
Империофобия – это болезнь недообразованных интеллектуалов, исполненных надменности и желчи, унижающих целые народы по факту их принадлежности к строительству империи.
11 комментариевИмпериофобия – это болезнь недообразованных интеллектуалов, исполненных надменности и желчи, унижающих целые народы по факту их принадлежности к строительству империи.
11 комментариевПарадоксальным образом момент, в который время делает зримый символический шаг вперед – Новый год, на экранах телевизоров превратился в праздник остановленного времени. Стоит ли удивляться, что всё меньше людей в новогодние праздники тянется к телевизионному пульту?
33 комментарияРовно десять лет назад, 8 декабря 2013 года, на Украине начался «ленинопад» – возбужденные ветром перемен граждане начали кампанию по массовому сносу памятников Ленину. Парадокс в том, что именно Ленин и обеспечил существование современной Украины.
35 комментариевСреди таких фестивалей, собирающих лучших музыкантов мира для бескорыстного музицирования, наиболее значительный был основан скрипачом Гидоном Кремером в 1981 году в Локенхаузе. И хотя с тех пор по образу и подобию Локенхауза было создано немало заметных форумов, Кремер и его коллеги по-прежнему держат планку: 3 июля они вновь соберутся на полторы недели. В нашем обзоре – записи самого Кремера и более молодых участников его команды.
Наследница по прямой
Как Кремер стал всемирно известным скрипачом, беседующим на равных с Бахом и Шубертом, с Шенбергом и Веберном?
Фотографию на главной странице сайта, посвященного форуму в Локенхаузе, украшает Кристина Блаумане – яркая виолончелистка, хорошо известная постоянным посетителям московского фестиваля «Возращение».
За прошедшие годы Блаумане добилась серьезного успеха если не в мировом, то как минимум в европейском масштабе. Кристина – постоянный участник крупнейших музыкальных форумов, как приглашенный концертмейстер работала с оркестром «Kremerata Baltica» Гидона Кремера.
В течение десяти лет работает концертмейстером группы виолончелей в оркестре «Амстердамская симфониетта», полгода назад заняла аналогичный пост в Лондонском филармоническом оркестре.
Однако камерная музыка для Кристины по-прежнему на первом месте – в этом не усомнятся те, кто слышал ее на «Возвращении» или в сольных программах.
Виолончельные сонаты Грига и Барбера, а тем более «Вариации на словацкую тему» Мартину – отнюдь не стандартный репертуар для дебютного диска.
Однако Блаумане обладает талантом преподносить любую музыку настолько убежденно, что остается лишь довериться ее выбору и получить удовольствие.
В этом она, безусловно, достойный продолжатель традиций Гидона Кремера, с которым много играла и в «Kremerata Baltica», и в камерных ансамблях, – музыканта, у которого любая концертная программа или диск – самоценное произведение искусства.
Не последняя роза Кремера
С музыкой наших современников – Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Арво Пярта, Гии Канчели – ассоциируется в первую очередь имя Гидона Кремера.
В интереснейшей книге воспоминаний «Ин@родный артист» Кремер подробно рассказывает о том, как трудно музыканту найти возможность играть то, что хочется, а не то, чего требуют публика или менеджмент.
Подробная иллюстрация к этому рассказу – очередной набор из серии «Historical Russian Archives», в которой издаются легендарные записи из фондов Гостелерадио СССР.
В отличие от предыдущих выпусков, посвященных великим мастерам прошлого, здесь речь об исполнителе, который находится в расцвете сил. Как Кремер стал всемирно известным скрипачом, беседующим на равных с Бахом и Шубертом, с Шенбергом и Веберном?
Исчерпывающий ответ дают эти десять дисков, где большинство записей сделано в семидесятые годы. Кремер играет каприсы Паганини – до решающего конкурса Чайковского еще три года.
«Последняя роза лета» Эрнста – сложнейшая миниатюра, с которой Кремер занимает на конкурсе первое место. Пьесы Берио и Штокхаузена – Кремер уже не новоиспеченный лауреат, но записной возмутитель спокойствия; скоро он покинет СССР.
Сочинения Мартынова и Лурье – наступила перестройка, Кремер вновь играет в Советском Союзе. Десять часов чистейшего наслаждения по рекордно низкой цене.
Десять часов славы нашего исполнительского искусства, ведь к этим записям приложили руку Татьяна Гринденко, Олег Каган, Юрий Башмет, Олег Майзенберг и даже Давид Ойстрах.
За удовольствие надо платить
Еще один молодой музыкант, регулярно выступающий вместе с Гидоном Кремером, – альтист Максим Рысанов; совсем недавно они выходили вместе на сцену Большого зала Московской консерватории.
«У меня появился соперник!» – так, по легенде, сказал Юрий Башмет о Рысанове – лучшем альтисте поколения тридцатилетних, постоянном участнике московского фестиваля «Возвращение».
Сегодня Максим уже не «молодой талант», как когда-то, но исполнитель международного класса. Среди его постоянных сценических партнеров – Миша Майский, Жанин Янсен, Виктория Муллова и другие звезды мирового уровня.
Альбом, записанный Рысановым вместе с пианисткой Эвелин Чанг, составлен необыкновенно тонко: сочинения разных жанров и эпох слушаются как единое целое.
Две сонаты, Франка и Глинки, мирно соседствуют здесь с миниатюрами Брамса, Энеску, Фрэнка Бриджа и нашей современницы Добринки Табаковой. Результат – универсальный диск для знакомства с миром классической музыки, полный романтической страсти и зрелой умиротворенности.
В этом году Максим уже не в первый раз приедет в Локенхауз, где звезды всех поколений, как и прежде, выступают без гонорара.