Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариевГУМ да Винчи
Выставка недели: Машины Леонардо в ГУМе
На волне скандального ажиотажа вокруг всех «кодов да Винчи» московский ГУМ выставил леонардовские механизмы и машины в прямой видимости от Красной площади в рамках фестиваля «Черешневый лес». Не хватало только танка, но его то ли не привезли, то ли задержали на таможне.
Дресс-код да Винчи
Изобретение Леонардо да Винчи «Поплавки для передвижения по воде» (фото ИТАР-ТАСС) |
Тем более если это помещение - ГУМ, его первая линия с фонтаном в центре. Фонтан наверняка тоже придуман знаменитым итальянцем, просто никто еще об этом не знает. Поскольку тема нынешнего, шестого, фестиваля искусств «Черешневый лес» была обозначена как «Современник Возрождения», то его организаторам сразу стало ясно, что без нашего флорентийца не обойтись. Хорошо еще, что в Италии есть специальный фонд Anthropos, который нашел подходящие материалы и силы для перевода леонардовских чертежей в реальность и натуральную величину. Ну а разместить все эти десятки механизмов можно было, наверное, только в огромном ГУМе.
Почти десять лет назад, помню, на какой-то итальянской выставке на третьем этаже допожарного Манежа уже демонстрировалась часть леонардовских машин, но их было намного меньше, да и выставочная площадь была невелика, а тут, на просторе, в окружении людей и манекенов из самых модных мировых фирм, они производят запредельное впечатление.
В центре - зеркальная комната на одного человека. Налево – мирные приспособления вроде подъемного крана с лебедкой, землеройной машины, прокатного станка, гидравлической пилы. А направо – совсем наоборот: мортира, пулемет веерного огня, паровая пушка, катапульта, колесница с серпами и молотами для косьбы вражеских солдат.
Демонстрируются все эти произведения Леонардо да Винчи в ГУМе под им же написанную музыку. Какой-то ребенок спросил у своей мамы: «А что, поет тоже он?» - «А как же, - ответила мама, - конечно, он». Что ни говори, широк итальянский человек, надо бы, как предлагал классик, сузить.
Сутин, Гельман, Бонапарт
Галерист Марат Гельман на III Московском международном салоне изящных искусств (фото ИТАР-ТАСС) |
Надо сказать, что прошлый салон произвел большое впечатление размахом и подбором выставленных живописных картин, мебели, антиквариата, предметов ювелирного искусства и прочей роскоши. Ива Бувье - президента компании, которая проводит эти салоны, - предупреждали, что российский Таможенный кодекс так устроен, что покупать предметы искусства с салона никто не сможет. И налоги надо платить несусветные, и происхождение денег придется доказывать, и вообще мороки с оформлением не оберешься. Гораздо проще будет тут посмотреть, выбрать, что понравится, а потом поехать по месту пребывания галерей и там купить, заплатив тамошние налоги в чужую казну, поскольку, как говорил еще покойный член Политбюро Михаил Суслов, «мы на идеологии не экономим». А идеология - это и есть наш особый путь.
В итоге на нынешний салон многие зарубежные фирмы, которые осенью с готовностью бросились на богатый российский рынок, уже не приехали. Пришлось их заменять российскими товарищами.
Вообще по сравнению с прошлым годом в тех же масштабах осталась только «ювелирная часть» салона. Из живописи представлены лишь те художники, которые представляют, как выяснилось, интерес для русских покупателей. Как правило, это вполне французские живописцы, но с русскими корнями – Сутин, Ланской, Поляков, Кремень, Шагал. То есть живопись живописью, но и идеологии место есть.
Примерный портрет русского коллекционера очертил на пресс-конференции тот же Ив Бувье. Наш собиратель изящного достаточно молод – от 35 до 45 лет, занят в промышленности, имеет все признаки олигарха, приходит на салон только посмотреть, а покупает потом, очень любит покупать то, что связано с Россией.
В связи с чем многие галереи, рассчитанные на традиционного, а не русского коллекционера, в Москву на этот раз не приехали. Разве что парижская галерея Ratton-Ladriere, расположенная напротив Лувра, рискнула привезти парных китайских верблюдов XV - начала XVI века из старых пекинских захоронений да пару итальянских Геркулесов XVI века кому-нибудь на дачу. Их, видимо, вдохновила покупка после прошлого салона барельефа 1780 года работы скульптора Козловского. Это произведение ЛУКОЙЛ подарил после настоятельных просьб вышестоящих товарищей Третьяковской галерее к юбилею. Да еще одна парижская галерея привезла много произведений, посвященных Наполеону. Там же, кстати, выставили и караул из остатков наполеоновской гвардии, видимо, дожившей в России до наших дней.
Отсутствующих заменили, как было сказано, московские галереи, которые предлагали в основном современное искусство. Впрочем, и среди иностранцев место антиквариата заняла живопись и скульптура ХХ века. Выделялась, например, работа болгарского скульптора, живущего в Нью-Йорке, Димитрия Луканова «Свет небесный». Ее пятиметровый оригинал, выигравший конкурс, стоит на первом этаже международного аэропорта им. Кеннеди в Нью-Йорке. В Манеже представлена сравнительно небольшая копия. Луканов делает работы по уникальной древней технологии, идущей со времен древнего Шумера, когда бронзу покрывают воском, произведение отливается целиком за один раз, воск во время заливки растапливается, а скульптура получается - словно облако или взрыв.
- Немцы в городе
- Вейсберг, Фостер и Орсе ехали на лодке
- Москварт симулякрный
- Наши в Третьяковке
- Эмигранты на Рублевке
- Японцы, армяне и Братков
- Галерист на галерах
Российские галереи не были столь изысканны, но стояли сомкнутым строем – «Риджина», Галерея Гельмана, ХL, «Айдан», Stella Art. Как сказал мне перед открытием Марат Гельман, у него западные галеристы купили с ходу еще во время развески несколько работ «Синих носов» и скульптуру. А лишь только салон открылся, я и сам видел, как пришел Зураб Церетели и купил все остальное. Впрочем, таможенную зону эти произведения, думаю, не должны проходить. С ними проще.
Вообще же погулять по Манежу до 29 мая включительно можно будет с удовольствием. Сделан даже специальный променад между знаменитых больших фотографий Беттины Реймс, предоставленных Московским домом фотографии и отобранных самой фотохудожницей. Смотреть их надо, несмотря на пугающую фривольность и изрядную цену билета в 600 рублей за посещение салона. Причем по билету пустят лишь с 14 до 18 часов. Потом санитарный час. А с 19 до 23 часов вход только по VIP-приглашениям. Видимо, будут те же предметы изящных искусств, что и для всех, но еще с шампанским и с коньяком «Арарат», нашим едва ли не единственным из оставшихся стратегически-алкогольных партнеров.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом