16 ноября, пятница  |  Последнее обновление — 12:27  |  vz.ru
Разделы

Бей по Трампу каждой строкой

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
Вспомните, с каким «энтузиазмом» советским старшеклассникам приходилось готовить «политинформации». Необходимо распахнуть любой свежий номер The New York Times. И в одно мгновение вы найдёте там всё, что потеряли. Подробности...

В Германии – междувластие, упадок и разброд

Наталия Янкова, публицист (Германия)
Меркель балансирует между крахом и возможностью спасти репутацию, уйдя в отставку. Она подчёркивает, что не вмешивается в дебаты по поводу своего приемника/приемницы. На самом деле, в основном этим и занимается. Подробности...

Невидимая рука дергает за ниточки европейскую оппозицию

Владимир Добрынин, журналист
Вряд ли американского политтехнолога можно поздравлять с провалом в Европе: работа по схеме «не способен развалить – возглавь» в большинстве случаев приводит к разрушению объекта. Хотя более медленному, чем подрыв. Подробности...

    В Калифорнии произошел самый разрушительный за историю штата пожар

    Самый разрушительный за всю историю штата Калифорния лесной пожар охватил почти 45 тыс. га. Пламя уничтожило несколько тысяч строений, эвакуированы более 300 тыс. человек, в округе Лос-Анджелес – 170 тысяч. Погибли более трех десятков человек, о судьбе 228 ничего не известно
    Подробности...

    В России отмечается День народного единства

    В воскресенье в России отмечается День народного единства. По традиции Владимир Путин в сопровождении религиозных лидеров возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве
    Подробности...

    Умер Николай Караченцов

    Народный артист России Николай Караченцов умер в одной из московских клиник за день до своего 74-летия. Караченцов снялся более чем в ста фильмах, на его счету около 20 постановок в «Ленкоме». В 2005 году он попал в ДТП, в 2017-м у него диагностировали рак легких. Скончался актер из-за отказа почек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Избивших инвалида алтайских полицейских уволили
         |  vz.ru
        Взгляд

        Выборы 2007

        До выборов в Государственную Думу:

        Поиск по сайту

        Читайте также

        По эту сторону прайм-тайма

        Утренний телевизионный эфир: встреча с виртуальным бытом
        Ашот Насибов, ведущий рубрики "Сколько стоит?" на телеканале НТВ    1 декабря 2005, 16:45
        Фото: НТВ
        Текст: Екатерина Сальникова

        Как только наше телевидение распростилось с советской идеологией и стало коммерческим, оно разлюбило утренние часы. Ведь утро – сплошной антипрайм-тайм. Кто-то еще не проснулся. Кто-то спешит на работу или даже к ней приступил ни свет ни заря. До телевидения ли тут?

        Однако с недавних пор можно заметить искренние попытки нашего ТВ психологически адаптироваться к невыигрышному времени суток. И даже получать от него удовольствие. А значит, что-то происходит не только с нашим телевидением, но и с самой жизнью.

        Жизнь как-никак чудо

        Арина Шарапова (Первый канал)
        Арина Шарапова
        Телевидение словно почувствовало, что радикальные перемены в обществе закончились. Революции произошли. Мы вступаем в эру обыденности без конца и без края. Чтобы в обыденности не было скучно, надо учиться ценить простые житейские мелочи и даже их культивировать. Неслучайно в сетке дневного эфира на Первом канале недавно возникла программа «Большой обед» (12.20), которая во многом дублирует структуру и даже атмосферу утреннего эфира. Там все стараются пребывать в беспричинно приподнятом настроении, как после коллективного окатывания ледяной водой. Там устраивают чуть более крупную нарезку из необязательных тем, периферийных сюжетов и саморекламы, с какой начинается вещание каждый день. Этой программе подошло бы название «Большой ланч», поскольку ее суть – второй телезавтрак.

        Но в чем же тогда внутренний смысл первого телезавтрака, вне зависимости от того, какой канал его устраивает? Утренний эфир в большинстве случаев похож на серию попыток обрадоваться жизни как чуду или хотя бы изобразить радость. Легче всего это удается Арине Шараповой (Первый канал) с ее вечно смеющимися глазами.

        Лейтмотивами на многих каналах являются сюжеты о еде и внеполитических событиях. Речь идет про все эдакое – экстраординарные явления, чьи-то эскапады, чьи-то эксперименты. ТВЦ регулярно знакомит зрителей с гороскопом, да еще в таком сухом стиле, что данную информацию легко принять за серьезные новости. Первый канал выдает порцию экзотических мини-сюжетов о жизни планеты в рубрике «С миру по нитке». «Домашний» делает развернутые сюжеты в том же духе в рубрике «Заграничные штучки».

        Виртуальная обыденность

        Елена Ищеева - ведущая телеканала
        Елена Ищеева - ведущая телеканала «Домашний»
        Центральным каналам беззаботность дается трудновато, поскольку они помнят о своей высокой миссии держать руку на пульсе глобальных общественных проблем. Нецентральные каналы стараются продлить людям состояние расслабленности, поскольку легкомыслие для нецентральных – осознанная необходимость и первейшее право. Лидером утреннего эфира может быть назван «Домашний».

        И вот Первый канал рассказывает о настоящем и поддельном сливочном масле, пытаясь придать этой теме публицистическую остроту, снимая магазинный прилавок с брикетами масла, большим ножом и номером госта на упаковке. А «Домашний» увлекается описанием и визуальной демонстрацией свойств оливкового масла, избегая социальной прозы и предпочитая сделать исторический экскурс. НТВ толкует о пошлинах на иномарки. А «Домашний» просто очень долго показывает роскошный автомобиль, летящий по живописной местности под мелодии «Травиаты».

        Все каналы с особой плотоядностью дают полезные советы, как беречь здоровье, что-нибудь чинить и вкусно готовить. И не беда, что именно утром любые советы сложно не только выполнять, но и усваивать. Человек торопится, хватает на ходу кусок хлеба и сыр, не имея времени сложить из них приличный бутерброд, судорожно выхлебывает горячий кофе, застревает в рукавах и забывает выпить нужные лекарства. Зато краем глаза ухитряется оценить изысканность приготовления русских гамбургеров или настоя из четырех трав, пластичность позы йога или гениальность превращения старого линолеума обратно в новый.

        Вся нынешняя философия утреннего эфира – это встреча с бытом и любой практической деятельностью как с виртуальной реальностью.

        Чем больше виртуального, тем легче переживать реальное.

        Прагматика и ритуал

        Екатерина Стриженова
        Екатерина Стриженова
        Несмотря на общие свойства, утренний эфир протекает везде по-разному.

        Первый канал можно назвать самым прагматичным. Почти весь первый час голосами, напоминающими о радиопередаче «Пионерская зорька», ведущие рассказывают, какие программы их канала выгодно засветились в рейтинге, повторяют фрагменты вчерашнего эфира и делают анонсы.

        Остальные каналы, не пренебрегая саморекламой, все-таки больше готовят людей к роли идеального обитателя и деятеля планеты Земля, страны России, города Москвы, частной квартиры, наконец. А Первый канал сначала готовит человека к роли идеального телезрителя. И каналу удается невозможное. Появление первого блока обычной рекламы воспринимается как великое счастье. Как прорыв к высокому искусству и одновременно к объективной реальности. Далее Екатерина Стриженова старается душевно подавать свои полезные и забавные материалы. Но в бескорыстную любовь к аудитории и миру в целом уже не верится.

        Утро на «России» смотрится немного комично. Слишком ощутим перепад между легкомыслием утренних сюжетов и «высоким штилем» дизайна государственного канала – тут и развевающееся трехцветное знамя, и олимпийский огонь в заставке спортивных новостей, и студия, парящая над планетой как космический корабль. Когда над Землей зависает, например, Андрей Григорьев-Аполлонов, солист «Иванушек…», рассказывая о погоде, гражданственность и космизм «картинки» рискует превратиться в фарс. Зато «Россия» неизменно удачно показывает кухню своего телеэфира. Так приятно увидеть людей, которые просто работают и не отвлекаются на изображение безумного счастья от раннего пробуждения.

        Канал «Культура» принципиально не желает тратить силы, чтобы прививать зрителю любовь к несовершенному миру, и ограничивается любовью к культуре в своих новостях. А самые ранние часы отдает каналу «Евроньюс» и лишь по выходным удостаивает аудиторию программой «Библейский сюжет», дистанцированной от любой прозы современного бытия.

        НТВ – пожалуй, единственный канал, который работает не для тех, кто просыпается, а для тех, кто уже проснулся и полон амбиций. Про юридические проблемы нам рассказывают в «Без конфликтов». Про финансы – в «Умных деньгах». Про машины – в «Авто-топе». Про здоровье – в «Активной жизни». Для женщин, мечтающих покорить мир престижа, существует «Ты проснулась». Для тех, кто этот мир уже покорил и теперь жаждет оторваться в развлечениях, – «Все сразу!» Похоже на натаскивание. НТВ словно внушает своим зрителям: жизнь – это борьба, победителей ждет много приятного, надо посмотреть НТВ, запастись информацией и победить.

        Просто радоваться жизни на НТВ явно считают неинтересным. У Льва Новоженова в «Вопрос, еще вопрос» бывает удивительно кислое лицо без тени симулированного экстаза по поводу выхода в эфир. А очаровательные соведущие носят наряды с такими декольте и романтическими летящими покроями, что кажется, будто их обладательницы просто не успели переодеться после ночного эфира или вчерашней вечеринки. Вопросы в программе «Вопрос, еще вопрос» то и дело задают какие-то нелепые, и ответы часто получают не слишком остроумные. Но главное не содержание. Главное – иллюзия текущей жизни, к которой зритель может подключаться по мере сил и желания. В этой позиции есть своя правда.

        Статус и форма бытования телевидения в последнее время сильно изменились. Телевидение меньше смотрят – но больше включают.

        Зачем?

        А просто так, чтобы оно там себе говорило и показывало, пока мы тут готовим, убираем в квартире, делаем гимнастику, включаем компьютер. В последнее время увеличивается слой людей, для которых актуально понятие не работы, но дела или дел. О делах можно долго договариваться, ждать нужных звонков, ждать новейшей информации о чем-то важном, ждать ответов на запросы и т.д. Вот для такого режима ожидания, надежд и пауз в деловом графике тоже очень подходит утренний эфир. Он нужен для компании, чтобы не зацикливаться на себе. Он необходим как фон, напоминающий, что вокруг есть еще и чужая жизнь.

        Телевидение становится окошком из одной отдельно взятой квартиры или одного локального офиса прямо в большой мир. Мы привыкаем держать это окно вечно открытым. Не для того, чтобы постоянно большой мир созерцать, а чтобы ощущать наличие такой замечательной возможности. В XXI веке чудесных возможностей вообще заметно больше, нежели в состоянии испытать человек.

        Оттого каждодневное подтверждение самой возможности глазеть через телеэкран на жизнь целой планеты – процесс самодостаточный и почти сакральный. И с утра, когда мы в первый раз беремся за пульт, мы не просто следуем банальной привычке или пагубной страсти.
        Мы осуществляем утренний ритуал жителя XXI века.

        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............