Взгляд
28 июня, вторник  |  Последнее обновление — 21:57  |  vz.ru
Разделы

Станет ли БРИКС альтернативой G7

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Прошедший на днях саммит БРИКС резко контрастировал с междусобойчиком «Большой семерки». Если участники последней решали вопрос о том, как нагадить России и лично Путину, то на БРИКС собрались страны, которые занимались куда более важными проблемами. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Град на Холме наносит Вавилону ответный удар

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Вавилон Великий, который развешивает радужные флаги по своим посольствам по всему миру и финансирует продвижение извращений и абортов, это еще не вся Америка; и этот Вавилон, казавшийся непобедимым, получил серьезный удар от старой Америки – честной, трудолюбивой, семейной и верующей. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

У России есть шанс исправить историческую судьбу Одессы

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Фактически решение одесских властей – это манифест об отказе от Одессы. Они как бы заявляют: нам не нужен живой и подлинный город, нам нужны только территория и ее население, лишенное собственной культуры и исторической памяти. Подробности...
Обсуждение: 47 комментариев

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...

Юбилейный праздник выпускников «Алые паруса» прошел в Петербурге

В Петербурге состоялось одно из самых красочных шоу в мире – юбилейный, 30-й праздник выпускников «Алые паруса». На Дворцовой площади и акватории Невы выступили тысячи артистов. Главным зрелищем стали салют и проход брига «Россия» под алыми парусами
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Турция согласилась на прием Швеции и Финляндии в НАТО

    Главная тема


    Расширение БРИКС поможет России в противостоянии с Западом

    «напряженная риторика»


    Посол США отчитала представителя украинских властей

    нефтяное эмбарго


    США перехватили вышедший из России танкер

    спецоперация на Украине


    Депутат Гурулев рассказал о подвиге генерал-майора Ясникова при защите острова Змеиный

    Видео

    новые санкции


    Чем обернется для России золотое эмбарго Запада

    разведчик-нелегал


    Как Россия создала уникальную систему разведки

    возобновление импорта


    Российский газ заставил Латвию нарушить обещания

    явные фавориты


    Кто станет следующим президентом США

    памятник в Катыни


    Польша нашла новый повод для «цивилизационной» обиды на Россию

    Образ будущего


    Владислав Шурыгин: Ненависть к России лишает уехавших разума

    Политэкология


    Игорь Мальцев: Немецкие «Зеленые» – тоталитарная секта

    Верх абсурда


    Игорь Караулов: У России есть шанс исправить историческую судьбу Одессы

    на ваш взгляд


    Что вы переносите легче – сильную жару или холод?

    Передвижной реализм

    «Неизвестная». Иван Николаевич Крамской
       7 июня 2007, 21:02
    Фото: artlib.ru
    Текст: Олег Рогов

    Некоторые картины русских художников XIX века настолько растиражированы, что их уже довольно трудно воспринимать незамыленным взглядом. С детства нас сопровождают прилетевшие грачи, утро в сосновом бору, бурлаки, тянущие лямку, и незнакомка в коляске.

    Чтобы понять всю новизну этих полотен, нужно представить себе художественный контекст их создания. Ведь в свое время передвижники были столь же скандальны, как и футуристы полвека спустя. Юбилей Ивана Крамского – 170 лет со дня его рождения – хороший повод вспомнить о том, как начинался русский живописный реализм.

    В Артель из Академии

    Представьте школьников, которые отвергают предложенные темы сочинений, и вам станет понятна вся дерзость этого поступка

    Наверное, протест против отживших художественных форм возникает исподволь, незаметно созревает и проявляется со всей наглядностью, когда появляется личность, способная не только сформулировать принципы нового искусства, но и собрать вокруг себя единомышленников. Именно сочетание этих двух факторов содействует успеху «переворотов» в мировой художественной культуре.

    Иван Николаевич Крамской был именно таким человеком. Сын провинциального мелкого чиновника, он поступил в петербургскую Академию художеств в двадцатилетнем возрасте, успев до того побывать писцом в канцелярии, учеником иконописца и ретушером у фотографа, с которым много ездил по России.

