Взгляд
26 сентября, понедельник  |  Последнее обновление — 13:14  |  vz.ru
Разделы

Фронт должен опираться на тылы

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Именно для этого нужна мобилизация резервистов – чтобы насытить войсками тылы. Вряд ли вновь созданные из мобилизованных граждан части сразу отправят штурмовать позиции противника. Для этого продолжают наращивать кадровые войска. Подробности...

Как отбивали Харьков в Великую Отечественную

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Потеря Харькова означала чувствительный удар по советской промышленности, а его обретение обратно дало бы масштабный, хоть и не мгновенный, прирост военного производства. Это понимали как русские, так и немцы. Подробности...

С какими словами Россия вступала в битвы

Алексей Зензинов
Алексей Зензинов, сценарист, драматург
Сталинские слова «братья и сестры» сделали для Победы больше, чем все американские поставки по ленд-лизу. Не нужно было говорить или писать: «Мы, Божией милостью самодержец…» – жизнь дала другие, созвучные времени формулировки. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...

В Австралии прошли акции протеста против британской монархии

По всей Австралии, которая входит в состав Британского Содружества и где формально главой государства является король Великобритании, прошли акции протеста против монархии и, как говорят организаторы, расистского колониального империализма. В Мельбурне состоялась самая массовая акция – на улицы вышли тысячи людей
Подробности...

В Лондоне прошли похороны Елизаветы II

В Лондоне прошли похороны королевы Соединенного Королевства Елизаветы II, умершей 8 сентября в возрасте 96 лет. После государственной панихиды в Вестминстерском аббатстве катафалк направился через центр британской столицы в Виндзорский замок.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Расстрелявший детей в школе Ижевска преступник был одет в толстовку со свастикой

    Главная тема


    ЕС обрекает себя на деиндустриализацию

    «угрозы возмездия»


    Запад придумал «наказание» для России за «ядерный удар» по Украине

    «стали опорой Родины»


    Бизнесмен Пригожин рассказал о создании группы «Вагнер»

    «нет предателей»


    Посол РФ в Канаде отказался поступать «не по-русски»

    Видео

    депутат-доброволец


    Милонов: «Под Попасной я воевал досыльником на гаубице»

    Бомба замедленного действия


    Как Сталин спасал от распада Советский Союз

    советский потенциал


    Наследие СССР поможет Грузии наладить выпуск беспилотников

    протесты оппозиции


    Ослабевший Иран проходит испытание на прочность

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    выкарабкаться из кризиса


    Ирина Алкснис: Суверенитет и непрерывность истории – две главные ценности президента Путина

    новая реальность


    Геворг Мирзаян: Запад лишается иллюзий относительно СВО

    смена стратегии


    Владислав Исаев: Москва показала Киеву краешек своей колоды козырей

    на ваш взгляд


    Среди ваших знакомых есть люди, получившие повестки в рамках объявленной частичной мобилизации?

    Новые островки духовности

    Музыканты приезжают сюда из разных джазоворазвитых стран и вдохновенно импровизируют. Звук исключительно хорош
       11 января 2006, 21:17
    Текст: Светлана Храмова

    Жил-был себе старый джазовый клуб «Бимхауз» неподалеку от знаменитого Дома Рембрандта – в центральной и со Средних веков еще густо застроенной жилыми домами части Амстердама. Там чуть не каждый вечер собирались музыканты и их любители.

    Музыканты приезжают сюда из разных джазоворазвитых стран и вдохновенно импровизируют. Звук исключительно хорош. Самое главное – в «Бимхаузе» удивительная атмосфера, которую непонятно, как создали.

    «Бимхауз» расширяется

    Публика существует комфортно, покидая зал, когда заблагорассудится, перемещаясь в бар и возвращаясь обратно
    Публика существует комфортно, покидая зал, когда заблагорассудится, перемещаясь в бар и возвращаясь обратно

    В результате образовалось пространство современного искусства с неповторимым и изысканным разомкнуто-замкнутым пространством небольшого зала, со стенами, занавешенными черной тканью, и металлическими конструкциями перекрытий и перил.

    Публика существует комфортно, покидая зал когда заблагорассудится, перемещаясь в бар и возвращаясь обратно. Точно так же и музыканты – двигаются как захочется и куда захочется. Однако рамок дозволенного негласным ритуалом не нарушают: импровизация импровизацией, но собирались-то там те, кто понимает. Посвященные.

    Популярный не только в узком кругу местных любителей, но и среди признанных джазменов мира клуб возник там, где получилось. Специально никто ничего не организовывал, жильцов из соседних домов не отселяли. Впрочем, у подавляющего большинства джазовых клубов история одинаковая – они начинаются, развиваются, становятся популярными, а жители прилегающих домов в прямой зависимости от интенсивности культурного процесса жалуются на шум.

    «Бимхауз» исключением не стал. Джазовое пространство получилось неплохим и стильным, а вот с соседями повезло меньше. Регулярно поступали в муниципальные власти жалобы на шум в ночное время. Конфликт назревал, и давно.

    Настолько давно, что архитектор из Дании Ким Херфорт Нилсен и его компания 3X Nielsen еще в 1997 году представили проект нового Центра современной музыки в Амстердаме, выиграв международный конкурс. Потому как хотелось городу заполучить здание по сути своей интернациональное, по стилю – лаконичное и строгое, но при этом совершенно эксклюзивное. Начали строить новый Центр современной музыки, теперь уже в удаленном от перенаселения месте, в открытом водном пространстве, практически на волнорезе. Небольшая прогулка из старинной части города – и вы увидите чудо новейшей архитектуры, прекрасно, кстати, вписывающееся в ландшафт.

    Так возникло фантастическое здание на воде с двумя концертными залами сразу. Для фестивалей современной музыки на 800 мест и другой, поменьше – 300-местный, – для импровизаторов джазового клуба «Бимхауз». Из стекла, бетона и дерева, все из углов состоящее и насквозь просматривающееся. Даже из идущего мимо поезда.

    И так здание это понравилось властям города, что все 52 млн. евро, понадобившиеся на воплощение проекта, были городским советом полностью возвращены, а полгода назад королева Нидерландов собственноручно ударила в огромный гонг, возвещая об открытии нового храма искусства. Присутствие королевы на торжествах в Голландии ценят. Глаза у нее добрые, а перемещениями в пространстве и появлениями на публике королева Беатрикс себя не утруждает.

    Осенне-зимняя интерактивность

     Всю обстановку старого клуба строители бережно перенесли в новое помещение
    Всю обстановку старого клуба строители бережно перенесли в новое помещение

    Передвигаться по Амстердаму в теплый и, что странно, недождливый вечер, когда в новом «Бимхаузе» собрались любители импровизации в танце, было просто – по причине недавно начавшейся телевизионой трансляции футбольного матча. Когда команда Голландии в эфире – город практически пуст, даже велосипедисты не так часто встречаются.

    «10 лет как одно мгновение» – так называлось представление, посвященное юбилею рождения «Мэгпай Мюзик Дэнс Компани», которое в «Бимхаузе» начиналось по обыкновению в девять вечера.

    Публика здесь особая, к футбольным страстям равнодушная. Всю обстановку старого клуба строители бережно перенесли в новое помещение. Осталась традиция перед концертом собираться в баре, так же как и раньше, соединенном с концертным залом по принципу сообщающихся сосудов. Не изменился и зал, небольшой, в форме «бьющегося сердца», с сохранением эффекта максимального приближения зрителей к сцене, практически неразделенного единого пространства.

    Интерактивность происходящего композиционно предопределена дизайном помещения. Ни четвертой, ни иной стены не существует. И если во время действа возникает потребность увеличения пространства, уходит бархат черного задника, открывая взору безграничную причудливо-урбанистическую заоконную ночную перспективу. С водными просторами, знаменитым своей корабельной формой зданием выставочного центра «Немо», носовой частью мерцающим в темноте, и опять-таки поездами, время от времени проносящимися за широченными панорамными стеклами...

    Несколько импровизированных па «Мэгпай»

    Музыканты и танцоры «Мэгпай» реагируют так явно и быстро на каждый импульс, что иногда возникает вопрос об отрепетированности экспромта
    Музыканты и танцоры «Мэгпай» реагируют так явно и быстро на каждый импульс, что иногда возникает вопрос об отрепетированности экспромта

    Изыски современного импровизационного танца конкретного стилевого определения не имеют. Популярность теории хаоса и недостижимости гармонии в мире, стремление танцовщиков к реализации чувственных всплесков, возникающих непосредственно во время исполнения, желание следовать личному, сиюминутному эмоциональному состоянию привело к отказу от правил и законов хореографии, поставив процесс самого перформанса выше результата. Нет режиссерского прочтения, есть лишь профессионализм участников и их преданность искусству импровизации. Хотя музыканты и танцоры «Мэгпай» реагируют так явно и быстро на каждый импульс, что иногда возникает вопрос об отрепетированности экспромта.

    Менеджер коллектива Барбара Крулик, с которой мы говорим после спектакля, настаивает на том, что каждое шоу «Мэгпай Мюзик Дэнс Компани», собирающейся вместе только для концертов и гастрольных туров (труппа успешно ездит с концертами по всему миру, в списке только этого гастрольного года театры и клубы Англии, Австрии, Венгрии, Кореи, Японии, Соединенных Штатов, Новой Зеландии), – уникально, ни одно представление никогда не может быть повторено. Цель происходящего – сделать зрителей, открытых новым ощущениям, непредвзятыми соучастниками представления, вовлечь их в незашоренный догмами спектакль, дать возможность самовыражения через сопереживание. Эмоциональная волна, идущая из зала, творит спектакль. Взаимопонимание смывает барьеры между танцорами и музыкантами и, как следствие, между артистами и публикой.

    Элен Кнопс, художник по свету, работающая с целым рядом театров и фестивалей Амстердама, соединила в подчеркнуто камерной приглушенной партитуре вечера линии вращающихся на потолке зала синих, красных и зеленых прожекторов. В результате корректного приглушенного освещения зрительское внимание полностью сосредоточивается на том, что происходит на сцене.

    «Все артисты нашей компании – профессионалы высокого класса, много гастролирующие с различными труппами современного танца и преподающие в европейских школах нового танца, – говорит артистический директор компании Кэти Дак, танцовщица из США, с 1976 года обосновавшаяся в Амстердаме. – Я основатель итальянской хореографической труппы GROUPO, много гастролирую со своей компанией, много работаю с «Мэгпай», которая отличается от всех существующих потрясающе высоким уровнем мастерства, и наши перформансы могут рассматриваться как манифесты нового танца.

    Карьерные пути моих коллег были испытанием на прочность, имена артистов признаны и в рекламе не нуждаются
    Карьерные пути моих коллег были испытанием на прочность, имена артистов признаны и в рекламе не нуждаются

    Состав компании интернационален, наш выбор диктовался прежде всего высоким уровнем артистического мастерства, творческих новаций, опытом и многолетней преданностью искусству импровизации. Карьерные пути моих коллег были испытанием на прочность, имена артистов признаны и в рекламе не нуждаются. Сейчас мы можем гордиться именами тех, кто работает с «Мэгпай». Итальянец Винсент Касилиано, живущий теперь в Амстердаме (мы, кстати, вместе когда-то основали эту гастрольную компанию), француз Силвиан Мерет, дом которого находится по-прежнему в Бордо, японка из Токио Назако Ногучи, она училась в Лондоне и живет в Европе с 1995 года, немецкий артист из Франкфурта Майкл Шумахер, автор многих нашумевших инсталляций, посвятивший себя анализу движения и техники импровизации, англичанка Шэрон Смит, сейчас танцующая с различными труппами современной хореографии, в том числе с лондонской группой «Лайв Арт», голландец Мартин Зондеркамп, свободный танцовщик, хореограф и преподаватель, хорошо известный своими Богом данными импровизационными способностями. В «Мэгпай» он со дня основания компании, но живет сейчас в Стамбуле.

    И это прекрасно, что все танцовщики и музыканты компании сегодня востребованы, работают со многими креативными коллективами современного искусства и театрами нового танца Европы, что творческое расписание каждого из нас очень интенсивно и насыщенно. Понятно, что все вместе мы собираемся крайне редко, сейчас нас соединила неделя наших юбилейных концертов в Амстердаме; и это редкая возможность увидеть на сцене не двух-трех артистов, танцующих в импровизационном спектакле, как чаще всего бывает, но практически всю труппу в сборе».

    Танцовщица американка Элен Стэнли во время перерыва между действиями была доброжелательна, общалась легко и даже нашла силы для некоторых обобщений: «Все мы исследуем природу коллективной импровизации, и наши исследования – результат теории, соединенной с практикой. Танец импровизатора требует ежедневных многочасовых упражнений, можно сказать, что, так же как артисты традиционых направлений, включая джаз и модерн, проводят много часов в день у станка, мы проводим много часов в день на полу, осознавая связи внутри тела. Одна из основ импровизации – идея личной ответственности за все, что происходит на сцене, возможность внутренне встать на позицию творца. Импровизация требует изменения мышления, особого отношения к своему телу, к личной истории, к внутренним импульсам, которые становятся в каком-то смысле соавторами импровизационного танца. Я чувствую необходимость постоянного развития, работаю с видами медиаискусства, изучаю интерактивный перформанс в контексте танца и театра. А главное – я получаю удовлетворение от работы в команде, приходят новые идеи и становятся альтернативой старому танцу». Элен – автор видеоинсталляций с чистыми и прозрачными, как детский взгляд, образами. Девиз одной из них: «Человек более всего приближается к своей природе, когда достигает серьезности ребенка в игре».

    При этом заметно и достойно внимания, что творят они с удовольствием!
    При этом заметно и достойно внимания, что творят они с удовольствием!

    Так, играючи, с постоянно читаемой в глазах артистов ощутимой вовлеченностью каждого участника в процесс действа, проводит профессионально крепкая команда «Мэгпай» (это птичье имя может означать одновременно и вездесущность, и схватывание отовсюду по чуть-чуть) все теоретические принципы искусства импровизации в жизнь. Соединяя капризы сиюминутности с красноречием каждого отдельного жеста, заставляя забыть все термины научных изысканий и видеть только страстные движения слегка эксцентричных танцоров и музыкантов, которые не хотят и бегут любой рутины. При этом заметно и достойно внимания, что творят они с удовольствием!

    И в завершение фантасмагорически искрометного абсурда вечернего джазово-танцевального перформанса Назако Ногучи деловито трясла тремя огромными хризантемами, плавно теряющими лепестки, - оплакивая всех, кто ушел не простившись; ветеран-ударник Ян Беннинк, прижав к подбородку большие ноги в защитного цвета штанах, лежал на сцене, изображая что-то вроде игривого щенка; Шэрон Смит держала над головой Кэти Дак дощечку, приговаривая, что это прекрасная защита от дождя, а перед глазами зрителей за совершенно сухими стеклами огромных окон «Бимхауза» нескончаемой гусеницей шуршал поезд.

    Футбольная команда Нидерландов, кстати, тот матч чемпионата выиграла. Так что недовольных в городе Амстердаме вообще не было и вечер во всех отношениях удался.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •