25 мая, суббота  |  Последнее обновление — 04:36  |  vz.ru
Разделы

Тереза Мэй покинула театр абсурда

Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Тереза Мэй уходит побежденной. Она не смогла решить поставленную перед собой задачу, и слезы на ее глазах во время заявления об отставке – свидетельство того, насколько серьезно она воспринимает свое поражение. Что будет дальше? Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

БДСМ на выпускном честнее советских школьных скреп

Сергей Мардан, публицист
Логика советского выпускного была надежной, как фундамент под Чернобыльской АЭС. Твой жизненный горизонт был ясен и чист, хотя и однообразен, как квартал пятиэтажек. Сейчас же 17-летний с опаской выглядывает из-за школьных ворот. Подробности...
Обсуждение: 80 комментариев

Ковровые блокировки корпорации добра

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Свобода слова? Банковская тайна? Независимость прессы? Свобода предпринимательства и распространения технологий? Забудьте. Это все стоит не больше, чем щелчок пальцев правительства одной страны. И мы знаем эту страну. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

    Тереза Мэй со слезами на глазах объявила об отставке

    Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в пятницу объявила о своей скорой отставке с поста лидера Консервативной партии и, соответственно, с поста главы правительства. Свои полномочия она сложит 7 июня. Во время своей речи Мэй не смогла сдержать слез.
    Подробности...

    Зеленский стал шестым президентом Украины

    Экс-шоумен Владимир Зеленский вступил в должность президента Украины. В первой речи в новом качестве он назвал всех украинцев президентами, пообещал добиться мира в Донбассе, приведя в пример сборную Исландии по футболу, и распустил Раду
    Подробности...

    Умерла самая сердитая кошка интернета

    Грампи Кэт - самая сердитая кошка интернета и героиня многочисленных мемов умерла 14 мая на руках у своей хозяйки в возрасте семи лет. Причиной смерти стала инфекция мочевого пузыря. Настоящая кличка кошки - Соус Тардар
    Подробности...
    Обсуждение: 4 комментария

        НОВОСТЬ ЧАСА:Российский ударный беспилотник «Охотник» впервые поднялся в воздух

        Екатерина Сальникова

         
        Екатерина Сальникова (1969) закончила театроведческий факультет ГИТИСа (РАТИ) в 1991 году. Критик, исследователь культуры. Публикуется с 1989 года. Лет десять писала о театре во все московские театральные издания. В 1990 году провела несколько месяцев на стажировке в Дублине, в Тринити-колледже. После чего сформулировала для себя разницу между Россией и Западом: «В России жить невозможно, но очень хочется. На Западе жить возможно и даже прекрасно, только жить совсем не хочется». С 1994 года работает в Государственном институте искусствознания в отделе художественных проблем СМК. Написала книгу «Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы» (М., 2001). В 2000–2002 годах – телекритик, кинообозреватель «Независимой газеты». Недавно завершила книгу «Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х». Относится к телевидению как к одушевленному организму, который имеет свои суждения о действительности. ТВ живет в обществе и поэтому не может не зависеть от общества. Оно – портрет наших иногда бессознательных рефлексий, а телекритика – попытка сформулировать суть телерефлексий «открытым текстом».

        Мнения

        Тимофей Бордачёв
        Тереза Мэй уходит побежденной. Она не смогла решить поставленную перед собой задачу, и слезы на ее глазах во время заявления об отставке – свидетельство того, насколько серьезно она воспринимает свое поражение. Что будет дальше?
        Обсуждение: 8 комментариев

        Сергей Мардан
        Логика советского выпускного была надежной, как фундамент под Чернобыльской АЭС. Твой жизненный горизонт был ясен и чист, хотя и однообразен, как квартал пятиэтажек. Сейчас же 17-летний с опаской выглядывает из-за школьных ворот.
        Обсуждение: 80 комментариев

        Игорь Мальцев
        Свобода слова? Банковская тайна? Независимость прессы? Свобода предпринимательства и распространения технологий? Забудьте. Это все стоит не больше, чем щелчок пальцев правительства одной страны. И мы знаем эту страну.
        Обсуждение: 28 комментариев

        Сергей Худиев
        Психотренинги часто гораздо опаснее, чем хирургические операции. Тем не менее вполне адекватные люди ходят на них толпами, не задумываясь о последствиях. Это же так удобно – измениться, не делая для этого ничего. Но так не бывает.
        Обсуждение: 45 комментариев

        Андрей Бабицкий
        Сравнивать Путина и Зеленского – все равно что сравнивать мощный авиалайнер и игрушечную модель самолета. К тому же как тут не вспомнить другого кумира либералов и «антагониста» Путина – Михаила Саакашвили. Ну и где он теперь?
        Обсуждение: 68 комментариев

        Ирина Алкснис
        Сами того не заметив, мы оказались в новой реальности. Наше государство больше не скрывает свою работу по борьбе с терроризмом, напротив – активно о ней рассказывает. Это значит только одно: ситуация стала полностью подконтрольной.
        Обсуждение: 19 комментариев

        Геворг Мирзаян
        Война США против китайской компании Huawei может привести к концу глобализации. А значит, и к концу американского лидерства в мире, основанного как раз на этой глобализации.
        Обсуждение: 24 комментария

        Дмитрий Соколов-Митрич
        В течение минимального для социологии времени один и тот же город качнулся от одного доминирующего мнения к другому доминирующему мнению. Такое вообще бывало еще когда-нибудь в истории социологических замеров?
        Обсуждение: 146 комментариев

        Владимир Добрынин
        В Испании неожиданно обнаружили, что американский кинематограф выставляет в роли злодеев не только русских, но и другие европейские народы, в частности, испанцев. Страшно этому удивились, а что делать – не знают.
        Обсуждение: 19 комментариев

        Валерий Коровин
        Сколько ни называй население РФ нацией, сколько ни тверди о создании общероссийской гражданской политической нации «россиян», а логика подсказывает, что все это не совсем так. Даже интуиция – и та кричит: а как же русский народ?
        Обсуждение: 73 комментария

        Екатерина Сальникова: «Шпиономания», – подумал Штирлиц

        9 февраля 2008, 12:01
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        На этой неделе наше телевидение отпраздновало юбилей Вячеслава Тихонова. А вместе с этим, можно считать, состоялся очередной праздник реабилитации шпионской темы в популярной культуре.

        «Семнадцать мгновений весны» – лишь наиболее яркий пример нового поворота шпиономании в отечественном кино.

        Еще до фильма Татьяны Лиозновой был снят в своем роде шедевр Саввы Кулиша «Мертвый сезон». И до начала 1980-х процветало ремесло – «Рокировка в длинную сторону», «Ошибка резидента» с тремя продолжениями, «Их знали только в лицо», «Путь в Сатурн» и т. д. вплоть до «ТАСС уполномочен заявить».

        Глядя одну из подобных картин после старого праведного блокбастера «Тайна двух океанов», где про плохих шпионов, меня еще в детстве осенило. Кто такой хороший разведчик? Это просто наш шпион! А для «них» этот наш хороший разведчик – злой шпион.

        Все зависит от того, с чьей точки зрения снимать кино, а потом его смотреть.

        Если в 1950-е годы наши фильмы активно источали ненависть к чужим шпионам, в последующие десятилетия решили, что продуктивнее всерьез любить своего разведчика, то есть хорошего, нужного шпиона с полезной для нашей страны миссией. Тем самым непроизвольно произошло признание общности политических методов воздействия у советского государства и у империалистического Запада.

        С тем и живем.

        «Штирлиц перевешивает все остальные роли Тихонова именно как центральный образ той эпохи»

        Тихонов – наша национальная гордость, потому что Штирлиц – наш национальный герой, и, если можно так выразиться, отпущение старых советских грехов ради создания новых долгоиграющих мифов.

        Штирлиц перевешивает все остальные роли Тихонова именно как центральный образ той эпохи.

        В «Семнадцати мгновениях весны» бесполезно искать исторические несоответствия – их полно в каждом кадре, на каждом шагу. Но ведь это не документальное кино.

        «Семнадцать мгновений весны» не стоит ругать за прославление всяческих структур госбезопасности, не в этом соль картины. Соль в том, что эти самые структуры не воспрепятствовали появлению Штирлица и не сочли его образ неблагонадежным. Значит, сами структуры тоже теряли твердокаменность.

        Со Штирлица начался период бессознательного, спонтанного эстетического отхода от строгой советской идеологии.

        Стоит внимательнее рассмотреть фигуру Штирлица – и станет ясно, что закат советского уклада неминуем. О каком киногерое, кроме Штирлица, столько анекдотов? Только о Чапаеве. Но Штирлиц не Чапаев, он полная ему противоположность.

        Штирлиц никуда не несется на боевом коне и перед народом не выступает – он разведчик-одиночка.

        Эта социальная роль – как бальзам на душу в эпоху разочарования в коллективизме. Ведь разведчик вместе с работой в чужом тылу получает и некоторую свободу от родного государства, от властей, от всей рутинной иерархии начальства и сослуживцев. Приятно работать, когда свои не мешают...

        Герой действует независимо, полагаясь на личную интуицию и развивая частную инициативу. Кино ценит и любит фигуру советского разведчика за «предлагаемые обстоятельства», активизирующие индивидуалистские навыки.

        Приятно спасать Родину, когда родное государство и родная обыденность предельно удалены и не давят на героя своим несовершенством и своими условностями.

        Образ Штирлица исподволь демонстрирует удаленность от типажно-фактурных признаков настоящего советского военного. Штирлиц не может напиться, невовремя проснуться или появиться на людях в неподпоясанной гимнастерке. Он пунктуален, корректен и здоров, как идеальный ариец, но только с русскою душой. Однако душа эта никогда не бывает в неглиже.

        Такими бывают чиновники из высшего дворянского сословия, во многих поколениях приученные совмещать дельность со светскостью, исполнительность с непринужденностью общения.

        Наконец, в Штирлице удивляет сознание ежеминутной опасности – вместе с полным отсутствием страха на уровне рефлекса, непосредственных эмоций. Свой аристократизм и свою интеллигентность он несет спокойно, с достоинством и без апломба.

        #{photos}

        Все выказывает в Штирлице человека, чей гармоничный образ жизни ни разу не был нарушен или поруган.

        К чему я, собственно, клоню. Штирлиц – он ведь никогда не жил в СССР, в реальности послереволюционного времени!

        Он не имеет никакого отношения к советским реалиям и к людям рабоче-крестьянского типа. Но именно такой герой, в котором нет ничего социально и классово-советского, сделал карьеру всенародного любимца – подчеркиваю, всенародного, а не любимца интеллигенции. А все потому, что народ уже был не тот, что раньше.

        Вместе с «Семнадцатью мгновениями весны» телезрители получили возможность интимного проникновения в то, о чем «подумал Штирлиц».

        Люди, предельно дистанцированные от своего государства, отодвинутые от власти, удаленные от многих правовых норм, в эпоху «почтовых ящиков» и железного занавеса, получили доступ к тайнам сразу двух государств.

        Когда такое происходит в обычной кинокартине, это событие из ряда вон. Когда на протяжении более десятка серий – это уже маленькая норма, маленькие каникулы от советской режимности.

        Этим форматом интимного погружения в государственные тайны и берет за душу телевидение. А потому – шпионы и разведчики были, есть и будут излюбленными типажами. Несмотря на то, что эпоха охоты на «врагов народа» миновала.

        И тем не менее, кто среди главных действующих лиц в многосерийном хите «Ликвидация»? Кто среди главных лиц в совсем недавно прошедшем «Последнем бронепоезде»? Они-они, плохие шпионы в нашем хорошем тылу, в наших погонах.

        Впрочем, шпионская тематика на сериальных расстояниях выявляет все лирические слабости времени, поскольку на одной авантюрности в сериале не проедешь.

        В сопоставлении с «Семнадцатью мгновениями...» все варианты нынешних шпионских телефильмов грустны и даже депрессивны.

        Опять же, видимо, потому что мы сейчас не те, что были в пору советского заката. А тут еще на телеканале «Звезда» снова прошла «Красная капелла»...

        Тихонов – наша национальная гордость
        Тихонов – наша национальная гордость

        Кого там жальче всего? Амбивалентного героя Горбунова, который кашляет и страдает от неизлечимой смертельной болезни. Но разве Штирлиц, равно как и Мюллер, могли всерьез заболеть?

        Никогда.

        Потому что тогда искусство не занималось проблемами неизбежной смертности человека. Оно занималось теми проблемами, на которые можно найти управу. И кашлять, да и то слегка, мог только глубоко эпизодичный рядовой солдат Третьего Рейха, подтверждающий, что видел Штирлица, когда тот... в общем, ясно.

        Кого еще жалко в «Красной капелле»? Беременную героиню Марины Могилевской. Ей до родов еще долго, а мы ее уже оплакиваем. Понятно, что ее ждет. А Кэтрин Кинн? Родила ребенка, подхватила второго, без пяти минут немецкую сироту, и скрылась в люке...

        И режиссура позволяет нам верить, что все обойдется. Ну а кем гордиться хочется в «Красной капелле», кто восхищает? Никто. Не до того. Очень боишься за них за всех. Потому что не герои они, а обычные люди, ввязавшиеся во что-то такое, что сильнее их.

        Вот этого, что сильнее его, – не было в мире Штирлица.

        Почему грустно, что Академика-Пореченкова все-таки разоблачили в «Ликвидации»? Потому что попутно очень много симпатичных уголовников пришлось угрохать. А они не совсем отпетые враги. Они – не фашисты.

        Размытость границ между своими и чужими лишает зрителя «Ликвидации» внутреннего комфорта, который восстанавливается при просмотре «Семнадцати мгновений...».

        Мы утратили врагов в чистом виде.

        Сложность социального мира вносит нервозность.

        Почему чувствуешь тоску и неловкость, глядя на злого немецкого шпиона-Соколова, в «Последнем бронепоезде»?

        Потому что очень уж неумело и слабо ему противостоят хорошие наши военные. Штатские соратники Штирлица и то умнее себя вели.

        В современных сериалах у нас действуют положительные люди, сильные, волевые, даже супермены. Но героизма в них нет, потому что нынешняя эпоха в него не верит.

        А что такое героизм с точки зрения эстетических условностей?

        Героизм – это когда действующее лицо совершает подвиги не только потому, что оно попало в экстремальную ситуацию, хочет спасти страну, мир или любимых.

        Героизм – не функционален. Это порода. Это когда человек абсолютно согласен на героический образ жизни и пожертвовать им он не может даже ради собственной жизни и личного счастья. Штирлица же спрашивали, не устал ли он...

        О чем думает Штирлиц, пока происходит его «бесконтактное» свидание с женой? Про это нам не сказали. Но мне всегда кажется, что Штирлицу ее жалко. Он знает, как ей трудно. (Ему-то – легко.)

        Он ей сочувствует, потому что она могла бы прожить с ним и без его миссии. А он без этой миссии не смог бы остаться собой. Другого счастья ему не надо.

        В случае же современных героев всегда кажется, что шпионская работа мешает их личному счастью. В конечном итоге, они жертвуют своим счастьем, чтобы нам было не скучно жить лицом к лицу с телевизором. И потому где-то в глубине души меня гложет чувство вины по отношению к таким героям с их вынужденным геройством.

        По отношению к Штирлицу не возникает ни чувства вины, ни даже опасения за его жизнь и здоровье.

        Для душевного равновесия я предпочитаю смотреть «Семнадцать мгновений весны», заедая ими новейшие телеопусы.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Тереза Мэй покинула театр абсурда

        Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
        Тереза Мэй уходит побежденной. Она не смогла решить поставленную перед собой задачу, и слезы на ее глазах во время заявления об отставке – свидетельство того, насколько серьезно она воспринимает свое поражение. Что будет дальше? Подробности...

        БДСМ на выпускном честнее советских школьных скреп

        Сергей Мардан, публицист
        Логика советского выпускного была надежной, как фундамент под Чернобыльской АЭС. Твой жизненный горизонт был ясен и чист, хотя и однообразен, как квартал пятиэтажек. Сейчас же 17-летний с опаской выглядывает из-за школьных ворот. Подробности...
        Обсуждение: 67 комментариев

        Ковровые блокировки корпорации добра

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Свобода слова? Банковская тайна? Независимость прессы? Свобода предпринимательства и распространения технологий? Забудьте. Это все стоит не больше, чем щелчок пальцев правительства одной страны. И мы знаем эту страну. Подробности...
        Обсуждение: 28 комментариев

        Берегите мозг от взлома

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Психотренинги часто гораздо опаснее, чем хирургические операции. Тем не менее вполне адекватные люди ходят на них толпами, не задумываясь о последствиях. Это же так удобно – измениться, не делая для этого ничего. Но так не бывает. Подробности...
        Обсуждение: 44 комментария

        Либералам не стоит сравнивать Зеленского с Путиным

        Андрей Бабицкий, журналист
        Сравнивать Путина и Зеленского – все равно что сравнивать мощный авиалайнер и игрушечную модель самолета. К тому же как тут не вспомнить другого кумира либералов и «антагониста» Путина – Михаила Саакашвили. Ну и где он теперь? Подробности...
        Обсуждение: 66 комментариев

        Терроризму в России сломан хребет

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Сами того не заметив, мы оказались в новой реальности. Наше государство больше не скрывает свою работу по борьбе с терроризмом, напротив – активно о ней рассказывает. Это значит только одно: ситуация стала полностью подконтрольной. Подробности...
        Обсуждение: 16 комментариев

        Почему атака США на Huawei была ошибкой

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Война США против китайской компании Huawei может привести к концу глобализации. А значит, и к концу американского лидерства в мире, основанного как раз на этой глобализации. Подробности...
        Обсуждение: 24 комментария

        Главным собором Екатеринбурга останется Ельцин-Центр

        Дмитрий Соколов-Митрич, журналист, писатель
        В течение минимального для социологии времени один и тот же город качнулся от одного доминирующего мнения к другому доминирующему мнению. Такое вообще бывало еще когда-нибудь в истории социологических замеров? Подробности...
        Обсуждение: 146 комментариев

        Голливуд заставил испанцев ощутить себя русскими

        Владимир Добрынин, журналист
        В Испании неожиданно обнаружили, что американский кинематограф выставляет в роли злодеев не только русских, но и другие европейские народы, в частности, испанцев. Страшно этому удивились, а что делать – не знают. Подробности...
        Обсуждение: 19 комментариев

        Является ли Россия империей

        Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз
        Сколько ни называй население РФ нацией, сколько ни тверди о создании общероссийской гражданской политической нации «россиян», а логика подсказывает, что все это не совсем так. Даже интуиция – и та кричит: а как же русский народ? Подробности...
        Обсуждение: 73 комментария
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............