    Листая многочисленные западные альбомы с названиями типа «500 шедевров мировой живописи», мы найдем в них не много полотен русских живописцев XIX века. В лучшем случае Иванов и Репин. И это понятно – там хватало своих реалистов, и новизна передвижников, ударившая, как плетью, по глазам отечественной публики, невнятна западному взгляду. Впрочем, история искусств любого народа интересна именно своими локальными проявлениями, общие закономерности навевают тоску и заставляют думать о неизбежном торжестве глобализма даже в таких частных проявлениях человеческой жизнедеятельности.

    Как бы там ни было, после 1863 года история отечественной живописи дополнилась новой главой. Бунт четырнадцати – так назвали поступок выпускников Академии художеств, которые отказались писать программные работы на заданные темы, определенные советом Академии. Представьте себе школьников, которые отвергают предложенные экзаменаторами темы сочинений, – и вам станет понятна вся неслыханная дерзость этого поступка.

    Его итогом стало создание творческого союза, названного той же аббревиатурой, что и заведение, которое они покинули ,– АХ. Это совпадение не случайно. Вместо Академии художеств – Артель художников, которая трансформировалась в Товарищество передвижных художественных выставок. Главную роль как в протесте студентов, так и в создании новых сообществ играл Иван Крамской. Выставки действительно перемещались по разным городам России, что позволяло демонстрировать работы членов Товарищества не только столичной публике.

    Как сказали бы сегодня – верная поведенческая стратегия. Продуманный жест в культурном пространстве. Хороший пиар. Довольно дико применять эти понятия к столь отдаленным от нас периодам, но нельзя не признать – позиционирование новой школы, реклама своих произведений путем организации серий выставок в разных городах, определенный эпатаж – все это вместе взятое позволяет говорить о передвижниках как об очень хороших аналитиках рынка. Или просто людях, учуявших шестым чувством требования времени. Ведь многие пытались делать то же самое в разные периоды истории – ан нет.

    Из новаторов в классики

    Крамской был востребованным художником, особенно часто ему заказывали портреты
    Крамской был востребованным художником, особенно часто ему заказывали портреты

    Как часто бывает с «хулиганами» от искусства, из них впоследствии получаются неплохие академики. Крамской был востребованным художником, особенно часто ему заказывали портреты. Среди моделей Крамского – Лев Толстой, Николай Некрасов, Павел Третьяков. Другой излюбленный жанр, в котором работал художник, – сочетание портрета и бытовой сцены. Первое, что приходит на ум в этой связи – «Незнакомка» (название народное, на самом деле – «Портрет неизвестной»).

    Она смотрела на нас с репродукций и конфетных оберток. Неплохой, кстати, рекламный ход, прививающий массам любовь к отечественной живописи (или хотя бы ее узнавание, что тоже немало). К сожалению, нельзя делать фантики с Шагалом или Малевичем, а ведь кто знает, как изменилось бы мировоззрение россиян?

    Именно эта назойливость воспроизведения в несвойственном картине контексте закономерно превратила полотна передвижников в материал для соцартовских медитаций, усиленных возможностями, которые открывали новые технологии. Голограммы и пепельницы с «Незнакомкой», многочисленные «фотожабы», использующие сюжеты передвижников, – своего рода плата за славу, за узнаваемость, за бывшую когда-то потрясающей новизну.

    Любопытно, что эти манипуляции направлены, независимо от намерений, на снижение пафоса, который несли в себе эти работы. Реализм, по словам Крамского, «действительное искусство в его настоящем значении и высший его род». Но тенденциозность сослужила ему дурную службу. Реализм, оказывается, надо всего лишь тиражировать, умножить его заигрывание с «правдивым отображением действительности», его фотографический потенциал, и на какой-то стадии наступит перенасыщение, это просто перестанет восприниматься, а потом станет подвергаться разного рода деконструкциям.

    Волны течений и направлений сменяют друг друга, но стоит все же представить себе эффект первовидения. Ведь когда после унылой и предсказуемой живописи, использовавшей автоматические приемы, зритель видел картины передвижников, в его сознании что-то менялось. «Оказывается, можно и так» – с этого осознания всегда начинается новый виток развития культуры, одним из которых и была деятельность передвижников во главе с Иваном Крамским.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •