрытая мощь.

..............