Поворот России на Восток стал реальностью благодаря сочетанию наших усилий и благоприятных внешних обстоятельств. Новые виражи в отношениях России и Запада не приведут к затуханию восточного вектора, а вместе с ним и развития Дальнего Востока.
0 комментариевФестиваль без звезд
Официальная программа XXVIII ММКФ, мягко говоря, не была насыщена киношедеврами, однако среди 17 конкурсных картин не было ни одной провальной. Кто-то назовет это успехом организаторов фестиваля, обратив внимание на высокий средний уровень привезенного кино. Кто-то скажет, что Московский кинофест просто не способен привлечь в конкурс настоящие фильмы-звезды. И те и другие будут в равной степени правы.
Уроженец Уганды Отман Карим, награжденный главным призом кинофестиваля, специально вернулся за «Золотым Георгием» уже после того, как уехал к себе в Швецию. Абсолютно не рассчитывая получить столь высокую награду за свой полнометражный режиссерский дебют, он отправился домой сразу же после первого показа фильма «О Саре» в Москве.
Легкая интрига
Наиболее ярким моментом всей конкурсной программы стала блистательная игра Джулии Уотерс в фильме «Уроки вождения» |
В конкурсной программе прошлого года был очевидный хедлайнер – «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, как бы убедительно ни говорилось потом, что, мол, нужно было иметь большую смелость присудить главный приз отечественного фестиваля российскому фильму. Интрига этого года была более запутанна. Хотя бы потому, что сам Учитель был в жюри и приз по определению получить не мог.
Наиболее ярким моментом всей конкурсной программы стала блистательная игра Джулии Уотерс в фильме «Уроки вождения». Результат был очевиден сразу же после пресс-показа картины – приз за лучшую женскую роль. Сам фильм получил приз жюри российской кинокритики за лучший фильм конкурсной программы и приз зрительских симпатий. Среди остальных конкурсантов «слоны» могли распределиться в той или иной степени непредсказуемо.
Откровенное разочарование, честно говоря, вызвал «Климт» Рауля Руиса, от которого ждали чуть ли не откровения еще до начала фестиваля. Российский «Червь» остался заслуженно незамеченным. Жерар Депардье с Моникой Беллуччи вывели «Сколько ты стоишь?» за рамки фестиваля в направлении хорошей кассы. А Олег Табаков так и не смог вытянуть на себе венгерских «Родственников» Иштвана Сабо. Хотя сам фильм выглядел очень достойно. Под стать самому режиссеру, напомнившему перед показом, что первое его участие в Московском кинофестивале состоялось еще сорок лет назад.
Так что решение жюри на этом фоне отдать Гран-при шведской картине выглядит очень даже понятным. Выбор пал на первого среди равных.
Вне конкурса
В программе «Вокруг света» была обнаружена настоящая жемчужина – фильм иранского режиссера Мани Хагиги «Мужчины за работой» |
Внеконкурсными программами фестиваля в этом году публика была явно не избалована. На этот раз не было ни одной авторской ретроспективы. Судя по всему, готовился показ фильмов Михаэля Ханеке, но после его скоропостижного отказа возглавить жюри ММКФ и последовавшего за этим скандала такой реверанс со стороны организаторов фестиваля стал невозможен.
Традиционная уже для ММКФ программа «Перспективы» не преподнесла особых сюрпризов. Главный приз в этой номинации получил узбекский фильм «Чашма» Ёлкина Туйчиева. Но явно заслужили особого внимания чешско-финский «Restart» и новый фильм испанского режиссера Зигфрида Монлеона «Велосипед».
В программе «Вокруг света» была обнаружена настоящая жемчужина – фильм иранского режиссера Мани Хагиги «Мужчины за работой». Банальная история о том, как четыре великовозрастных друга пытаются свалить с обрыва огромный камень, незаметно перерастает в удивительно поучительную и вместе с тем смешную историю о жизни, о человеческих отношениях...
Этот фильм чем-то напоминает старые грузинские короткометражки или ранние фильмы Георгия Данелии. Он удивительно точно описывает столь знакомую ситуацию, когда мужчины готовы заняться любой работой, лишь бы не работать, и в этом почему-то заключается смысл их бытия. В Иране любая женщина точно знает, что если мужчине взбрело в голову свернуть никому не нужный камень с пути, то пусть он уж лучше это сделает. Так будет спокойнее. Ненавязчивая философия фильма, приправленная тонкой иронией, оставляет ощущение хорошего разговора в компании нескольких мудрых людей.
И наоборот, плоский юмор, а также явная вторичность фильма Мишеля Гондри «Наука сна» скорее разочаровывают. Еще большее разочарование появляется, если вспомнить, что именно Гондри несколько лет назад получил «Оскара» за великолепный сценарий «Вечного сияния чистого разума». Ведь мог же.
Серьезная творческая закомплексованность обнаруживается в ленте «Раны Афганистана». Эстонец Ивар Хайнмаа на протяжении 53 минут пытается сказать, что в Афганистане всем было хреново, но хреновее всех – эстонцам, которые служили в Советской армии. Как говорится, кто о чем, а лысый о расческе.
Цифры и Париж
Клод Лелюш привез в Москву свой очередной фильм про любовь, назвав ее в заглавии «бесстрашной» |
Фильм «Любимое уравнение профессора» из программы «Национальные хиты» вызвал улыбку. Хорошо сделанное на голливудский манер кино было бы даже замечательным, если бы до того Кристофер Нолан уже не снял «Мементо», а Рон Ховард свои «Игры разума». В общем, если в жизни японцам все-таки удается удачно комбинировать заимствованные идеи, и зарабатывать на этом, то в кино лучше тех же американцев этого пока никто делать не умеет. Так что остается умиляться внешней японской протяжности кадра и философичности момента. Интересно, что военный шифр – это единственный пример использования цифр в реальной жизни, который был приведен в фильме. Тоже очень по-японски.
Гала-премьер в этом году было немного, но каждый из представленных в данной категории фильмов в ближайшее время наверняка с успехом пройдет в российском прокате. Французский классик Клод Лелюш привез в Москву свой очередной фильм про любовь, назвав ее в заглавии «бесстрашной». Красивая история о высоких и не очень высоких чувствах с видами Парижа и французских пейзажей на фоне большого количества хорошей музыки. Тем, кому в свое время понравился «А теперь дамы и господа», «Бесстрашная любовь» однозначно придется по душе.
Французскую тему на фестивале с успехом продолжил «Париж, я люблю тебя», включающий в себя 16 мини-новелл, созданных самыми разными режиссерами. Компания подобралась впечатляющая: Итан и Джоэл Коэны, Том Тыквер, Гас ван Сент, Кристофер Дойл, Уэс Крейвен и другие. Даже Жерар Депардье выступил в качестве режиссера одного из эпизодов, не забыв в нем же сыграть. Идея всего проекта не нова, но беспроигрышна. Удовольствие от просмотра гарантировано.
«Самый быстрый «Индиан» с Энтони Хопкинсом в главной роли наверняка займет соответствующее место в вечерней эфирной сетке Первого канала. Добротная голливудская история о реальном персонаже – Берте Монро, который в 1967 году установил на своем классическом мотоцикле до сих пор не превзойденный мировой рекорд скорости, – вполне увлекательная история для семейного просмотра.
Национальное кино
«Секс и больше ничего» Кристины Годы сразу же успели окрестить «венгерской «Бриджит Джонс» (www.csakszex.hu) |
Достаточно уверенно в рамках программы «Национальные хиты» на фестивале выглядели «Дублер» Франсиса Вебера и «Секс и больше ничего» Кристины Годы. Последний фильм сразу же успели окрестить «венгерской «Бриджит Джонс». Две отлично выдержанных в своем жанре картины прекрасно подойдут для того, чтобы провести вечер в хорошей компании с пивом и попкорном. Юмор в обоих фильмах даже вполне жизнен, особенно если учесть, что венгерская история о девушке Доре, которая в 33 года решает завести ребенка, специально не выходя замуж, лишний раз доказывает, что «все мужики – козлы, а все бабы – дуры».
«Югославская тема» в этом году тоже обратила на себя внимание. В довольно посредственном фильме Владана Николича «Любовь» она выступает эдаким отголоском странноватых детективных событий, которые почему-то происходят в США. Вообще сербская «Любовь» – это про то, как не нужно национальным режиссерам пытаться делать американское кино. Особенно с маленьким бюджетом. Если же он в этом фильме был большим, то непонятно, почему в нем участвовали такие посредственные актеры. Можно, конечно, понять, что сам Николич уже давно живет и работает в Нью-Йорке, но, видимо, это и есть цена за право делать стоящее кино. Сугубо «национальный», не отрывающийся от корней Эмир Кустурица всегда будет интереснее.
В фильме «Грбавица» Ясмилы Жбанич югославская война, наоборот, занимает центральное место. Вернее, ее последствия. Главная героиня фильма Эсма живет с дочерью Сарой, для которой очень важно знать, что ее отец погиб на войне. Тогда в школе к ней будут относиться нормально. Отец ее друга также был убит сербами. Новость о том, что она родилась в результате того, что ее мама была изнасилована сербскими четниками, становится для девочки настоящей трагедией. В целом фильм сделан очень реалистично и достаточно правдиво. Но в какой-то момент ловишь себя на мысли, что еще чуть-чуть – и ты будешь готов записать его в категорию обычной антисербской пропаганды. Хотя очень не хочется.
Документы эпохи
В итоговом концерте под названием «Дело только в ритме!» участвуют 250 подростков 25 национальностей, которые никогда прежде и не думали о классической музыке |
Особой гордостью Никиты Михалкова в этом году стала специальная программа документального кино «Свободная мысль». Впервые документалисты удостоились такой чести на ММКФ. Представленная в этой программе работа режиссеров Томаса Грубее и Энрике Санчеса Ланша «Дело только в ритме!» уже удостоилась высшей национальной кинематографической премии Германии за лучший документальный фильм. Тем почетнее было его участие в этом эксперименте Московского кинофеста, который обещается стать традиционным.
Замысел режиссеров предельно прост: Берлинский филармонический оркестр и дирижер Саймон Рэттл устраивают представление на основе «Весны священной» Стравинского. В итоговом концерте под названием «Дело только в ритме!» участвуют 250 подростков 25 национальностей, которые никогда прежде и не думали о классической музыке.
Сюжет гарантированно держит зрителя у экрана в течение 90 минут, так как только в последние 10 демонстрируется собственно само действие, которое все эти трудные подростки из неблагополучных районов Берлина репетировали в течение нескольких месяцев. Порой даже кажется, что длинные рассказы ребят о своей трудной жизни можно было бы и сократить, но иначе мы бы и не поняли, какая именно психологическая трансформация с ними произошла в период участия в этом неожиданном для них проекте, что именно с ними сделал ритм.
Довольно любопытным был кинофорум израильского кино в рамках фестиваля. Зрителям он продемонстрировал то, что кино в Израиле есть, а участники наверняка поняли, что им еще есть куда стремиться. Сценарий фильма «На первый взгляд» Даниэля Сыркина обратил на себя внимание явным желанием автора сделать нечто похожее на Голливуд. Попытка оказалась не самой удачной.
Собственно, израильская кинопродукция в этом году была и в конкурсной программе – фильм «Полурусская история» Эйтана Аннера не удостоился какого-либо приза, однако растрогал добрую половину женщин, присутствовавших на премьере.
Фильмы не горят
Сам Юрий Кара перед показом настаивал на том, что не нужно воспринимать происходящее как премьеру фильма (фото ИТАР-ТАСС) |
Особым событием фестиваля стал закрытый показ фильма Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Еще в 1994 году Валентин Гафт жаловался автору этих строк, что вот, мол, снят такой фильм, но по каким-то непонятным причинам он недоступен зрителю. Буквально недавно, после того как по ТВ прошел телесериал «Мастер и Маргарита», Амаяк Акопян сокрушался, что в фильме Кары и карточные фокусы были настоящими, и вообще Бегемот лучше.
Не посмотреть вариант начала 90-х после всех этих разговоров было нельзя. Но ажиотаж, который был искусственно создан вокруг показа фильма на ММКФ, произвел чуть ли не большее впечатление. Металлоискатели и изрядное количество милиционеров перед входом в зрительный зал выглядели слишком уж абсурдно.
Сам Юрий Кара перед показом настаивал на том, что не нужно воспринимать происходящее как премьеру фильма, это всего лишь показ для узкого круга. И, видимо, не зря, потому что пускать этот фильм в прокат в том виде, в каком он есть сейчас, вряд ли можно. Монтаж либо незавершен, либо выглядит таковым, качество пленки слишком дает о себе знать.
Сам просмотр в итоге походил на культурологический мастер-класс: «Так вот как выглядит фильм, о котором мы знали больше двенадцати лет, но никто его так и не видел!» Правда кто-то тут же стал уверять, что фильм периодически демонстрируется на закрытых тусовках. Но эта информация так и осталась неподтвержденной «нужными людьми».
Состав актеров фильма не может не впечатлить. В картину были собраны все звезды отечественного кино. Анастасия Вертинская в роли Маргариты, правда, сильно напомнила атаманшу из абдуловских «Бременских музыкантов». Но ничего, Абдулов свой фильм снимал сильно позже.
Анастасия Вертинская и Сергей Гармаш на закрытом показе фильма «Мастер и Маргарита» (фото ИТАР-ТАСС) |
Игорь Верник в роли Иуды откровенно забавен. Если же говорить о разочаровании ролью, то Виктор Раков, исполнивший Мастера, не вызвал совершенно никаких положительных эмоций. Кроме всего прочего, странным выглядели появления довольно китчевых Ленина, Гитлера, Петра I, Сталина на балу у Сатаны. И это лишь некоторые моменты, которые заслуживают отдельной статьи.
В целом же просмотр превратился в сплошное угадывание актеров в той или иной роли. «Так вот это кто! И вот каким он был более десяти лет назад!» Сам же Валентин Гафт в роли Воланда великолепно справился с задачей, не позволив себе ни одного клише, несмотря на то что его собственный образ в жизни не менее демоничен. Выше всяких похвал Сергей Гармаш, исполнивший Бездомного, и, естественно, Александр Филиппенко в роли Коровьева.
Рука мастера
Одним из лучших фильмов фестиваля стала картина, его закрывшая. Педро Альмодовар в очередной раз доказал свою «профпригодность» классика, сделав очередной шедевр. Его «Возвращение» с удовольствием будут смотреть даже те, кому сюжет фильма сам по себе может быть неинтересен.
Нелегкую судьбу испанских, да и вообще женщин сыграли сразу Пенелопа Крус, Кармен Маура, Лола Дуэньяс, Бланка Портильо, Йохана Кобо, Чус Лампров, Леандро Ривера. Нарушив все традиции Каннского фестиваля, они все вместе в этом году получили приз за лучшую женскую роль.
- Памяти Годзиллы
- Школа злословия
- Велосипед – друг человека
- Цена вопроса
- В гостях у сказки
- Фестиваль без председателя
- Горячая неделя для киноманов
Буквально каждая мизансцена, сюжетный поворот и в целом интрига фильма выдают настоящую руку мастера, который делает свои фильмы с удовольствием и то же самое удовольствие передает зрителям. В центре сюжета – Раймунда, жена безработного, и ее дочь-подросток. Есть еще Соле, ее сестра, зарабатывающая на жизнь парикмахерским ремеслом. И их мать, сгоревшая при пожаре вместе со своим мужем. Она является как призрак сначала сестре, а потом Соле.
Это не фильм ужасов, а всего лишь история о культуре смерти в испанской провинции Ла-Манча. Люди живут там удивительно просто. Из-за того что мертвые все еще составляют часть их жизни, из-за богатства и человечности традиций там никто никогда по-настоящему не умирает. Очень красивая история. Которая уже стала классикой современного кино.