Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
6 апреля 2007, 16:35 • Культура

Массква, «Начало века» и Высотская: о любви

Массква, «Начало века» и Высотская: о любви

Tекст: Гуру Кен

Новый альбом самобытной поп-певицы Леры Массквы ждали многие. А вот новые альбомы от фолк-рок-группы «Начало века» и певицы Алены Высотской стали приятными неожиданностями. Но очень по-разному.

Лера Массква. Разные

Хотя в новых песнях Леры меньше всего изысканного жеманства и интеллектуального снобизма

Помните, первый диск был издан артистом-группой под неопределенным именем «Массква» и белым фоном на обложке? Теперь альбом подписан человеческим именем Лера Массква и на его обложке красуется сама Валерия Гуреева с мейк-апом в духе Ренаты Литвиновой. «А девочка созрела», – с сардонической улыбкой повторяла когда-то подружка Литвиновой. Хотя в новых песнях Леры меньше всего изысканного жеманства и интеллектуального снобизма.

Новые песни написаны обычной девушкой в фазе фрустрации. Когда уже перестаешь переписывать в тетрадку глубокомысленные изречения по поводу человеческих отношений, когда уже есть постоянный бойфренд и отчаянно хочется, чтобы это было навсегда и как у всех. Но что-то гложет. И это «что-то», собственно, и есть краткое содержание альбома «Разные».

Лера Массква всегда была одной из самых искренних поп-певиц в стране. Если не самой. Новый альбом вполне логично наследует страстям 15-летнего девичьего сердца из первого альбома «Массква» и воспевает чудесное состояние максимализма со всей силой поэтического таланта. Не склонного, впрочем, к сантиментам. Ее максимализм вполне земного происхождения:

Мой безумный высоко.
Он смелый, как герой кино,
И знает абсолютно все.
А я всегда всего боюсь.
Я не похожа на него.
Мы разные, но мы одно.

Не без иронии по ходу рассуждения, но со вполне максималистичным выводом в конце. Еще можно было бы сказать, что зря на альбоме нет посвящений, потому что вряд ли именно в рецензии уместно писать, что он явственно посвящен отношениям Леры с Пашей Евлаховым, лидером группы «Чехов». Но если не написать, то многое станет непонятным, и пусть лучше это посвящение останется в истории.

Музыкальная компонента альбома осталась (неимоверными усилиями продюсера) в рамках поп-стилистики. Поп-баллады и софт-поп-рок, умиротворенные приятного тембра клавишными и чуть всклокоченные прямолинейными гитарными гармониями. Некоторое удивление вызывают резкие звуки соло-гитары – мелодию создать у нее не получается, а играть банальные ходы кажется явно лишним.

Особняком в этом ряду стоит песня «На предельной», вызывающая более чем прямые ассоциации с песнями из альбома Земфиры* «Вендетта». Здесь и фузовая гитара на переднем плане, и барабаны с басом – песня выделяется жесткостью и почти агрессивностью. Явный контрапункт для всего альбома. Причины появления не выяснены.

Вокал Массквы остается грудным и низко посаженным. Лера поет как говорит. Ценное качество для артиста. Потому что немедленно создается впечатление, что артист делится своими переживаниями со слушателем напрямую, мы слышим буквально прямую речь. Без декоративных опеваний и фиоритур. Тому же способствует лексический состав песен – тут и упоминание «Живого журнала», и модная «Якитория», и «долбанутые» мысли, и «офигенно, честно говоря».

Очевидные хиты альбома – заглавная «Разные» и «Лови», которые уже в ротациях на радиостанциях и телеканалах. К ним стоит прибавить ярко исповедальную песню-открытие «Люди все узнали», у которой есть еще шанс выстрелить.

Альбом рекомендуется любителям искренней поп-музыки. Не рекомендуется ревнителям традиционной попсы.

Оценка: 8 из 10.
«Монолит-Рекордз», релиз состоялся 20 марта.

«Начало века». Этнограмма

Относительная популярность группы «Начало века» – очевидный симптом актуальности темы фолка для рок-аудитории
Относительная популярность группы «Начало века» – очевидный симптом актуальности темы фолка для рок-аудитории

Относительная популярность группы «Начало века» – очевидный симптом актуальности темы фолка для рок-аудитории. Волна, которую подняла Пелагея и «Мельница», по своей необъяснимой логике только краем пены зацепила уважаемых проверенных этногуру типа Инны Желанной или «Рады и Терновника», но зато вынесла на гребень новые фолк-роковые коллективы. Один из них – как раз «Начало века».

Первый альбом «На грани ФОЛкА» (2004 год) записывался буквально дома в Волгограде на коленке. Однако своей живостью и бурным напором звонкоголосой этновокалистки Алены Сергиевской он сумел пробить немыслимые преграды, издаться на «Никитине» и принести музыкантам победу на конкурсе «Музеон-2006» в номинации «Рок» (за неимением номинации «Фолк»).

За время до выхода второго альбома «Этнограмма» группа успела попасть с двумя песнями в «Чартову дюжину» на «Нашем радио» (впрочем, без особого успеха), выступить на двух «Нашествиях», «Старом новом роке», «Этнолайфе» и «Этноленде». Во избежание синдрома второго альбома музыканты подготовились к делу основательно. Записывали на собственной студии, пригласили немало гостей – музыкантов групп «Дети Пикассо», «Би-2», «Жуки», «Пелагея», «Я и друг мой грузовик». Пригласили двух guest stars: бэк-вокал Анны Пингиной (исполнительница роли Флёр де Лис в русской версии мюзикла «Нотр-Дам де Пари») и перкашн Алексея Секирина (актер театра и кино, известный по сериалу «Счастливы вместе»).

Но синдрома второго альбома, похоже, все-таки избежать не удалось. И откуда только взялась медлительность и чуть ли не пафос большинства песенок? Живость и задор как-то испарились, и на выходе получился тяжеловесный громоздкий альбом. Поступь аранжировок столь степенна, что вместо Алены там впору появиться голосу как минимум Зыкиной. Не очень понятно, зачем использовать такое количество инструментария (калюки, табла, варган, рожок, дудук, калимба, джамбей), если все они тонут в густом, перегруженном гитарном саунде, который музыканты принимают за брит-поп.

Главная ценность «Начала века» – звонкий и одновременно задушевный вокал Алены Сергиевской. Он, разумеется, ушел под натиском гитар и вязких клавишных подушек куда-то на второй план. И там просел, скукожился, потерял объем и фактурность. Негоже так разбрасываться своими достоинствами. Если на первом альбоме голос Сергиевской действительно поражает и выделяет группу из сотен тысяч ей подобных, то на втором он зауряден и еле различим.

Выдвинутая вперед гитара Антона Крюкова не поражает меж тем никакими изысками или новациями. Вполне стандартные ходы. Любить за них не хочется. А драйв пропал, и его не вернешь.

Хит «Улетаю» (любопытно, что с таким же названием хиты почти одновременно выпустили еще и «Машина времени», и «А-Студио»; и девушки поют «Улетаю», а мужчины – «Улетай»), одна из немногих недепрессивных песен альбома, присутствует сразу в двух версиях. Условно «веселой» (ее и взяли на «Наше радио») и условно «меланхоличной», сиречь занудной (ее не взяли никуда).

Задача соединения народных текстов и написанных «под народные» собственных текстов с русским и даже британским роком изначально предполагает невозможность идеального решения. Понятно, что тексты русских песен органичнее всего звучат в аутентичном же обрамлении. Но поиграться в игру с бисером, покопаться в трактовках музыканту всегда интересно. В «Наде», парафразе знаменитой русской народной «Люли-люли, березка стояла», звучат западноафриканские барабаны и «фрипповская» гитара. Акустическая песня «Офицерики» рассказывает про трех молодцев под «ветер дождя» и перкашн. Украинская «Плывет челн» и русская «Заря» полны прифузованной гитары и тяжелых прифанкованных ходов. В ремейке «Жинки» из первого альбома звучит рифф, напоминающий рифф из «Иисус Христос Суперзвезда», сама же песня сильно сбавила в веселье и юморе, заложенном в тексте: «Вот идет мой мужичище». «Лебедушка» и «Паранья» из первого же альбома тоже подернулись печатью неизбывной печали и почти похоронным одеянием. Чтобы так похоронить «Порушку-Паранью», надо было много и напряженно трудиться.

«Начало века» двигается в правильном направлении тем не менее. Звук стал гораздо профессиональнее, музыканты гораздо точнее. Вероятно, они просто попались на крючок бескрайних возможностей, открывшихся при переезде в Москву. Выяснилось, что возможностей-то много, но отбирать из них самые верные и точные, не жертвуя самым ценным, – гораздо труднее записи на коленке.

Альбом «Этнограмма» рекомендуется любителям фолка в рок-обработке. Не рекомендуется противникам депрессивного фолка и ценителям драйва.

Оценка: 5 из 10.
Студия «Союз». Релиз состоялся 8 марта.

Алена Высотская. Время рождения

Альбом «Время рождения» рекомендуется любителям характерного женского вокала
Альбом «Время рождения» рекомендуется любителям характерного женского вокала

Русская Тина Тернер – это Алена Высотская. Она вся такая с низким прокуренным голосом, с хрипловатыми обертонами и при этом звонкими высокими нотами. После относительного успеха на конкурсе «Пять звезд», где ей вручила свой приз сама Алла Борисовна, надо было срочно выпускать альбом. Срочно не получилось, потому что репертуар никак не трансформировался в радиохиты. Наконец в сериале «Не родись красивой» выстрелила песня «Вижу тебя» – и альбом вышел.

После сравнения с Тиной Тернер читатель может представить себе невесть что на этой пластинке. Поводов для радостного предвкушения немного – Высотская вполне земная девушка, и ее музыка предназначена исключительно для утилитарно-бытового российского прослушивания. Аранжировки заточены под ту же малопритязательную аудиторию. Кроме того, бюджета не хватило на живых музыкантов и весь альбом записан под компьютерные аранжировки самого шаблонного свойства.

А между тем Высотская (тщательно скрывающая свою настоящую фамилию) действительно неординарная вокалистка, иронией судьбы лишенная вкуса и стиля. Своего рода Терминатор, без страха и упрека пропевающая поразительно безликие песни так, что становится понятно – запоминающийся вокал есть. А песен нет. Встать на одну планку с Валерией или даже многими «фабрикантами» в правильных продюсерских центрах Высотская с такими песнями не может.

В верхнем регистре певица позволяет быть немного R’n’B, чуть пониже – немного Долиной, совсем ниже – немного Массквой или еще кем-то. Эти «немного» не складываются в ту необходимую харизму, которая так нужна артисту на поп-сцене. Бывают же артисты, у которых невесть что играет на минусовой фанере, а глаз от них не отвести. В случае с Высотской очевидная вокальная одаренность вступает в концептуальный конфликт с фонограммой. Петь под бронебойные барабаны или клавишные сэмплы образца 80-х годов прошлого века – это даже не винтажно. Это безвкусно.

Альбом «Время рождения» рекомендуется любителям характерного женского вокала. Не рекомендуется сторонникам красивой поп-музыки.

Оценка: 4 из 10.
CD Land. Релиз состоялся в декабре 2006 года.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............