Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

19 комментариев
Александр Носович Александр Носович Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...

0 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Дугин объяснил саморазрушение Запада

Главный вопрос Такера Карлсона Александру Дугину был сформулирован предельно четко: почему западная цивилизация вдруг ополчилась на саму себя и занялась саморазрушением? Ответ Дугина был столь же предельно четким.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Особая речь Путина

Прямая трансляция благодарственного молебна в ходе инаугурации президента – это ведь не только обозначение курса и смыслов следующих шести лет. Это главная присяга, выше которой нет, Тому, кто спрашивает особым спросом.

11 комментариев
6 февраля 2007, 08:50 • Культура

Капля в море

Капля в море
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алена Данилова

Молодой режиссер Павел Сафонов, постановщик психоделического «Калигулы» и вызывающей «Чайки», приносит в театр им. Вахтангова пьесу Теренса Реттигана «Глубокое синее море» про жену, которая, бросив респектабельного мужа, живет с молодым любовником, страдает от несовпадения характеров и порывается отравиться газом. То есть именно про это, а не про что-то другое.

В пьесе Реттигана нет никаких скрытых социокультурных контекстов, политических инсинуаций или глобальных экзистенциальных идей. Просто про любовь и даже хуже – про несчастную любовь.

В прежние времена театр Вахтангова славился не только самыми красивыми актрисами в столице, но и запретным западным душком, на который слеталась вся Москва

Традиционная, старомодная мелодрама, где много разговаривают, много рыдают и в конце концов понимают, как жить дальше. Ощущение – как будто пришел на концерт Мадонны, а там Pennies from heaven и Moonlight river.

Ностальгия, одолевшая Павла Сафонова, – штука удивительная. Однако о ее первопричинах гадать бессмысленно, лучше подождать, пока режиссер сам проговорится в каком-нибудь интервью.

Гораздо интереснее разобрать по косточкам новую мелодраму. Вивисекция новой драмы прежнего удовлетворения уже не приносит, видно, сдает позиции, старушка, и кто знает, какова будет ее преемница.

Впрочем, «Глубокое синее море» на сцене театра Вахтангова – это не столько новое, сколько хорошо забытое старое. Стены, обтянутые гобеленом в цветочек, пластиночный проигрыватель, героиня в вечернем платье, с волосами, уложенными волной надо лбом, и в довершение всего – My baby just cares for me, Mad about the boy и прочий свинг-джаз-блюз...
Есть стойкое ощущение дежавю?
И правильно.
Добро пожаловать в Голливуд 50-х.

Режиссер, верный своей неожиданной ретромании, ставит современную мелодраму, трепетно сохраняя классическую для жанра стилистику. Есть элегантная и талантливая главная героиня, для которой спектакль вполне может стать бенефисом, есть пара разнотипных героев-любовников, есть терпение, чтобы вести длинные ме-ло-дра-ма-тические диалоги. И все-таки не хватает главного.

Хестер Коллер, которую в театре Вахтангова играет Елена Сотникова, – одна из кинематографических ролей Вивьен Ли, хотя и не самых знаменитых. Мало кто помнит «Глубокое синее море» режиссера Анатоля Литвака, и слава богу, потому что соревноваться в живописании несчастной женской души с мисс Ли – заведомо гиблое дело.

Однако масштаба личности, проникновенности и глубины нынешней Хестер Коллер очевидно не хватает, при всем том что играет Елена Сотникова совсем неплохо. Просто Павел Сафонов в своих перекличках с прошлым установил слишком высокую планку. Ни молодой возлюбленный Хестер Фредди Пейдж – Владимир Вдовиченков, ни ее прежний муж Уильям Коллер – Евгений Князев не преподносят своим зрителям ничего удивительного и завораживающего. А именно этого с нетерпением ждешь.

Не похабного молодого человека в семейных трусах и нестареющего франта, а неприкаянную страстную душу с чертами Марлона Брандо и неодолимое очарование какого-нибудь Генри Фонды. Слишком? Уж простите, Голливуд так Голливуд.

В прежние времена, тоже что-то около полувека назад, в театре Вахтангова все это отлично умели. Он славился не только самыми красивыми актрисами в столице, но и запретным западным душком, на который слеталась вся Москва. Здесь умели носить фраки, декольтированные платья, с небрежным шиком курить через длинный мундштук и вести светские беседы. А потом как-то разучились, хотя не все, конечно.

Единственный актер, абсолютно точно уловивший настроение и вызов этого спектакля, – Олег Макаров в роли доктора Миллера. Яркий запоминающийся грим, неявная, но по-настоящему магнетическая привлекательность и милая женскому сердцу драма в прошлом – вот он, герой мелодрамы, великой и ужасной!

..............