Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
2 комментарияУдача нам не помешает
Фильм основан на реальных фактах, а именно на передаче «See it now» 1954 года, которую вел знаменитый журналист из компании CBS Эдвард Мерроу. Вся кинолента – это история журналиста-патриота, обвинившего сенатора в демагогии и нарушении демократических прав американцев.
Перед показом слово взяла Ирина Хакамада: «Недавно в российский закон о безопасности была внесена поправка: спецслужбы теперь могут сбивать самолет с террористами, если он представляет угрозу для общества. Если мы так будем относиться к свободе слова – самолет собьют, и только через 10 лет мы узнаем, что люди погибли безвинно. Этот фильм актуален, потому что в Америке есть традиция сопротивления диктаторам, а мы пока что на это не способны…»
Кино в жанре нон-фикшн
Ширли Вершба (Патрисия Кларксон) |
Эдвард Мерроу выбран не случайно – он был одним из любимых журналистов отца режиссера, известного телеведущего. Служащий ВВС США Мило Редулович обвинен в шпионаже и заключен в тюрьму на основе доноса, при этом обвинения, предъявленные ему, не обнародуются.
Журналист Эд Мерроу выступает в эфире с защитой военного, утверждая, что обвинения на основе доказательств, которые не озвучены, противоречат демократическим принципам. Выступления Мерроу – один из немногих случаев в современной истории США, когда действия журналиста привели к немедленным изменениям.
После нескольких выпусков передачи Мило Редулович был освобожден из-под стражи, с него сняли обвинения в шпионаже и восстановили на службе. Почувствовав свою силу, журналист напрямую вступает в борьбу с ненавистным миллионам американцев сенатором Джозефом Маккарти, инициатором «охоты на ведьм» и многочисленных обвинений в шпионаже.
Атмосфера скрытого давления и несвободы, свойственная правлению Маккарти, проникает во все аспекты жизни. У сотрудников телекомпании есть свои тайны, и перед каждым стоит выбор: жить в страхе или открыто заявить о своей позиции и потерять работу.
Коллеги Мерроу, супруги Джо и Ширли Вершба, скрывают, что они женаты, потому что уставом СBS запрещены браки между сотрудниками. Сотрудникам CBS предлагают добровольно подписать бумагу о политической лояльности. В случае отказа журналистам грозит увольнение.
После выхода в эфир продюсер Мерроу вызывает его в кабинет и говорит прямо: «Я взял кредит на твой дом, я оплатил образование твоего сына. Как ты можешь поливать грязью тех, кто дает тебе работу?» «Отношения между властью и обществом определяем мы», – утверждает Эдвард Мерроу и продолжает бороться. «Телевидение стало средством обмана, развлечения и изоляции. Если к историкам через 50-100 лет попадут черно-белые или цветные записи всех передач наших телеканалов за последние три дня, они подумают, что цивилизация переживает упадок!»
Художественное решение
Мерроу (Дэвид Стретхерн), с густо набриолиненными волосами, в облаке сигаретного дыма |
Почти все снято крупным планом, в кадре нет ничего лишнего: нервный и тонкий Мерроу (Дэвид Стретхерн), с густо набриолиненными волосами, в облаке сигаретного дыма; Ширли Вершба (Патрисия Кларксон) перед зеркалом в шелковой сорочке и чулках со швом; потный и возбужденный сенатор Маккарти в зале суда; чернокожая джазовая певица в глубоком декольте. Предметы вызывают почти тактильное ощущение: механическая печатная машинка на заваленном бумагами столе, пустая монтажная после эфира, свежие газеты, небрежно брошенные на барную стойку рядом с недопитым скотчем.
- Сенсация на «Оскаре»
- Премия за худшее кино
- Премия Brit Awards 2006
- Компьютерный «Оскар»
- Дядюшки фабричные
- Объявлены номинанты на «Оскар»
- В США раздали «Золотые глобусы»
Как говорит сам режиссер, черно-белая пленка помогает лучше почувствовать колорит эпохи, к тому же идейный противник главного героя, сенатор Джозеф Маккарти, играет самого себя – его выступления взяты из документальной хроники 50-х.
В интервью агентству Reuters Джордж Клуни пояснил: «Если бы мы взяли актера, люди стали бы говорить, что он слишком придурковатый или слишком толстый. Гораздо лучше дать возможность Маккарти самому говорить за себя, к тому же это гораздо дешевле».
Сам Клуни сыграл маленькую роль продюсера Фреда Френдли. Когда его спросили, почему он не сыграл Эдварда Мерроу сам, он ответил предельно честно: «По возрасту я подхожу. Но по мере того, как я смотрел его передачи, я понял, что он выглядел так, как будто держал весь мир на своих плечах. Если говорить откровенно, это не то впечатление, которое возникает у людей, когда они смотрят на меня».