Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

9 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

9 комментариев
31 июля 2006, 20:30 • Культура

Психи в «мертвой» Праге

Психи в «мертвой» Праге
@ museumkampa.cz

Tекст: Максим Шульц, Прага

Хотя считается, что в Москве можно найти все, от кетчупа Heinz до последней модели Bentley, есть вещи, за которыми приходится отправляться за границу. Мы не можем даже предположить, когда выставки современного искусства, вроде тех, что идут сейчас в Праге, доберутся до России. Думается, произойдет это не скоро. Чехи, конечно, скажут: сейчас лето, «мертвый сезон», смотреть не на что. Однако верить им не надо. Нам бы такой «мертвый сезон».

Дворец «У каменного колокола» (на Староместской площади), где всю чешскую историю местные аристократы рожали, растили и убивали друг друга, отдан на лето особам отнюдь не голубых кровей – художникам направления ар-брют («грубое искусство»). Нет ничего удивительного в том, что они, в отличие от чешской знати, решали совсем другие задачи – как избавиться от алкоголизма и вдобавок не умереть с голоду.

Королевский ар-брют

Отто Гутройнд «Вики»
Отто Гутройнд - «Вики»

Это, в первую очередь, Жан Дюбоффе, флагман ар-брют, после двадцати лет непрерывных боевых действий против критиков был обласкан нью-йоркским музеем Гуггенхайма, МоМА вкупе с лондонской «Тэйт». Большинству его сотоварищей повезло меньше: хоть и звали некоторых из них манхэттенские галеристы пожить в Америке на вольных хлебах, но опыт, как правило, оказывался неудачным. Не получалось у свободолюбивых ар-брютовцев зажить на новом месте, и отправлялись они обратно, домой.

Отдельные теоретики предлагают считать ар-брют детские рисунки и работы душевнобольных. В последнем случае сложно привести контраргументы, списать все на набившую оскомину художническую эксцентричность. Действительно, кое-кто из представителей ар-брюта всю свою творческую жизнь провел именно в стенах домов скорби. Как бы то ни было, ар-брют ориентируется на наив и примитив, а какой длины рукава рубашки автора – его личное дело.

В дворце «У каменного колокола» можно увидеть не навязчивые мотивы a la доктор Лектор, но трогательные, изящные и часто весьма жизнеутверждающие вещи. Все это давно стало трендом европейского актуального искусства. Только вот в России ар-брют не нужен никому, кроме разве что тех, кто считает: хорошее искусство – маргинальное искусство.

Ас люфтваффе приземлился на Кампе

Франтишек Купка «Женщина, срывающая цветы»
Франтишек Купка – «Женщина, срывающая цветы»

С Йозефом Бойсом совсем другая история. Довольно большая выставка этого счастливчика из люфтваффе (по легенде, Бойс после падения своего самолета был найден и вылечен крымскими татарами; впрочем, этому можно не верить) до середины сентября идет в Музее на Кампе.

Единственная российская выставка Бойса прошла почти пятнадцать лет назад, и с тех пор объекты художника, повлиявшего на современный художественный ландшафт едва ли не больше Энди Уорхола, никак не доберутся до нашей страны. Хотя считается, что России насквозь метафизичный Йозеф Бойс ближе и понятнее Энди.

Бойс в Музее на Кампе обычен, насколько вообще может быть обычен Бойс. Вроде бы ничего удивительного: его фирменные воск, жир, войлок (это у Бойса остались воспоминания, как татары заворачивали его в войлок и смазывали жиром раны), пусть и в самых причудливых сочетаниях.

Однако шаман, политик, художник Бойс умеет окутать свои объекты мистическим флером, а попутно еще и записать свой месседж на зрительскую подкорку. Есть мнение, что здесь имеет место расчет: работая с традиционными, древними материалами, художник обращается к генетической памяти зрителя. Все остальное – лишь умение донести до него свою мысль.

Это не «Смак»

Франтишек Купка «Кафедральный собор»
Франтишек Купка «Кафедральный собор»

Благодаря этому Бойса несложно понять на интуитивном уровне. Правда, сам Бойс неоднократно повторял: невозможно-де понять мои работы, не зная о моих политических взглядах (Бойс, помимо прочего, был одним из основателей немецкой Партии зеленых).

О самых любопытных Музей на Кампе позаботился отлично. Пары часов, проведенных в уютном видеозале за просмотром документального фильма о Бойсе, ничуть не жалко. Очень мило наблюдать, как художник готовит обед на всю многочисленную семью, особенно учитывая то, что к немецкому фильму прилагается английский подстрочник.

Тот, кто не находит забавным процесс чистки знаменитым художником картошки, может обратиться к солидному собранию музея работ чешских художников, среди которых произведения абстракциониста Франтишека Купки и кубиста Отто Гутфройнда. Их время, отведенное на приготовление обедов, вышло много раньше бойсова, хотя, конечно, менее хорошими художниками они от этого не стали. В общем, одно удовольствие эти пражские выставки.

..............