Взгляд
9 декабря, пятница  |  Последнее обновление — 19:31  |  vz.ru
Разделы

Деиндустриализация Европы будет протекать стремительно

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Решение о релокации производств из Старого Света в Новый не будет временным: получателей льгот в Штатах обложат такими обязательствами, которые еще долго (а вероятней – никогда) не позволят вернуться домой. Подробности...

Общество потребления, прощай!

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
Так называемые звезды типа Пугачёвой и Галкина с тем же упоением, с которым они потребляли замки и ночные клубы на Рублёвке, начинают потреблять ощущение своей политической невинности в Тбилиси, Тель-Авиве или в Майами. Для нас же, оставшихся со своей страной, отказ от демонстративного потребления становится последним императивом. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Как можно победить, но проиграть

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Принципиальных проблем в завоевании Египта Муссолини не видел. Итальянских войск там 250 тысяч против 30 тысяч британцев. Лондон отвлечен на происходящее в Европе. Что могло пойти не так? Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Крупный пожар разрушил ТЦ «Мега Химки», погиб человек

В пятницу утром в здании ТЦ «Мега Химки» к северу от Москвы начался масштабный пожар. Позже в горящем здании произошло обрушение конструкций. Среди возможных причин пожара названы поджог и короткое замыкание. Известно как минимум об одном погибшем
Подробности...

Владимир Путин проехал по отремонтированному Крымскому мосту

Владимир Путин посетил Крымский мост, где идут восстановительные работы после теракта, произошедшего в октябре. Глава государства выслушал доклад вице-премьера Марата Хуснуллина и выразил надежду, что поврежденный железнодорожный путь на мосту окончательно восстановят к середине летнего сезона
Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин: В ближайшее время выйдет указ об ответе России на введение потолка цен на нефть

    Главная тема


    Албанцы отомстили сербам Косово за позорное бегство

    «Киев не собирался исполнять»


    Путин: Слова Меркель о Минских соглашениях подтверждают правильность начала СВО

    техника безопасности


    Сварщик из сгоревшего ТЦ «Мега Химки» назвал возможную причину пожара

    перегруппировка войск


    Военкоры сообщили об отводе войск ВСУ из Соледара в Славянск

    Видео

    управление Галицией


    План Польши по возврату Львова получил новое подтверждение

    казахская нефть


    Зачем Турция создала пробку из танкеров у Босфора

    14 лет в американской тюрьме


    Россия заставила США вернуть Бута на своих условиях

    четыре варианта


    Как России лучше всего ответить Западу на ограничения нефтяных цен

    откровения Меркель


    Германия вновь пытается обмануть Россию

    сиюминутное совпадение


    Тимофей Бордачев: В чем секрет венгерской аномалии

    становление единства


    Владислав Исаев: Не надо ставить идеологию впереди реальности

    разблокированные возможности


    Виталий Трофимов-Трофимов: «Творческая элита» не политически активна, а профнепригодна

    на ваш взгляд


    Кто больше выиграл от обмена Виктора Бута на Бриттни Грайнер?

    Очная ставка

    П.Филонов Коровницы. 1914. Холст, масло. 116 х 153
       16 августа 2006, 15:41
    Фото: rusmuseum.ru
    Текст: Наталья Курчатова,
    Санкт-Петербург

    Вход на выставку Павла Филонова находится прямо напротив врубелевского «Демона летящего». Демон летит явно туда. Выставка - в зале за занавесом. Откинув легкое полотно цвета мокрого асфальта, по ассоциации – как траурный креп, попадаешь в темное помещение. И первая реплика, что разбивается в голове на манер светового пятна о фасеточную поверхность: «Мерцающий ад».

    В прозрачной темноте зала горят картины; по левую руку – знаменитый «Пир королей», по правую – «Россия после 1905 года».

