Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
0 комментариевТарзан против вампиров
В конце апреля в бродвейском Palace Theatre состоялась премьера нового высокобюджетного мюзикла «Лестат» по романам Энн Райс. Сама по себе премьера была бы не так интересна, если бы не одно любопытное совпадение. Через две недели в расположенном неподалеку Richard Rodgers Theatre стартует другой дорогостоящий мюзикл – «Тарзан». Бродвей замер в ожидании масштабной схватки – Warner Brothers против Disney, композитор Элтон Джон против композитора Фила Коллинза, культ Энн Райс против культа Эдгара Берроуза.
Обе стороны играют по-крупному. Бюджет «Лестата» – 12 млн. долларов, довольно серьезная заявка по меркам Бродвея. Disney шагнул еще дальше. Официально бюджет «Тарзана» не разглашается, но, по оценкам экспертов, он составляет около 20 млн. долларов. Это возводит «Тарзана» в ранг самых дорогих бродвейских постановок наряду со знаменитым диснеевским хитом «Король Лев». Однако в погоне за громкими именами и дорогостоящей мишурой создатели обоих мюзиклов, похоже, забыли о том, что делает бродвейское шоу по-настоящему удачным.
Всем выйти из сумрака
Труппа мюзикла «Лестат» |
Как видно, старания творческой группы были напрасны – на следующий день большинство американских газет опубликовали разгромные рецензии на «вампирский» мюзикл. Провал «Лестата» в прессе был вполне предсказуем – еще полгода назад пробные гастроли труппы в Сан-Франциско собрали удручающую критику. После этого, как утверждают авторы и продюсер мюзикла, постановку пришлось изменить почти на 80 процентов.
Однако непохоже, что создатели «Лестата» пошли на принципиальные изменения – во всяком случае, претензии зрителей и критиков после бродвейской премьеры остались все теми же.
Корнем зла неудавшегося мюзикла критики считают либретто. Адаптировать тягучее и запутанное повествование «Вампирских хроник» для Бродвея – задача не из легких. Она оказалась не под силу даже Линде Вулвертон, автору сценария мультфильма и мюзикла «Красавица и Чудовище», а также нашумевшего бродвейского шоу «Аида».
Попытка уместить два романа («Интервью с вампиром» и «Вампир Лестат») в трехчасовую театральную постановку сделало действие мюзикла сумбурным, несвязным и малопонятным. Получилось примерно так же, как с фильмом «Ночной дозор», – зрители, читавшие Лукьяненко, были возмущены искажением текста, а не читавшие с трудом пытались ухватить детали сюжета.
Первая кровь
Афиша мюзикла «Тарзан» |
Основной костяк «Лестата» составляют однообразные нудноватые баллады под стать и без того унылому действию. Давний соавтор Элтона Джона поэт Берни Топин («Rocket Man», «Candle In The Wind») впервые попробовал себя в написании мюзикла, но и это вышло неудачно – критики назвали его тексты слабыми и примитивными.
Спектакль вышел комом не только для Топина, но и для Warner Bros. Entertainment. «Лестат» был первой попыткой компании освоить нишу музыкальных спектаклей и потеснить на этом рынке главного конкурента – Disney.
Специалисты нового подразделения Warner Bros. Theatre Ventures действовали как щепетильные маркетологи. Для своего дебюта они привлекли, казалось бы, беспроигрышных профессионалов – Элтона Джона, Берни Топина, Линду Вулвертон, режиссера Роберта Джесса Рота (номинанта премии «Тони» за «Красавицу и Чудовище»). В дело пошел прославленный «бренд» – Энн Райс, самый популярный американский автор в жанре хоррор. Да и нечитающей публике вампир Лестат хорошо знаком по фильму «Интервью с вампиром».
Ставка на громкие имена и популярный сюжет сыграла свою роль в создании ажиотажа вокруг «Лестата». Мюзикл, бесспорно, стал одной из самых ожидаемых премьер сезона – но тем сильнее было разочарование публики от тусклого и безжизненного шоу, которое не смогли вытянуть даже неплохие актеры.
Дикий, но симпатичный
Афиша мюзикла «Лестат» |
К тому же для публики у «Диснея» припасен еще больший магнит, чем вампиры Энн Райс. Тарзан считается одним из самых известных литературных персонажей в мире. Впрочем, известен он не столько по роману Эдгара Берроуза, сколько по комиксам и многочисленным экранизациям.
Мюзикл «Тарзан» – это своеобразная инсценировка одноименного диснеевского мультфильма 1999 года. Мультфильм часто называют последней удачей «Диснея» перед чередой провалов в начале 2000-х. Успешным оказался и саундтрек, написанный Филом Коллинзом. Главная песня «You’ll Be In My Heart» получила «Оскара» и занимала первое место в хит-парадах 14 стран, а сам диск с саундтреком стал дважды платиновым.
Разумеется, при создании мюзикла без песен Коллинза не обошлось. Более того, вдобавок к композициям из мультфильма Коллинз сочинил восемь новых песен. Правда, некоторые зрители, побывавшие на предварительных показах «Тарзана», мрачно шутят, что Фил окончательно оглох, – новые песни похожи одна на другую, не запоминаются и оставляют публику равнодушной.
Но музыка – еще не главный недостаток шоу. Как и в случае с «Лестатом», зрители и критики называют слабым местом мюзикла сценарий: диалоги персонажей примитивны, некоторые повороты сюжета нелогичны и, кроме того, действие растянуто почти на три часа. За это время дети, на которых в первую очередь рассчитана постановка, успевают устать от происходящего.
Даже разрекламированные акробатические номера, поставленные режиссером знаменитого шоу «De La Guarda», и те показались критикам не слишком уместными и зрелищными. Тем более что некоторым зрителям оценить полеты на лианах в полной мере так и не удалось – режиссерские задумки вошли в противоречие с устройством зала. Что интересно, противоречие решили в пользу трюков, а билеты на «неудобные» места стали продавать со скидкой и соответствующим предупреждением.
Официальная премьера «Тарзана» еще не состоялась, и предварительные прогоны вносят все новые и новые коррективы в постановку. Однако критики уверены, что радикального улучшения шоу уже не произойдет – для этого пришлось бы поменять режиссера, сценарий, а также невразумительные декорации и костюмы.
Клыки против кулаков
Очевидно, что после премьеры 10 мая «Тарзана» ждут не более, а то и менее лестные отзывы, чем «Лестата». Негативная критика не всегда означает коммерческий провал мюзикла, однако это, безусловно, плохой знак. Недавний случай с мюзиклом «Кольцо огня» – прямое тому подтверждение. Шоу стартовало в марте, собрало очень плохую прессу и поэтому так и не привлекло публику – на днях продюсеры вынуждены были объявить о его закрытии.
- Одолжите мюзикл!
- Бродвей. И не только
- Тайна творения
- Вдох и выдох
- Русская звезда корейского экрана
- Воскрешение Маяковского
У «Тарзана» еще остается шанс – не снискав признания у театралов, он может пользоваться интересом у впечатлительных туристов, как это происходит с некоторыми семейными мюзиклами. «Лестат» же для семейного просмотра подходит гораздо меньше – сказывается мрачная тематика, кровавые сцены, гомосексуальные и даже инцестуальные мотивы. Да и вообще мюзиклам о вампирах на Бродвее катастрофически не везет – «Дракула» (2004) просуществовал меньше полугода, а «Танец вампиров» (2003) еле протянул месяц.
Похоже, столь ожидаемая битва титанов оборачивается банальным выяснением вопроса, какой из мюзиклов меньше опозорится и останется на плаву. Завсегдатаи Бродвея связывают такой печальный поворот с укоренившимся «торгашеским» подходом к мюзиклам. Крупные компании вроде Warner Brothers и Disney больше озабочены продвижением своих постановок на рынке мюзиклов, окупаемостью брендов и сбытом сопутствующих товаров вроде футболок, сувениров и дисков с записью спектаклей. О чистоте жанра и его принципах, о его истории и традициях продюсеры задумываются все реже.