Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

19 комментариев
13 августа 2006, 15:55 • Культура

Искать искусство

Искать искусство

Tекст: Максим Шульц

Современного искусства на любой вкус, конечно же, не существует. Зато само оно настолько разнообразно, что каждый сможет найти что-то свое. Надо лишь уметь искать. И искать искусство в первую очередь следует там, где его много, то есть в крупных музейных центрах. Пожертвуем количеством (чтобы не запестрело в глазах) ради географии. А она у нас сегодня обширна: от Нью-Йорка до Сиднея.

Хадид и Поллок под одной крышей

В нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма проходит выставка, посвященная тридцатилетию карьеры Захи Хадид
В нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма проходит выставка, посвященная тридцатилетию карьеры Захи Хадид

В нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма сразу две интересные выставки. Первая посвящена тридцатилетию карьеры Захи Хадид, одного из самых востребованных архитекторов наших дней. Хадид – автор множества проектов, среди которых Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати (1998), центральное здание завода BMW (2005), а также мадридский отель Puerta America (2006). Кстати, она же делала шесть лет назад сценический дизайн для мирового турне группы Pet Shop Boys.

Музей Гуггенхайма подошел к ретроспективе основательно, грамотно скомпоновав разноплановый материал. В пресс-релизе выставки не указано, какого количества нервных клеток лишились сотрудники Гуггенхайма за время ее подготовки, но, думается, немалого. Объединить рисунки, эскизы, чертежи, карты городов, модели, анимацию и дизайнерские объекты, причем одновременно по тематическим линиям и в хронологическом порядке, это дорогого стоит. Все это архитектурное счастье от первой женщины – обладательницы престижнейшей премии Притцкера можно увидеть до 25 октября.

Чуть дольше продлится выставка Джексона Поллока. Она также разместилась здесь, в стенах нью-йоркского Гуггенхайма. В 1943 году Пеги Гуггенхайм предложила тогда еще малоизвестному художнику провести свою первую персональную выставку в принадлежавшей Пеги галерее «Искусство этого века». На протяжении следующих пяти лет Поллок получал от Гуггенхайм стипендию, взамен «Искусству этого века» (своего рода предшественнице Музея Гуггенхайма) отошла часть работ художника.

Правда, на этой выставке нет знаменитых полотен Поллока – лишь рисунки. Но это не страшно. Во-первых, потому что на многих они производят не меньшее впечатление, чем картины. А во-вторых, это первая (и самая крупная) выставка, посвященная исключительно поллоковскому рисунку.

Празднества в Лондоне и Вене

Картина работы Джаспера Джонса
Картина работы Джаспера Джонса

Выставка Пьера Хьюга под названием «Парк торжеств» идет сейчас в Тейт Модерн. Согласитесь, здорово – первая выставка в Англии и сразу же в главном музее страны! «Парк торжеств» объединяет объекты, тексты, фильмы и архитектурные элементы – все для того, чтобы создать неповторимый ландшафт открытия. Собственно, «Парк торжеств» и призван стимулировать зрительскую креативность. Впрочем, можно только догадываться, какие идеи возникают у посетителей, когда, например, перед ними по галерейному залу проносятся гигантские двери. Кукольный театр, научно-познавательные ленты и записи всевозможных праздников выглядят довольно невинно на фоне подобных сюрпризов. Сам же художник уверяет, что его «Парк торжеств» – своеобразный исследовательский полигон. Хьюгу не дает покоя проблема взаимоотношений общества и искусства.

В венском MUMOK (Museum für Moderne Kunst – Музей современного искусства) вспоминают коллекционера и по совместительству шоколадного короля Петера Людвига. Вспоминают не просто так – четверть века назад Людвиг обратил внимание на музей. И с тех пор MUMOK зажил совсем другой жизнью. Благодаря Людвигу здесь появилось несколько сотен работ крупнейших художников прошлого века: Кандинского, Клее, Купки, Пикассо, Турелля, Пистолетто, Джаспера Джонса, Бойса, Раушенберга, Лихтенштайна – список, разумеется, далеко не полон. Россию Людвиг тоже не обделил, в чем можно убедиться, заглянув в петербургский Мраморный дворец. Но Вену коллекционер любил куда больше.

Биеннале Зеленого континента

Чуть дольше продлится выставка Джексона Поллока в стенах нью-йоркского Гуггенхайма
Чуть дольше продлится выставка Джексона Поллока в стенах нью-йоркского Гуггенхайма

Тем временем в Австралии в самом разгаре XV Сиднейская биеннале. Как вы думаете, какой официальный цвет биеннале Зеленого континента? Не угадали! Красный! На этом фоне ее тема – «Зоны контакта» – вызывает самые противоречивые ассоциации. А ведь все довольно незатейливо: кураторы говорят о межкультурном диалоге, ощущении дома, почти хайдеггеровской оседлости…

В биеннале принимают участие 85 художников из 44 стран, преобладают же представители Азии. Наших трое: Ольга Чернышева, Дмитрий Гутов и Елена Ковылина. Критик и теоретик актуального искусства Виктор Мизиано приложил руку к созданию каталога. Много молодых, нераскрученных авторов – в Сиднее так всегда, или почти всегда. Тем интереснее. Где вы еще увидите, к примеру, работы художника из Бейрута? Тут ливанских художников сразу несколько. Куда уж актуальнее в наши дни.

..............