Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

34 комментария
24 декабря 2015, 08:09 • Авторские колонки

Михаил Самарский: Как сэкономить на высшем образовании, сделав его эффективнее

Михаил Самарский: Как сэкономить на высшем образовании, сделав его эффективнее

Я порой лучше усваиваю материал, прочитав тот или иной учебник или посмотрев тематический документальный фильм, чем послушав лекцию полусонного бубнящего преподавателя. Спрашивается, для чего я еду в вуз? Протирать штаны?

Сколько сломано копий при обсуждении российской системы образования!

Начиная с 1992 года бедные педагоги мечутся, не зная, к какому берегу прибиться. То ли нам нужны единые учебники по всем предметам, то ли пусть педагог выбирает, по каким книгам учить своих подопечных, то ли пусть родители сами думают, что их чадо должно изучать, то ли...

Вы можете представить, какая колоссальная экономия от отсутствия всей этой суеты вокруг посещения учебного заведения?

Иными словами, уже третье десятилетие в умах и наставников, и учащихся, и их родителей варится какая-то каша, приправленная иноземными специями, которую рано или поздно придется расхлебывать нашим детям, внукам, правнукам. Меня мучают сомнения – как бы в будущем не случилось несварение желудка, поскольку «кашевары» сами до конца не определились с рецептом.

На всех уровнях витают одни и те же вопросы: «Что же делать?», «Как и чему учить подрастающее поколение?», «Где взять деньги на качественное и эффективное образование?» Вопросы, вопросы, вопросы! Но где найти ответы? А между тем ответы лежат на поверхности. Конечно (я в этом уверен), мои идеи покажутся кому-то бредовыми и невыполнимыми, но вспомним историю: сколько таких «бредовых» идей внедрено в нашу современную жизнь, и мы с удовольствием ежедневно ими пользуемся.

Итак, с чего начать? А начнем мы с вывода, который вряд ли кто-то попытается оспорить: образования и образованных людей много не бывает. И вот тут вспоминается одно из правил великого чешского педагога Яна Коменского (1592–1670), которое гласило: «Всему, что должно знать, нужно обучать». К сожалению, в настоящее время в российских школах это правило не соблюдается. Скажем прямо: должно знать ой как много, да обучают не всему.

Однако мои предложения на этот раз касаются высшего образования, и вот в чем их суть.

Необходимо создать несколько федеральных ТВ-каналов, на которых круглосуточно будут транслироваться лекции лучших преподавателей страны. Скажу сразу: есть преподаватели, которых слушаешь с открытым ртом. Вот они и пусть учат всю страну. Да-да, именно всю страну. Ниже я поясню, для чего это необходимо. Эти же лекции должны быть продублированы и в интернете. Мы создаем развлекательные, спортивные, музыкальные каналы. Это хорошо! Но давайте вспомним муравья, который по осени дал совет стрекозе: «...Так пойди же попляши».

Лекции профессоров можно снабдить и видеоматериалами, и схемами, и примерами из жизни. Иными словами, создать каждый материал таким образом, чтобы он был интересным, захватывающим и давал реальные знания. Все лекции должны быть систематизированы и составлять единый блок по тому или иному предмету. На мой взгляд, школа пусть пока (и то нужно подумать) остается такой, какая она есть сейчас. А вот все, что касается дальнейшего образования, переводим на телевидение и интернет (здесь кому как удобнее). Уверяю вас, качество образования вырастет на порядок.

Наверное, каждому приходилось слушать бубнящих преподавателей, читающих лекцию по учебнику, когда даже выспавшийся студент засыпает. После таких «лекций» не то что учиться, жить не хочется. В нашем же случае, если студент что-то не понял, он может хоть пять раз послушать ту или иную лекцию. В интернете должен быть портал, где по каждой лекции будут размещены дополнительные комментарии и разъяснения. Ежели и там учащийся не нашел ответа на свой вопрос, значит, он вступает в публичное интерактивное общение с консультантом, и каждый новый «вопрос-ответ» закрепляется в соответствующем разделе. То есть создается своего рода учебная социальная сеть.

И вот теперь подходим к самому главному. Как человек будет получать высшее образование? Все очень просто: по результатам ЕГЭ он поступает в тот или иной вуз. И затем слушает, смотрит, лекции по ТВ или в интернете. Эссе, доклады, рефераты можно присылать на e-mail учебного отдела. Все сдано, ты получаешь подтверждение о допуске тебя на сессию.

Раз в полгода студенты съезжаются на сессию и сдают экзамены. Но! Внимание! Экзамены сдают компьютеру. То есть в данном случае полностью исключается человеческий фактор, когда преподаватель, засмотревшись на стройные ножки студентки, не слышит, о чем она говорит, а его рука сама ставит положительную оценку в зачетке. Причем никаких секретов, никаких тайн.

Все экзаменационные вопросы должны быть выложены в Сети, а ответы – в лекциях и книгах. Работай добросовестно весь семестр, сдавай по электронной почте необходимые работы, изучай, запоминай, приходи на сессию и, зарегистрировавшись под случайно выпавшим номером, сдавай экзамен. Никаких фамилий, здесь не должно быть симпатий и антипатий со стороны преподавателя. Компьютер решит, насколько вы готовы, и поставит вам зачет или незачет.

Конечно, должна быть предусмотрена и пересдача. Допустим, раз-другой. Сдал – принимай поздравления и до встречи на следующей сессии. Не сдал – остаешься второй раз на тот же семестр. К примеру, если три раза подряд остался на один и тот же семестр, тебе объявляют: извините, сударь (или сударыня), но вы пока не готовы учиться в нашем учебном заведении. Приходите через пару лет, возможно, вы будет относиться к учебе более ответственно и у вас что-то получится.

А теперь давайте считать. Вы можете представить, какая колоссальная экономия от отсутствия всей этой суеты вокруг посещения учебного заведения? Но даже это не самое главное. Тут идея в том, что человек может и не захотеть получать диплом. Многим понадобится не «бумажка», а знания. Ведь что произойдет? Любой желающий слушает курс лекций, повышает уровень своего образования, расширяет кругозор, укрепляет интеллект. Разве для страны это не благо?

Неужели государству важна только пресловутая «бумажка», именуемая дипломом. Многие серьезные работодатели уже давно на наличие диплома не обращают внимания. Приходит соискатель, с ним проводится беседа, и по результатам беседы принимается решение о его трудоустройстве. Помните, в самом начале я сказал: образования и образованных людей много не бывает. Все эти люди будут приносить пользу своей стране независимо оттого, есть у них диплом или нет. Мы должны стать страной интеллектуалов.

Теперь о лекторах! Они могут ежегодно (или раз в полгода) обновлять свои работы, дополнять их, делать еще привлекательнее. Лекции могут читать также известные и опытные люди в стране.

Предвидя критику в свой адрес, сразу оговорюсь: конечно, практические занятия никто не собирается отменять. Там, где нужна практика, например в той же медицине, археологии, биологии, химии, физике, она будет проводиться, возможно, даже более интенсивно за счет сэкономленных средств. Я предложил пока саму концепцию. Безусловно, все это нужно очень тщательно проработать и там, где это возможно, исключить лишние «движения».

Сужу по себе: я порой лучше усваиваю материал, прочитав тот или иной учебник или посмотрев тематический документальный фильм, чем послушав лекцию полусонного бубнящего преподавателя. Спрашивается, а для чего я еду в вуз? Протирать штаны? Мне нужны знания или соблюдение каких-то формальностей?

В моем историко-фантастическом романе «Зов памяти» человек из XXXI века рассказывает, что у них уже давно нет обязательного посещения аудитории для того, чтобы послушать лекцию. Да и вообще там система образования совсем другая. Думаю, нам все равно рано или поздно придется уходить от старых методов и брать на вооружение достижение новых технологий. Кто еще 20 лет назад думал о том, что мы все станем фотографами (Instagram*), журналистами (LiveJournal), экспертами (Twitter) и т. п.? 

Технологии убежали далеко вперед, а мы все сидим в своих «пещерах» и слушаем, как правильно ловить мамонтов.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............