26 марта, воскресенье  |  Последнее обновление — 14:05  |  vz.ru

Кирилл Мартынов

 
Успешный российский философ, доцент НИУ ВШЭ. В 2003 году окончил Московский университет. Защитил диссертацию о современной американской философии сознания и искусственном интеллекте. Преподает political science в Академии народного хозяйства при президенте РФ. В разное время сотрудничал с Фондом эффективной политики Глеба Павловского, работал пресс-секретарем Федерального агентства по делам молодежи, выступал координатором либерального клуба “Единой России”. Уже в ранней юности начал редактировать. Сначала собственный блог, потом диссертацию, после чего стал главным редактором “Мнений.ру”. Печатался в газетах, глянцевых, а также толстых журналах. Библиофил, стоик, кибероптимист и афисионадо. В остальном предпочитает джаз. Блог Кирилла Мартынова.

Мнения

Зацикленность на политических обстоятельствах «дела Вороненкова» понятна, но плохо коррелирует с реальностью. Ни одна вменяемая спецслужба мира никогда не будет вербовать уголовников, неудачников и лохов.
Обсуждение: 81 комментарий

Кто-то идет в лагерь, другой берется его охранять, но любовь к Родине от этого не становится меньше. Делюсь с вами рецептом такой любви великого, на мой взгляд, поэта.
Обсуждение: 167 комментариев

Сегодняшняя встреча Путина и Ле Пен в Кремле – демонстрация серьезного запроса российской власти и французской оппозиции на альтернативную политическую повестку дня по формуле «Свобода – Родина – Порядок». Декларация о намерениях.
Обсуждение: 8 комментариев

Я долдоню это, как дятел, уж которую колонку подряд. Если вас зовут повозмущаться какой-нибудь мерзостью («вот молодежь тупая, вот страна в пропасть летит»), задумайтесь, прежде чем принять приглашение.
Обсуждение: 152 комментария

Рассматривать идею о «принятом решении» интегрировать Донбасс в Россию стоит как пробный шар – попытку узнать мнение народное на сей счет. Реакции в социальных сетях по этому поводу разные.
Обсуждение: 6 комментариев

За без малого три десятилетия жизни врозь выросло поколение, для которого русские – пусть родственный, но отдельный народ. Особого рассказа заслуживает, как представляет молодежь свою белорусскую уникальность.
Обсуждение: 330 комментариев

Мораль же истории в том, что лучше быть живым и сидеть на нарах, чем умереть пешкой в чужой политической игре в эмиграции. Век беглых депутатов без солидной крыши очень недолог.
Обсуждение: 91 комментарий

В Харьковскую область пришла война с взрывами, осколками и сидением в подвалах. Был ли это умысел армейского руководства ВСУ, цель которого – скрыть что-то на складах, или же диверсия со стороны военнослужащих ЛДНР и России?
Обсуждение: 13 комментариев

Позавчера и вчера все СМИ радостно обвиняли Трампа и его команду в постоянном вранье, воодушевленно ссылаясь, по словам CNN, на «сенсационные» откровения директора ФБР. Сегодня ситуация внезапно изменилась.
Обсуждение: 17 комментариев

Самойловой есть чем гордиться: самим фактом своего присутствия она так наглядно продемонстрировала всему миру, чего стоят «западный гуманизм» и прочие европейские ценности, как это практически никому до нее не удавалось.
Обсуждение: 12 комментариев

Кирилл Мартынов: Короли Лос-Сантоса

9 октября 2013, 09:30

Версия для печати

Видеоигра Grand Theft Auto 5 собрала в течение первых трех дней продаж более $1 млрд, став тем самым наиболее успешным медиапроектом в истории. Почему люди на это подсаживаются?

Выход третьей части Grand Theft Auto в далеком уже 2001 году стал настоящим прорывом в индустрии видеоигр. GTA III впервые объединила в себе два концептуальных и технологических решения, которые в значительной степени определили главный вектор развития отрасли на ближайшее десятилетие. В игре был открытый мир, в котором игрок мог делать все, что ему вздумается, и революционная трехмерная графика, моделирующая целый город. Эффект погружения был ошеломляющим. Для многих игроков того поколения их похождения в Либерти-Сити, компьютерном двойнике Нью-Йорка, стали одним из самых ярких и личных впечатлений юности.

Разработчики из Rockstar Games не скрывали, что на создание игровой динамики, предполагающей фланирование персонажа по городу, их вдохновила классическая Elite – векторная сага о вольном космическом торговце из 80-х. Некоторые создатели движка GTA III в прошлом даже непосредственно работали над сиквелом Frontier: Elite II, которая вышла на платформе Amiga и умерла вместе с ней. Механика поисков работы или заданий, основного компонента игры, в Elite и GTA по сути идентична. Однако перенос места действия из далекого космоса в мегаполис конца XX века приблизил игру к реальности, сделал ее более насыщенной и разнообразной. Примечательно, что GTA изначально создавалась как вариация на тему «казаков-разбойников». Игроки должны были выбирать для себя роль полицейского или преступника, от чего зависел дальнейший геймплей. Быстро выяснилось, что копов никто не выбирает. Все хотели быть плохими парнями. Так в игре остались только разбойники и родилась кровавая свобода, разгул криминала и насилия в городских пейзажах – фирменная черта серии.

В 2011 году Rockstar Games объявила о начале работы над продолжением игры – GTA 5. Игра вышла спустя почти два года, нынешней осенью. При бюджете в $265 млн уже за первый день продаж 17 сентября она принесла своим создателям более $800 млн, а через трое суток после релиза доходы от продаж составили более $1 млрд. Это сделало GTA 5 самым коммерчески успешным медиапроектом за всю историю человечества. Rockstar Games опередила не только своих конкурентов и другие видеоигры, но и – что более примечательно – голливудские фильмы. Прежний лидер «Аватар» собрал первый миллиард долларов за 17 дней, а общая сумма сборов ленты Джеймса Кэмерона составила $2,8 млрд. У GTA 5 за счет рынка ПК, на котором она пока не представлена, аддонов, дополнительных платных пакетов и разнообразной сувенирной франшизы есть все шансы в самом ближайшем будущем превзойти этот показатель.

Выход игры сопровождался грандиозными волнениями фанатов и публикацией в Сети астрономического количества материалов, посвященных проекту. По запросу GTA 5 Google находит сейчас более 41 млн страниц. Хороших игр в последние годы выходило немало, но даже самым успешным из них далеко до ажиотажа вокруг GTA 5. Почему люди подсаживаются на это? Это, по-моему, очень интересный вопрос из сферы социальной психологии. Когда речь заходит о таких деньгах и таком количестве человеческого времени, мы уже не можем объяснить все просто качественным геймплеем. Тут должно быть нечто большее.

Лос-Сантос, в котором разворачивается действие GTA 5, – это хорошо узнаваемый Сан-Франциско, живой и громадный. Город полон людьми, занятыми своими делами, так что вы можете просто ездить по окрестностям и дивиться на происходящее, наплевав на любые игровые цели и сюжет. Разработчики внимательны к деталям, тщательно проработали каждую сцену, свидетелем и участником которой вы становитесь. Впрочем, этим в играх в жанре sandbox (открытого пространства, где герой может делать что угодно) сегодня вроде бы никого не удивить. В конце 2011 года вышла, например, Skyrim, пятая часть не менее великой, чем GTA, серии The Elder Scrolls, также создавшая вокруг себя гигантское сообщество фанатов и рассказывающая о полностью вымышленном мире, проработанном до мелочей.

Но GTA 5 оказалась успешнее любых историй про высоких эльфов и драконов, потому что она демонстрирует и высмеивает наш реальный мир. В нем есть, например, реклама нелепых гаджетов iFruit или издевательская критика американских консерваторов. В GTA 5 нам показывают и дают разрушать современное западное общество, выставляя его одновременно грандиозным, смешным и жалким. Смысл происходящего состоит именно в том, что здесь никто не хочет быть полицейскими, никто не хочет быть хорошим парнем.

В 60-е годы прошлого века в Германии была разработана так называемая критическая теория, применившая методы Маркса к современному обществу, которое состоит из в целом довольных жизнью и пассивных потребителей (именно поэтому в нашем обществе так популярны разговоры об «активном образе жизни»). Критическая теория предполагала, что за ширмами изобилия и свободы выбора в действительности скрываются новые формы тирании со стороны массовой культуры, а существование человека сведено к единственной функции – потребления. То, что пятьдесят лет назад было философскими трактатами, в последние двадцать лет превратилось сначала в развлекательные фильмы вроде «Бойцовского клуба», а затем стало видеоигрой. Возможно, главная ирония GTA 5 состоит в том, что критика общества потребления сегодня возможна лишь в виде самой продаваемой в истории видеоигры.

Любая игра – это набор правил, но также и набор способов преодолевать правила. В этом смысле у GTA 5 нет равных. Местные правила предлагают преодолевать все те границы, которые существуют для нас – добропорядочных обывателей – в реальном мире. Смысл игры состоит в том, чтобы нарушать правила. Тут можно красть, грабить и взрывать полицейские вертолеты при помощи ракет. Более того, мир GTA содержит в себе целый букет ужасных преступлений против современной морали: здесь нормально быть грубым, асоциальным, сексистом, демонстрировать склонность к насилию и одновременно высмеивать все это.

О насилии и компьютерных играх много говорят, причем обычно в совершенно стандартной связке: игры есть причина насилия. Несколько лет назад группа социологов провела простейшую попытку проверить эту гипотезу научно. Для начала они наложили друг на друга два графика: даты выхода основных видеоигр сезона и криминальную статистику Нью-Йорка за тот же период. Как и ожидалось, корреляция была обнаружена: она состояла в том, что во время выхода игр уровень преступности снижался. Неудивительно, если подумать. Довольно трудно одновременно совершать преступления и играть в GTA.

Скандальный современный философ Славой Жижек, пожалуй, дополнил бы эти рассуждения. Он противопоставляет два вида насилия. С одной стороны, это то субъективное насилие, о котором говорят по телевизору политики, например, терроризм или преступность. Оно существует эпизодически, и чаще всего мы никак не сталкиваемся с ним, а только слышим о нем в новостях. Но, с другой стороны, существует гораздо более сложное явление, о котором мы предпочитаем не говорить, хотя и встречаемся с ним ежедневно. Жижек называет его объективным насилием, которое существует в качестве фона для современного мира. Это, в первую очередь, имущественное неравенство, приводящее к тому, что миллиард богатых землян получает пищу, энергию, образование и медицинское обслуживание за счет всех остальных жителей планеты, обреченных словно в фильме «Элизиум» с завистью наблюдать за этой жизнью небожителей. Это также ситуация, в которой вы не можете купить квартиру в течение всей трудовой жизни, потому что сделка, которую вы предлагаете, не слишком выгодна для банкира. Это еще и история о том, как женщины по всему миру занимаются неоплачиваемым домашним трудом, обслуживая мужчин. Что такое терроризм по сравнению с мытьем посуды? Такому – объективному – насилию компьютерные игры не учат, чего совсем не замечают их критики.

Тот факт, что самая успешная видеоигра на планете является power fantasy и по сути симулятором насилия в реалистическом сеттинге, безусловно, сообщает нечто о нашей цивилизации. На поверхности здесь лежат привычные тезисы о потери морали и культуры, но это только одна сторона медали. Можно представлять GTA как грезы офисного пролетариата, неудачников, работающих по восемь часов в день и еще восемь посвящающих пиву, жалобам на жизнь, телевизору и компьютерным играм (нет ли у вас таких знакомых случайно?), и это будет правдой. Критика современного мира, представленная в GTA, в этом случае становится рекурсивной, она включает в себя появление в этом мире сверхпопулярных видеоигр о преступниках. Тогда мир Лос-Сантоса будет указывать на забвение свободы, на бегство от реальности. Он встраивается в череду аналогичных фантазий, уходящих корнями в конец 90-х годов прошлого тысячелетия: среди них, помимо «Бойцовского клуба», например, еще «Матрица». Это истории, которые объединяет наше желание наблюдать за тем, как уничтожается Система, а мы, сильные и свободные, плюем на ее могилу.

Другая часть этой истории открывается через исследование внутренней структуры GTA. Людям не нравятся шутеры, в которых сюжет развивается через набор скриптов. Главная ценность Лос-Сантоса – это по-прежнему свобода. Открытый мир, бесконечное количество доступных действий, нелинейный сюжет – что если это не случайные части успеха GTA 5, а именно то, что обеспечивает проекту коммерческую прибыль. Торговля здесь идет ощущением свободы, духом свободы, в конечном счете самой свободой – в той мере, в которой ее переживание в игре неотличимо от реального опыта свободы. Забудьте о старых различиях виртуального и реального, человек мыслит и чувствует в равной степени, вне зависимости от того, где он сейчас существует – сидит в студенческой аудитории или прокачивает своего аватара в World of Warcraft. Представьте себе, что в последнем у вас появилась суперспособность – вы можете уничтожить игровой мир со всеми его персонажами и стать единоличным владельцем всего. Отказ от этой возможности будет реальным опытом свободы. GTA 5, идеальная игра в жанре sandbox, возможно, учит нас именно этому. В этой видеоигре у нас нет начальства, мы действуем автономно, используя лишь собственный разум.

В прежние времена молодые люди учились вести себя на свиданиях по голливудским фильмам, сравнивая себя с актерами. Теперь требуются новые инструменты безболезненного сбора эстетических образцов и этического опыта. Взрослеющим людям Запада и Востока нужна песочница свободы. Сегодня вы учитесь выбирать контракт в GTA 5, а завтра пойдете выбирать будущего президента для своей страны. Главное, научиться действовать без указаний со стороны старших товарищей.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Общественное мнение: Марин решила действовать в открытую

Сегодняшняя встреча Путина и Ле Пен в Кремле – демонстрация серьезного запроса российской власти и французской оппозиции на альтернативную политическую повестку дня по формуле «Свобода – Родина – Порядок». Декларация о намерениях. Подробности...

Лев Пирогов: Гипс накладывают, клиент приезжает

Я долдоню это, как дятел, уж которую колонку подряд. Если вас зовут повозмущаться какой-нибудь мерзостью («вот молодежь тупая, вот страна в пропасть летит»), задумайтесь, прежде чем принять приглашение. Подробности...
Обсуждение: 76 комментариев

Вадим Самодуров: Киев сам руками и ногами отталкивает от себя Донбасс

Рассматривать идею о «принятом решении» интегрировать Донбасс в Россию стоит как пробный шар – попытку узнать мнение народное на сей счет. Реакции в социальных сетях по этому поводу разные. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Татьяна Шабаева: Прославление белорусской уникальности

За без малого три десятилетия жизни врозь выросло поколение, для которого русские – пусть родственный, но отдельный народ. Особого рассказа заслуживает, как представляет молодежь свою белорусскую уникальность. Подробности...
Обсуждение: 283 комментария

Общественное мнение: Кто бы ни убил Вороненкова, этого следовало ожидать

Мораль же истории в том, что лучше быть живым и сидеть на нарах, чем умереть пешкой в чужой политической игре в эмиграции. Век беглых депутатов без солидной крыши очень недолог. Подробности...
Обсуждение: 62 комментария

Иван Лизан: В Харьковскую область пришла война

В Харьковскую область пришла война с взрывами, осколками и сидением в подвалах. Был ли это умысел армейского руководства ВСУ, цель которого – скрыть что-то на складах, или же диверсия со стороны военнослужащих ЛДНР и России? Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Михаил Герштейн: Все врут

Позавчера и вчера все СМИ радостно обвиняли Трампа и его команду в постоянном вранье, воодушевленно ссылаясь, по словам CNN, на «сенсационные» откровения директора ФБР. Сегодня ситуация внезапно изменилась. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Александр Чаусов: Самойлова споет еще не раз и не два

Самойловой есть чем гордиться: самим фактом своего присутствия она так наглядно продемонстрировала всему миру, чего стоят «западный гуманизм» и прочие европейские ценности, как это практически никому до нее не удавалось. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Денис Селезнев: Почему украинская власть рушит собственную экономику

Люди, которые искренне удивляются тому, как нынешняя украинская власть и патриотические круги крушат собственную экономику, не понимают идейной, да и экономической подоплеки происходящих событий. Подробности...
Обсуждение: 47 комментариев

Андрей Айвазов: Вход – рубль, выход – два

Ситуацию с Brexit можно сопоставить с конфликтом в семейной паре: Германия считает, что нельзя разводиться, поскольку это финансово невыгодно, Британия хочет свободы и новых возможностей, которые отказ от ЕС может дать. Подробности...
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............