    Мерцающий ад

    П.Филонов. Пир Королей
    П.Филонов. Пир Королей
    Учитывая, что выставка, а вернее, выставочный проект Русского музея при ощутимом участии московской компании Proactive PR открывался специально к саммиту, сложно не усмотреть в этом своеобразном интро не просто намек, но прямо-таки, как любят выражаться функционеры от современного искусства, message.

    Встречать королей этого мира филоновским «Пиром», полотном брутальным, в красно-коричневом колере, с беспощадной аналитичностью демонстрирующим взгляд художника на новую мировую иерархию, – это сильно. К слову, число пирующих королей – 7+1, семеро мужчин и женщина.

    Насколько известно, лидеры «восьмерки» не почтили выставку своим вниманием, заслав вместо себя, по меткому выражению господина президента, «дублеров», то бишь участников детского саммита.

    Картель угодил в пустоту?

    Судьба героя

    Кроваво-лазурные «Мужчина и женщина»
    Кроваво-лазурные «Мужчина и женщина»
    Нет, конечно. Забегая вперед, скажу, что вся экспозиция производит сильнейшее впечатление. Посетить эту выставку – как в первый раз прочитать «Божественную комедию» Данте; сила переживания сопоставима вполне.

    Она и построена в точности по этому принципу, разве что предбанничка для некрещеных младенцев и добродетельных язычников кураторы не предусмотрели – с первых шагов окунаешься в этот самый мерцающий ад. Темнота, волшебство и дробные, босхианской подробности и маяковского накала картины горят, как маячки преисподней.

    По соседству с «Пиром» – «Кому нечего терять» – полотно в утомленных тонах, напряженностью бытового сумасшествия напоминающее «Едоков картофеля» Ван Гога. Рядом – кроваво-лазурные «Мужчина и женщина». Логично, что вещи эти 1912–1913 годов, это ранний, тридцатилетний Филонов.

    К слову, к этому периоду относится первая из программных статей Филонова об аналитическом искусстве – «Канон и закон», то есть водораздел для героя существенный. А умер он в 1941-м, чуть не дожив до шестидесяти. Вот тебе и «земную жизнь пройдя до половины».

    На этом первый раунд завершается, нет, переходит в новое качество. Пересменок, чтобы слегка восстановиться, не потерять остроту восприятия: вместо темноты – полумрак, вместо пламенных полотен – фасеточная графика и летучие акварели.

    Да, но до этого еще один символистский момент. На стенках прохода взгляд рассекается, как ребром ладони, сразу две доминанты конкурируют за внимание зрителя. Две маленькие картины как момент выбора – волшебные, эльфовидные «Люди» и мрачно-фигуративные «Две головы», впрочем, второе название вещи скажет больше – «Герой и его судьба».

    Судьба героя – цвета махорки, на которую в тридцатые художник наскребал последние деньги, отказывая себе в хлебе, да и вообще она зловещий имеет вид. Судьба из тех, что покорных ведет, а непокорных тащит. Нас она тащит дальше, в чистилище.

    Цветы мирового расцвета

    П.Филонов. Цветы мирового расцвета. 1915г
    П.Филонов. Цветы мирового расцвета. 1915г
    Дверь отмыкается ключом, а ключ – «Цветы мирового расцвета», вещь пятнадцатого года, в которой, как яйцо в утке, заключены последующие «формулы» Филонова.

    Позади и вокруг – мелодии будней. «Коровницы», «Рыбаки на шхуне», «Крестьянская семья» – все бы почти идиллия, если бы не опасный зубастый пес, цербером скалящийся над плечами хозяев, и лошадь с печальными глазами и аскетичным лицом – чисто «конь бледный».

    Что бы они обещали?

    Что обещали, то и есть – «Германская война» с проступающими, как подмигивающими, из свежей земли пальцами многих ног; «Перерождение интеллигента». Безжалостная динамика этого перерождения, не просто выкручивающего суставы, но деформирующего кости и ткань, – лейтмотив «расцвета».

    Сам Филонов в 1916-м мобилизован и направлен рядовым на Румынский фронт. После революции принимал участие в работе Военно-революционного исполнительного комитета в Придунайском крае. В 1918 вернулся в Петроград; участвовал в знаменитой свободной выставке художников всех направлений в Зимнем дворце. Было признание.

    Среди всех этих бурь и натиска, среди мира, дробящегося в непрерывном движении, как во время полета на карусели, – портрет Евдокии Глебовой, сестры художника, много позже, после смерти Павла, сохранившей его работы.

    Да простят меня арт-критики за это словечко, портрет бесконечно беспомощный, и не с точки зрения даже несвойственности его филоновской манере, и не по какому-то «уровню» исполнения, но беспомощный, как бывает беспомощным глаз при взгляде на сломанную куклу, бабушкину швейную машинку «Зингер». Глаз, нечаянно и не к месту подернувшийся ностальгической поволокой, – эффект трогательного диссонанса. Бесконечно уместно то, что мир видимый, мир живых людей именно таким образом напоминает здесь о себе.

    А вот когда просияет разбитым витражом «Победа над вечностью», тогда ясно, расцвет таки наступил, впереди – «Формула космоса» и чертежный рай ГОЭЛРО, рай по-филоновски, когда всюду – голубые и сиреневые тени и люди и «головы», первые похожи на чертей, а вторые – уже на инопланетян.

    Лица, срубы, и кристаллы, и целый мир «невидимых явлений», вписанный Филоновым, как в идеальный круг, в его формулу «Мирового расцвета», – и все это, не будем забывать, в тридцатые годы, на чае и картошке, то есть в то еще прекрасное и удивительное время.

    Абсолютная безжалостность мечты

    Перерождение интеллигента. 1914-1915. Холст, масло. 116,5 х 154
    Перерождение интеллигента. 1914-1915. Холст, масло. 116,5 х 154
    «Очевидец незримого» – безусловный выставочный шедевр; все здесь к месту и обостренно ко времени. И замогильная музыка – саундтрек, аудиовоплощение филоновских картин, и аппарат «АНС» – «Александр Николаевич Скрябин» – все шепчет о красоте и безжалостности мечты и о благих намерениях, приподнимающих над дорогой известно куда; у той самой death car, судя по всему, запредельная скорость и очень качественная подвеска.

    И королям, не почтившим вниманием свой пир, очевидно, намекали на то, что и так понятно каждому вглядывающемуся в современный целлулоидный мир, – что любая попытка отобрать у человека «прибавочную стоимость» бытия оборачивается кровавым торжеством этой самой прибавочной стоимости.

    Потому что как иначе, кто в конце концов всерьез согласится прожить жизнь как рабочий день среднего звена – с «блендамедом» на закуску, факсом посередине и голливудским шедевром под пивную анестезию в конце? Душа потребует красок, как у того китайского студента, что застыл в темном зале напротив «Формулы весны и действующей силы» и торчал там, наверное, час или больше, наблюдая пробуждение этих самых действующих сил.

    Только вот как сделать, чтобы пробудились они не то чтобы вполовину, но, что называется, без фанатизма? Чтоб очевидец незримого прозревал миры, и чтобы ему хватало на папиросы, и чтобы выставляться было где. Но в то же время чтобы повседневная шкала ощущений выходила за растительные рамки «удовольствие – раздражение», оттого что «пластмассовый мир победил».

    Не победил он ни разу; и на этот раз тоже нет, – это, если хотите, как закон сохранения энергии. Но его временное торжество сейчас сообщает оторопь – от одной мысли о возможной силе обратного рывка.

    P.S. На выходе, за занавеской, можно видеть инсталляцию концептуалиста Вадима Захарова в виде голубого пластмассового льва. Что имел в виду автор, неясно, возможно, гибрид «синего вола, очей исполненного» и «льва огнегривого» из знаменитой песни Хвостенко. Инсталляция – такая же часть выставки Филонова, как наш игрушечный мир того «незримого», которое застал Павел Николаевич.

    Перед львом Захарова табличка: «Экспонат временно неисправен». Симптоматично.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •