Взгляд
26 сентября, понедельник  |  Последнее обновление — 11:47  |  vz.ru
Разделы

Как отбивали Харьков в Великую Отечественную

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Потеря Харькова означала чувствительный удар по советской промышленности, а его обретение обратно дало бы масштабный, хоть и не мгновенный, прирост военного производства. Это понимали как русские, так и немцы. Подробности...

С какими словами Россия вступала в битвы

Алексей Зензинов
Алексей Зензинов, сценарист, драматург
Сталинские слова «братья и сестры» сделали для Победы больше, чем все американские поставки по ленд-лизу. Не нужно было говорить или писать: «Мы, Божией милостью самодержец…» – жизнь дала другие, созвучные времени формулировки. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Суверенитет и непрерывность истории – две главные ценности президента Путина

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Даже частичная утрата суверенитета всегда в нашей истории заканчивалась падением страны в пропасть и страшными жертвами, которые приходилось приносить, чтобы выкарабкаться из кризиса. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...

В Австралии прошли акции протеста против британской монархии

По всей Австралии, которая входит в состав Британского Содружества и где формально главой государства является король Великобритании, прошли акции протеста против монархии и, как говорят организаторы, расистского колониального империализма. В Мельбурне состоялась самая массовая акция – на улицы вышли тысячи людей
Подробности...

В Лондоне прошли похороны Елизаветы II

В Лондоне прошли похороны королевы Соединенного Королевства Елизаветы II, умершей 8 сентября в возрасте 96 лет. После государственной панихиды в Вестминстерском аббатстве катафалк направился через центр британской столицы в Виндзорский замок.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Депутат Хинштейн рассказал подробности нападения на школу в Ижевске

    Главная тема


    ЕС обрекает себя на деиндустриализацию

    «угрозы возмездия»


    Запад придумал «наказание» для России за «ядерный удар» по Украине

    «стали опорой Родины»


    Бизнесмен Пригожин рассказал о создании группы «Вагнер»

    «нет предателей»


    Посол РФ в Канаде отказался поступать «не по-русски»

    Видео

    депутат-доброволец


    Милонов: «Под Попасной я воевал досыльником на гаубице»

    Бомба замедленного действия


    Как Сталин спасал от распада Советский Союз

    советский потенциал


    Наследие СССР поможет Грузии наладить выпуск беспилотников

    протесты оппозиции


    Ослабевший Иран проходит испытание на прочность

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    выкарабкаться из кризиса


    Ирина Алкснис: Суверенитет и непрерывность истории – две главные ценности президента Путина

    новая реальность


    Геворг Мирзаян: Запад лишается иллюзий относительно СВО

    смена стратегии


    Владислав Исаев: Москва показала Киеву краешек своей колоды козырей

    на ваш взгляд


    Среди ваших знакомых есть люди, получившие повестки в рамках объявленной частичной мобилизации?

    «Мастера» на М’АРСе

    Портрет Татьяны Щербины
       26 июня 2006, 12:15
    Фото: Тягны-Рядно
    Текст: Игорь Шевелев

    После изменения статуса государственных премий – лауреатов мало, денег много, и все из рук президента, – обездоленные номинации пытаются найти альтернативные источники питания. Писателей «огосударили» «Большой книгой», художники бьются в пароксизмах «Черных квадратов» и «Инноваций», которые долго не живут.

    На этом фоне негосударственная и профессиональная премия за достижения в изобразительном искусстве «Мастер», вручавшаяся в центре современного искусства «М’АРС», выглядит не то что предпочтительней иных, но, по сути, единственной и эксклюзивной.

    Ежи в тумане

    Юрий Норштейн перед входом в МАРС
    Юрий Норштейн перед входом в МАРС

    Премия «Мастер», возникшая в 2003 году по частной инициативе кураторов галереи «Ковчег», имеет в виду «тупое выяснение» рейтинга лучших художественных выставок Москвы. Жюри, состоящему из авторитетных галеристов, критиков и художников, раздаются списки выставок, которые продолжались не менее десяти дней (единственное условие для отбора). Такой же список рассылается арт-критикам ведущих СМИ. Каждый отмечает пять выставок, результаты суммируются и оглашаются. Куда проще.

    В прежние два года по два лауреата – по версии жюри и арт-критиков – получали дипломы, букеты цветов и тосты на товарищеском фуршете. В этом году премия неожиданно обрела спонсоров в лице Русского банка развития и ряда других организаций, которые выдают победителям сертификат на 50 тысяч рублей, разные подарки, а затем устраивают праздничное угощение.

    В результате вполне демократического голосования лауреатами премии «Мастер» по итогам выставок прошлого, 2005, года стали известный московский художник и скульптор Андрей Красулин (род. в 1934 году) и не менее известные художники Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова.

    А. Красулин отмечен за свою персональную выставку в Третьяковской галерее и участие в проекте «Ревизия материала» в той же Третьяковке на Крымском Валу. Ю. Норштейн и Ф. Ярбусова выделены арт-критиками из общего ряда за совместную выставку в Музее личных коллекций ГМИИ, вызвавшую зрительский ажиотаж и неоднократно продлевавшуюся устроителями.

    Координаторы премии «Мастер» при этом отметили, что кроме Норштейна и Ярбусовой от остальной группы номинантов значительно оторвался еще и Константин Батынков, который в первом конкурсе 2003 года уже был обладателем специального приза. Для чего нужно было такое объявление? Батынков, как и Красулин, входит в обойму так называемых «настоящих современных художников», в то время как с Норштейна и Ярбусовой что взять – одно слово, мультипликаторы. И всемирная их слава только тяготит общий диагноз, поскольку современное актуальное искусство – это то, чего никому не хочется ни видеть, ни тем более покупать. Такая уж высокая доля у этих мастеров визуальных пощечин общественному вкусу.

    При этом премия «Мастер» тем и хороша, что стоит вне групповых вкусов и пристрастий, оперируя статистикой свободных демократических выборов, – вещь для нынешней жизни почти несусветная. Одновременно с вручением премий в центре «М’АРС» там же открылась выставка работ нынешних и предыдущих лауреатов, где «расцвет всех цветов» явлен открыто и воочию. Абстрактные картины и скульптуры Андрея Красулина соседствуют с рисунками Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой к их знаменитым мультфильмам. Нарочитый примитивизм Ирины Затуловской гармонирует с «дворовой живописью» Михаила Рогинского начала 2000-х годов, трудолюбивые цветные штудии Нины Котел оттеняются черно-белой сыпью картин Константина Батынкова, а все вместе подытоживается альбомными листами Виктора Пивоварова начала 80-х, посвященными его другу Илье Кабакову.

    В итоге выставка получилась на редкость живая и разнообразная. И поскольку продлится как раз десять дней – до конца июня, – то имеет все шансы оказаться среди лауреатов той же премии в следующем году.

    Ура, мы гнемся, ломят шведы!

    Шведское творчество
    Шведское творчество

    В том же М’АРСе проходит большая выставка шведских художников и ювелиров. Это часть тотальной художественной шведской интервенции, охватывающей Россию то ли клином, то ли свиньей, – через Вологодскую область и Поволжье и вплоть до Калининграда. Начинается все мирно – туризмом, модой, кулинарией. Или вот художниками.

    Несколько залов отведено Торстену Юреллу – тут и бронза, и дерево, и металл, и все что угодно. Жалко, что по жаре мало кто увидит эту выставку, залы все время пустые, как это и свойственно современному искусству. Потенциального зрителя ждало бы большое удивление. Перед нами – иное мышление. Вот, например, самое понятное – четыре картины по мотивам «Процесса» Франца Кафки. Главный герой К. видится автору как «человек, оштрафованный за неправильную парковку, хотя у него нет машины», хотя и на фоне реминисценций из босховского «Несения креста». А для нас-то это символ бытового ужаса, когда любого могут ни за что отправить на цугундер, там и прирезав. По сравнению с нашей жизнью шведская выглядит каким-то детским абсурдом, как, например, на больших холстах Туве Сири Антонссон в соседних залах. Это уж просто оформление детской площадки, мимо чего пробегаешь за минуту.

    Второй этаж посвящен произведениям современных шведских ювелиров. Наших красавиц, интересующихся «ювелиркой», просят не беспокоиться. Интересно будет культурологам. Как написано в пресс-релизе, современные шведские ювелиры относятся к резине и бумаге с тем же уважением, что к золоту и бриллиантам. Нашему человеку этого не понять. Опять тут что-то детское, какие-то примочки, фенечки: маленькая батарея отопления на иголке или алюминиевый самолетик, птички и зверюшки, аксессуары нового типа – все те же пощечины общественному вкусу любителей драгоценных камней, шуб из натурального меха и прочих дорогих изделий. Глядя на все это, понимаешь, что и художественное образование новых художников вполне может исчерпываться муниципальным кружком «Умелые руки».

    Лицо писателя

    Первый Московский международный открытый книжный фестиваль, который пройдет в конце недели на стыке первых двух летних месяцев, задуман как событие со всех больших букв своего названия. Особенно после того как в последний момент получил финансирование от московского правительства.

    Особо звездных имен вряд ли можно будет на нем разглядеть – нынешняя Москва интересна, кажется, только ее аборигенам. Зато последних будет в несметном количестве – от Дмитрия Пригова и Дмитрия Быкова до Людмилы Улицкой и Людмилы Петрушевской.

    Возможно, что реальных писателей достаточно успешно заменят их фотографии, сделанные известным мастером Александром Тягны-Рядно. Его выставка пройдет одновременно с многочисленными событиями книжного фестиваля – на антресольном этаже Центрального дома художника на Крымской.

    Александр Тягны-Рядно фотографирует писателей на протяжении почти четверти века. Ну просто так получается, что мимо них никак не пройти. Нынешняя серия как началась в 1983 году с фотографии Альберто Моравиа, так и продолжилась Булатом Окуджавой, Фридрихом Дюрренматтом, Генрихом Сапгиром и так до сих пор и длится Мишелем Уэльбеком, Верой Павловой, Алексеем Парщиковым, Татьяной Щербиной, Николаем Климонтовичем. Все они красавцы, все они таланты, все они поэты, как пелось у Окуджавы и в чем теперь каждый из нас может убедиться воочию.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •