Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

34 комментария
19 мая 2006, 15:44 • Культура

Москварт симулякрный

Москварт симулякрный

Tекст: Игорь Шевелев

С 17 по 21 мая в Центральном доме художника прошла очередная, десятая по счету, международная ярмарка «Арт-Москва». Как бы современное и даже отчасти авангардное искусство явило свой устоявшийся облик, стремящийся ныне к росту своей «капитализации» и выгодному вложению в чужие карманы.

Если же давать определение выставке как целому, то ничего, кроме «копия копии» и «симулякр», на ум не идет.

Круг тех, кто начинал десять лет назад в качестве «нарушителей академического спокойствия», ныне устоялся. Список лиц и галерей, допущенных к «радикальному художеству», определен и обжалованию не подлежит. На очереди, как заметил на пресс-конференции Марат Гельман*, один из шести членов экспертного совета, «рост капитализации» предприятия. То есть рост цен именно на этих художников, именно на эти произведения, вбивание их «в мировой галерейный процесс и контекст».

Тут же справа за углом галерея Елены Врублевской в рамках проекта «Happy Hour» показывает большую освещенную витрину, в которой выставлено семь женщин в красных купальниках
Тут же справа за углом галерея Елены Врублевской в рамках проекта «Happy Hour» показывает большую освещенную витрину, в которой выставлено семь женщин в красных купальниках

Конечно, объемы ярмарочных продаж никто не называет, но по примерным оценкам работы художников, которые десять лет назад продавались от 2 до 3 тысяч долларов, ныне стоят от 20 до 30 тысяч. На фоне нефти и газа – не много, но оптимизм сохраняется. То, что денег в этой сфере крутится побольше, чем прежде, косвенно подтверждает и присутствие на «Арт-Москве» многих немецких галерей и художников, которые на безденежье вряд ли станут клевать.

Участие «Интерроса» с некоммерческой программой и фонда «Екатерина», показывающего свою коллекцию современного искусства, тоже о чем-то должно сказать.

Если же оценивать то, что выставлено на всех этажах ЦДХ, с художественной точки зрения, то не может не бросаться в глаза однообразная инфантильная вторичность не только большинства произведений, но и общего тренда. Все эти хрюши, степаши, гламурные девушки, вожди, зверушки и дикторы телевидения в разных видах и материалах – это ответное предложение художников на то, что пользуется спросом галерей. Ни о какой художественной «радикальности» речи давно не идет.

Достаточно вспомнить, как на прошлой «Арт-Москве» выставка карандашных рисунков Павла Шевелева из зала суда над Ходорковским и Лебедевым произвела взрывной эффект несовпадения реальной, «взрослой» жизни с забавами детей в песочнице. Может, и неприлично говорить о собственном сыне, каковым приходится мне этот самый Павел Шевелев, но уж больно красноречивым оказался факт, когда задвинутое в угол обычное рисование вдруг оказалось более актуальным искусством, нежели все подделки под него. Впрочем, в этом году организаторы «Арт-Москвы» исправили ситуацию, сомкнув ряды, в которых не нашлось места нарушителям конвенции актуальных детей лейтенанта Шмидта.

Галерее «Ковчег», показавшей год назад «Рисунки по делу», отказали в месте, которое они благополучно занимали все прошлые годы «Арт-Москвы». То есть приличия соблюли: поскольку ЦДХ – здание огромное, то всегда можно выделить тупичок, место рядом с туалетом, кафетерием и пожарной лестницей, куда зритель и не зайдет. «Ковчег» намек понял и проплыл мимо.

Ленин как наше зеркало
Ленин как наше зеркало
В этих условиях радикализм понимается более чем элементарно. Экспозиция в залах второго, самого большого, этажа открывается пятиметровыми парными портретами голых мужчины и женщины в полный рост. Именно – голых, а не обнаженных, как обычно выражаются ценители искусства. Как заметил классик русского авангарда Франциско Инфанте, чьи работы показываются как раз перед входом в зал, «тут нет работы над телом Микеланджело или других художников»: большая черно-белая фотография увеличена до предельного в этом зале масштаба. Тут же справа за углом галерея Елены Врублевской в рамках проекта «Happy Hour» показывает большую освещенную витрину, в которой выставлено семь женщин в красных купальниках. Зрители идут себе, поглядывая, мимо и вдруг останавливаются в оторопи: «Они что, живые?» Да, живые. Смотрят себе в никуда, как настоящие манекены, но то моргнут, то чуть плечом поведут.

А то вдруг сами присмотрятся с нескрываемым интересом. Это на красной дорожке перед входом в зал актуальный художник Герман Виноградов, приделав себе пушистую бороду и пушистый хвост, играет на скрипке, надев шляпу, черные очки и фрак. Прямо скажем, не Спиваков, однако зрители стоят толпой, фотографы щелкают, не переставая. Дело в том, что Гарик Виноградов ниже пояса голый. Ну модно так в этом сезоне. Не все же Ленина голым рисовать, надо и с себя начать.

Все остальное – выставка как выставка. В больших масштабах. Много «синих носов» с ворочающимся Лениным. Вожди нынче в моде, вот и Сталин Леонида Сокова в галерее «Вместе» показывает деревянный нос, вот его же Ленин в виде перевернутой головки а-ля Бранкуши. Неподалеку в pARTner gallery работы фотохудожников Кати Голицыной («Прафеномены») и Наташи и Валеры Черкашиных («Танцы в Нью-Йорке») соседствуют с китайской пирамидой одинаковых лиц Юе Минтюна. Китайцев, кстати, на «Арт-Москве» – почти как немцев. Тут же старые работы Аркадия Петрова – сталинские пионерки и, видимо, они же, но уже постаревшие, голые, на фоне Кремля и истребителей. И не менее старый бюст работы Бориса Орлова в орденах и медалях – «Растрелли». Где-то, наверное, должен быть и парный к нему – «Пыталли».

Тут же VIP-комната, где избранным дадут журнал «Интерьер + дизайн», благо комната оформлена, кажется, не без его спонсорства. А журнал «Штаб-квартира» пользуется случаем, чтобы прорекламировать будущую выставку «4 стихии» в Аптекарском огороде на проспекте Мира в последних числах мая. Круговые залы на третьем этаже выделены в распоряжение проекта «Русское видео». Зацикленные видеофрагменты свидания Штирлица с женой, перехода молодежи через Садовое кольцо в районе Красной Пресни, приема грязевых ванн в советском санатории и тому подобного производят, как ни странно, терапевтическое действие безвредного чудачества.

Ну а чего брюзжать? Многочисленная пародия на гламур уже неотличима от гламура. Плакат Виноградова-Дубосарского «Слава героям концептуализма!», что развернут в заснеженном российском лесу, и встречает посетителей ярмарки, заранее настраивает на что-то мемориальное, вневременное, потонувшее в нашем особом третьем пути, финансируемом по остаточному принципу с нефтяных сверхдоходов.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............