Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
17 марта 2006, 16:11 • Культура

Удача нам не помешает

Удача нам не помешает
@ film.ru

Tекст: Алена Александрова

Фильм основан на реальных фактах, а именно на передаче «See it now» 1954 года, которую вел знаменитый журналист из компании CBS Эдвард Мерроу. Вся кинолента – это история журналиста-патриота, обвинившего сенатора в демагогии и нарушении демократических прав американцев.

Перед показом слово взяла Ирина Хакамада: «Недавно в российский закон о безопасности была внесена поправка: спецслужбы теперь могут сбивать самолет с террористами, если он представляет угрозу для общества. Если мы так будем относиться к свободе слова – самолет собьют, и только через 10 лет мы узнаем, что люди погибли безвинно. Этот фильм актуален, потому что в Америке есть традиция сопротивления диктаторам, а мы пока что на это не способны…»

Кино в жанре нон-фикшн

Ширли Вершба (Патрисия Кларксон)
Ширли Вершба (Патрисия Кларксон)

Эдвард Мерроу выбран не случайно – он был одним из любимых журналистов отца режиссера, известного телеведущего. Служащий ВВС США Мило Редулович обвинен в шпионаже и заключен в тюрьму на основе доноса, при этом обвинения, предъявленные ему, не обнародуются.

Журналист Эд Мерроу выступает в эфире с защитой военного, утверждая, что обвинения на основе доказательств, которые не озвучены, противоречат демократическим принципам. Выступления Мерроу – один из немногих случаев в современной истории США, когда действия журналиста привели к немедленным изменениям.

После нескольких выпусков передачи Мило Редулович был освобожден из-под стражи, с него сняли обвинения в шпионаже и восстановили на службе. Почувствовав свою силу, журналист напрямую вступает в борьбу с ненавистным миллионам американцев сенатором Джозефом Маккарти, инициатором «охоты на ведьм» и многочисленных обвинений в шпионаже.

Атмосфера скрытого давления и несвободы, свойственная правлению Маккарти, проникает во все аспекты жизни. У сотрудников телекомпании есть свои тайны, и перед каждым стоит выбор: жить в страхе или открыто заявить о своей позиции и потерять работу.

Коллеги Мерроу, супруги Джо и Ширли Вершба, скрывают, что они женаты, потому что уставом СBS запрещены браки между сотрудниками. Сотрудникам CBS предлагают добровольно подписать бумагу о политической лояльности. В случае отказа журналистам грозит увольнение.

После выхода в эфир продюсер Мерроу вызывает его в кабинет и говорит прямо: «Я взял кредит на твой дом, я оплатил образование твоего сына. Как ты можешь поливать грязью тех, кто дает тебе работу?» «Отношения между властью и обществом определяем мы», – утверждает Эдвард Мерроу и продолжает бороться. «Телевидение стало средством обмана, развлечения и изоляции. Если к историкам через 50-100 лет попадут черно-белые или цветные записи всех передач наших телеканалов за последние три дня, они подумают, что цивилизация переживает упадок!»

Художественное решение

Мерроу (Дэвид Стретхерн), с густо набриолиненными волосами, в облаке сигаретного дыма
Мерроу (Дэвид Стретхерн), с густо набриолиненными волосами, в облаке сигаретного дыма
Фильм очень стильный. Прекрасная музыка. Хотя все 130 минут герои не выходят за пределы редакции, каждый кадр – шикарная черно-белая открытка колоритной эпохи 50-х.

Почти все снято крупным планом, в кадре нет ничего лишнего: нервный и тонкий Мерроу (Дэвид Стретхерн), с густо набриолиненными волосами, в облаке сигаретного дыма; Ширли Вершба (Патрисия Кларксон) перед зеркалом в шелковой сорочке и чулках со швом; потный и возбужденный сенатор Маккарти в зале суда; чернокожая джазовая певица в глубоком декольте. Предметы вызывают почти тактильное ощущение: механическая печатная машинка на заваленном бумагами столе, пустая монтажная после эфира, свежие газеты, небрежно брошенные на барную стойку рядом с недопитым скотчем.

Как говорит сам режиссер, черно-белая пленка помогает лучше почувствовать колорит эпохи, к тому же идейный противник главного героя, сенатор Джозеф Маккарти, играет самого себя – его выступления взяты из документальной хроники 50-х.

В интервью агентству Reuters Джордж Клуни пояснил: «Если бы мы взяли актера, люди стали бы говорить, что он слишком придурковатый или слишком толстый. Гораздо лучше дать возможность Маккарти самому говорить за себя, к тому же это гораздо дешевле».

Сам Клуни сыграл маленькую роль продюсера Фреда Френдли. Когда его спросили, почему он не сыграл Эдварда Мерроу сам, он ответил предельно честно: «По возрасту я подхожу. Но по мере того, как я смотрел его передачи, я понял, что он выглядел так, как будто держал весь мир на своих плечах. Если говорить откровенно, это не то впечатление, которое возникает у людей, когда они смотрят на меня».

..............