Игорь Караулов Игорь Караулов Пришла пора создавать новый национальный миф

Когда-то люди говорили друг с другом цитатами из фильмов. Эти вроде бы несерьезные прибаутки были одним из важных элементов, делавших нас соотечественниками, а не просто соседями по стране. Сегодня нам тоже необходимо общее культурное поле. Но продуктивно возделывать его смогут лишь те, кого ведет подлинная любовь к стране и людям.

17 комментариев
Василий Авченко Василий Авченко Большая игра в карты вокруг залива Америка

Линии границ прочерчены не раз и навсегда. Передел мира никогда не прекращался, как и движение тектонических плит. История великих открытий – если не географических, то геополитических – продолжается.

7 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему в гражданских войнах не бывает заморозок

Желание решить «русский вопрос» с презрением к русскому народу – это заведомо неприемлемая позиция. Даже большевики в свое время были готовы к компромиссам, и Антанта при некоторых условиях была готова их признать, чего не скажешь о ее наследниках.

21 комментарий
2 июля 2008, 11:38 • Культура

Возмутители спокойствия

Возмутители спокойствия

Tекст: Илья Овчинников, "Газета"

Летом заканчивается концертный сезон, зато начинается пора музыкальных фестивалей. Самый крупный среди них откроется 26 июля в Зальцбурге, однако масштаб – отнюдь не синоним качества: форум камерной музыки, куда более скромный по размаху, зачастую может стать событием не меньшего значения.

Среди таких фестивалей, собирающих лучших музыкантов мира для бескорыстного музицирования, наиболее значительный был основан скрипачом Гидоном Кремером в 1981 году в Локенхаузе. И хотя с тех пор по образу и подобию Локенхауза было создано немало заметных форумов, Кремер и его коллеги по-прежнему держат планку: 3 июля они вновь соберутся на полторы недели. В нашем обзоре – записи самого Кремера и более молодых участников его команды.

Наследница по прямой

Как Кремер стал всемирно известным скрипачом, беседующим на равных с Бахом и Шубертом, с Шенбергом и Веберном?

Фотографию на главной странице сайта, посвященного форуму в Локенхаузе, украшает Кристина Блаумане – яркая виолончелистка, хорошо известная постоянным посетителям московского фестиваля «Возращение».

За прошедшие годы Блаумане добилась серьезного успеха если не в мировом, то как минимум в европейском масштабе. Кристина – постоянный участник крупнейших музыкальных форумов, как приглашенный концертмейстер работала с оркестром «Kremerata Baltica» Гидона Кремера.

В течение десяти лет работает концертмейстером группы виолончелей в оркестре «Амстердамская симфониетта», полгода назад заняла аналогичный пост в Лондонском филармоническом оркестре.

Однако камерная музыка для Кристины по-прежнему на первом месте – в этом не усомнятся те, кто слышал ее на «Возвращении» или в сольных программах.

Виолончельные сонаты Грига и Барбера, а тем более «Вариации на словацкую тему» Мартину – отнюдь не стандартный репертуар для дебютного диска.

Однако Блаумане обладает талантом преподносить любую музыку настолько убежденно, что остается лишь довериться ее выбору и получить удовольствие.

В этом она, безусловно, достойный продолжатель традиций Гидона Кремера, с которым много играла и в «Kremerata Baltica», и в камерных ансамблях, – музыканта, у которого любая концертная программа или диск – самоценное произведение искусства.

Не последняя роза Кремера

С музыкой наших современников – Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Арво Пярта, Гии Канчели – ассоциируется в первую очередь имя Гидона Кремера.

В интереснейшей книге воспоминаний «Ин@родный артист» Кремер подробно рассказывает о том, как трудно музыканту найти возможность играть то, что хочется, а не то, чего требуют публика или менеджмент.

Подробная иллюстрация к этому рассказу – очередной набор из серии «Historical Russian Archives», в которой издаются легендарные записи из фондов Гостелерадио СССР.

В отличие от предыдущих выпусков, посвященных великим мастерам прошлого, здесь речь об исполнителе, который находится в расцвете сил. Как Кремер стал всемирно известным скрипачом, беседующим на равных с Бахом и Шубертом, с Шенбергом и Веберном?

Исчерпывающий ответ дают эти десять дисков, где большинство записей сделано в семидесятые годы. Кремер играет каприсы Паганини – до решающего конкурса Чайковского еще три года.

«Последняя роза лета» Эрнста – сложнейшая миниатюра, с которой Кремер занимает на конкурсе первое место. Пьесы Берио и Штокхаузена – Кремер уже не новоиспеченный лауреат, но записной возмутитель спокойствия; скоро он покинет СССР.

Сочинения Мартынова и Лурье – наступила перестройка, Кремер вновь играет в Советском Союзе. Десять часов чистейшего наслаждения по рекордно низкой цене.

Десять часов славы нашего исполнительского искусства, ведь к этим записям приложили руку Татьяна Гринденко, Олег Каган, Юрий Башмет, Олег Майзенберг и даже Давид Ойстрах.

За удовольствие надо платить

Еще один молодой музыкант, регулярно выступающий вместе с Гидоном Кремером, – альтист Максим Рысанов; совсем недавно они выходили вместе на сцену Большого зала Московской консерватории.

«У меня появился соперник!» – так, по легенде, сказал Юрий Башмет о Рысанове – лучшем альтисте поколения тридцатилетних, постоянном участнике московского фестиваля «Возвращение».

Сегодня Максим уже не «молодой талант», как когда-то, но исполнитель международного класса. Среди его постоянных сценических партнеров – Миша Майский, Жанин Янсен, Виктория Муллова и другие звезды мирового уровня.

Альбом, записанный Рысановым вместе с пианисткой Эвелин Чанг, составлен необыкновенно тонко: сочинения разных жанров и эпох слушаются как единое целое.

Две сонаты, Франка и Глинки, мирно соседствуют здесь с миниатюрами Брамса, Энеску, Фрэнка Бриджа и нашей современницы Добринки Табаковой. Результат – универсальный диск для знакомства с миром классической музыки, полный романтической страсти и зрелой умиротворенности.

В этом году Максим уже не в первый раз приедет в Локенхауз, где звезды всех поколений, как и прежде, выступают без гонорара.

..............