Взгляд
27 мая, пятница  |  Последнее обновление — 09:19  |  vz.ru
Разделы

Украине нечего противопоставить «Огневому валу» России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Принесет ли успех и решающий перелом в боевых действиях доставленное западными странами на Украину небольшое число современных вооружений и военной техники? «Это вряд ли», – сказал бы легендарный красноармеец Сухов. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Как импортозаместить западное кино

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Возникают вопросы: каковы были принципы планирования киноиндустрии, на которую никто с некоторых пор денег не жалел? Закладывалось ли априорное лидирующее положение в прокате за иностранными фильмами? Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Получит ли Польша Западную Украину

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Предоставив полякам права, равные правам граждан Украины, ЗЕкоманда отказывается от части суверенитета. Уже привычно, что «Нэзалэжна» находится под патронатом США, стала сателлитом Великобритании, а теперь движется к тому, чтобы стать полуколонией Польши. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Пострадавшая при обстреле ВСУ женщина умерла в Белгородской области

    Главная тема


    Как России отправить на орбиту тысячи спутников

    1,8 трлн рублей в месяц


    Западные санкции рекордно увеличили нефтегазовые доходы России

    «петушиная риторика»


    Медведев назвал требования Зеленского «категоричными до идиотизма»

    «они не спровоцируют меня»


    Патриарх Варфоломей призвал русских монахов на Афоне «сидеть смирно»

    Видео

    пошлины на импорт


    Польша напрасно пугает покупателей российской нефти

    стратегический курс


    Что Россия получит от присоединения Запорожья

    общественное мнение


    Определен самый пророссийский народ Евросоюза

    «отдавали то, что не жалко»


    Европа преувеличивает истощение военных запасов из-за Украины

    чрезвычайное положение


    Венгрия готовится к распаду Украины

    нацистская сущность


    Игорь Караулов: Как России удалось не стать Украиной

    страх перед Россией


    Вадим Трухачёв: Финляндию и Швецию нельзя было не пустить в НАТО

    магия города


    Антон Размахнин: Из Москвы напрочь пропала агрессия

    на ваш взгляд


    Как изменится ваше отношение к творчеству нравившегося вам артиста, если его политическая позиция окажется отличной от вашей?

    Почему не было великих художниц?

    Антология «Гендерная теория и искусство. 1970-2000»
       2 мая 2006, 16:51
    Фото: www.bgshop.ru
    Текст: Анна Альчук

    В антологии, составленной арт-критиками Людмилой Бредихиной и Кэти Дипуэлл (издающей в Лондоне феминистский журнал n.paradoxa), собраны тексты, важные для понимания феминизма и всей современной западной мысли. Составители представили самые разнообразные векторы ее развития. В результате прочтения остается впечатление многоголосия, стройность которому придает ощущение принципиальной открытости и полемичности текстов.

    Радует стремление авторов идти до конца в исследовании тех или иных проблем, иногда даже ставя под сомнение сами основания феминизма и гендерной теории как таковых. Подобный основательный, философский подход, выгодно отличающийся от арт-критики, занятой рекламой продукции каких-либо художественных групп или конкретных художников (что нередко встречается у нас и превращает арт-критику в узкопрофессиональное занятие), делает эту книгу интересной для всех, кто изучает современную философию, социологию, политологию и психоанализ.

    В отсутствие великих

    Линда Нохлин (www.tampere.fi)
    Линда Нохлин (www.tampere.fi)

    Антологию открывает статья Линды Нохлин, положившая начало феминистскому искусствознанию. Признавая, что история искусств до начала ХХ века действительно не знала художниц, сравнимых по значению, например, с Рембрандтом и Микеланджело, Нохлин анализирует основания патетического культурного мифа о великом Художнике.

    Детально рассматривая условия, делавшие возможным творчество того или иного художника (известно, что большинство известных художников происходило из семей, где отцы или близкие родственники были живописцами; для художниц в этом смысле исключений вообще не было), она доказывает, насколько значимой была разница в стереотипах и ожиданиях, связанных с мужской и женской общественной ролью и жизненной стратегией.

    Миф о мужчине-творце, преодолевающем благодаря своему Гению любые трудности и добивающемся всеобщего признания, никак не соответствовал представлению о женщине: матери, хозяйке дома или светского салона.

    Рисуя портреты наиболее успешных для своего времени художниц, анализируя их противоречивые высказывания (прежде всего это относится к французской анималистке ХIХ века Розе Бонер), она называет их «голосом женственности с его смесью амбивалентного нарциссизма и вины».

    Эта подспудная «вина» «исподволь подтачивает и разрушает ту тотальную внутреннюю уверенность, ту абсолютную убежденность и моральную и эстетическую решимость, которая требуется от художницы для интенсивной и новаторской работы в искусстве».

    И снова марксизм

    Американская художница Джудит Чикаго (www.vanderbilt.edu)
    Американская художница Джудит Чикаго (www.vanderbilt.edu)

    Интересна закономерность, прослеживаемая в текстах антологии: там, где речь идет о философских основаниях феминизма, мы имеем дело с непременными интерпретациями психоанализа во фрейдистском или лакановском варианте.

    Когда же речь заходит о конкретных художницах, художественных направлениях или выставках, то здесь дается искусствоведческий анализ, авторы следуют марксистскому методу. Они настаивают, как в случае с Гризельдой Полок (в статье «Видение, голос и власть: феминистская история искусств и марксизм) и Мишель Баррет («Феминизм и определение культурной политики»), на необходимости детального изучения контекста творчества художниц, отрицая какие бы то ни было вневременные понятия и мифы.

    Например, критикуемым символом мифологизации Женщины во многих статьях служит знаменитый проект 70-х «Званый ужин» американской художницы Джудит Чикаго. Под ее руководством была создана инсталляция, отсылающая к «Тайной вечере»: треугольный стол, за которым стояли приборы для 39 выдающихся женщин (Сафо, Джорджии О’Киф, Фриды Калло и других) и дохристианских богинь.

    С одной стороны, как пишет Баррет, посетившая эту выставку, «ощущение безоглядного прославления женского пола было новым и желанным». С другой стороны, она не может удержаться от сарказма, описывая ситуацию, когда творчество конкретной женщины представлено ее половым органом. Ведь исторических женщин и богинь на этой выставке репрезентировали керамические приборы, сделанные в виде разнообразных вагин огромного размера.

    Можно смириться с ситуацией, когда мифологические богини изображаются с помощью различных символов, восходящих к клитору и влагалищу. Что касается конкретных исторических персонажей, подобная символика вряд ли уместна.

    «Я просто пришла в ужас, увидев «Виржинию Вулф», – пишет Баррет – репрезентацию ее жизни и творчества в таком виде, который противоречил всему, что она когда-либо отстаивала. Не слышен ее громкий полемический голос, забыты сложные символические абстракции ее сочинений. Я нашла это исключительное ударение на половых органах и сентиментальность украшений полным предательством – как и в случае с «Эмили Дикинсон», чью вагину украшает белое озеро на бледно-розовом фоне».

    Подобный биологизм критикуют практически все авторы антологии, призывая к строгости анализа жизни и творчества женщин. Радует, что представление о некой мифической идеальной Женщине уходит в прошлое. Считалось, что феминистки представляют ее интересы, при этом игнорировался тот факт, что это представительство неизбежно осуществлялось образованными белыми женщинами из среднего класса. Черные, цветные, латиноамериканские женщины, выходцы из беднейших слоев населения, давно заявили протест против этого.

    Киберфеминизм как будущее феминизма

    Донна Харауэй
    Донна Харауэй

    В ответ на это феминистки выработали новые дискурсы и практики. Самые интересные из них опираются на новые информационные технологии и сетевую культуру.

    В статье «Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х» Донна Харауэй предвидит значимость новых технологий и призывает феминисток не терять из виду сверхновые информационные реалии, учиться маневрировать в Сети, не теряя своей сложной идентичности.

    Харауэй ставит вопросы далеко не академического характера, имеющие отношение к нашей повседневности. Ну, например, как реагировать на повсеместное распространение видеоигр, жестко ориентированных на индивидуальное соперничество и фантазии, связанные со звездными войнами, в результате которых дети привыкают созерцать разрушение целых планет и наслаждаться своей неуязвимостью в центре виртуальной катастрофы?

    Киберфеминистки, к которым тяготеют такие авторы антологии, как Рози Брайдотти и Фэйт Уайлдинг, призывают по-новому посмотреть на проблемы женской идентичности в свете новых технологий и общего информационного поля.

    Немалые богатства, согласно Харауэй, сулит феминизму и открытое принятие возможностей, заложенных в падении четких разграничений между организмом и машиной и других различий подобного рода, структурирующих западную самость.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •