23 ноября, четверг  |  Последнее обновление — 18:01  |  vz.ru
Разделы

Ирина Алкснис: Россиян действительно очень мало волнует политика

Когда говорят о специфике российского общества, частенько подмечают такие его особенности, как непредсказуемость и политическая спонтанность, отсутствие традиции системного взаимодействия с властью по актуальным и волнующим его проблемам. Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

Меркель неожиданно для всех оказалась в роли жертвы

Большинство немцев рады, что нашелся политик, который не побоялся выступить против Меркель. По прогнозам, теперь его партию на выборах ждет еще больший успех. А вот для Меркель это означает полное фиаско. Подробности...
Обсуждение: 46 комментариев

Андрей Бабицкий: Пару слов об общественной слепоте

Школьник из Уренгоя – это привет из 90-х прошлого века всем нам, смотревшим на Запад как на витрину достижений цивилизации. Да, в целом нам удалось преодолеть те иллюзии, но так ли велика в этом наша собственная заслуга? Подробности...
Обсуждение: 136 комментариев

    Определены победительницы конкурса «Топ-модель России — 2017»

    В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Топ-модель России — 2017» и «Топ-модель Plus — 2017». Задачей конкурса объявлено «установить российские стандарты красоты»
    Подробности...

    Умер певец Дмитрий Хворостовский

    Оперный певец Дмитрий Хворостовский умер на 56-м году жизни в Лондоне, в кругу семьи, после тяжелой болезни. Он завещал кремировать тело и захоронить прах в Москве и Красноярске. В этих городах уже думают об увековечении его памяти
    Подробности...

    Владимир Путин встретился с Башаром Асадом в Сочи

    Владимир Путин провел в Сочи встречу с сирийским лидером Башаром Асадом. Переговоры продолжались около четырех часов. В ходе встречи президенты согласились, что военная операция близка к завершению и теперь следует перейти к политическому урегулированию. Президент Сирии также передал Путину благодарность сирийского народа
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Стало известно о взрыве в месте исчезновения аргентинской подлодки

        Павел Руднев

         
        Павел Руднев (1976) закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. Крымовой). Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете». Сейчас Руднев находится на самой что ни на есть передовой театрального фронта, занимая должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Любит экспериментальное и смелое искусство, а в критике демонстративно традиционен.

        Мнения

        Когда говорят о специфике российского общества, частенько подмечают такие его особенности, как непредсказуемость и политическая спонтанность, отсутствие традиции системного взаимодействия с властью по актуальным и волнующим его проблемам.
        Обсуждение: 37 комментариев

        Большинство немцев рады, что нашелся политик, который не побоялся выступить против Меркель. По прогнозам, теперь его партию на выборах ждет еще больший успех. А вот для Меркель это означает полное фиаско.
        Обсуждение: 46 комментариев

        Школьник из Уренгоя – это привет из 90-х прошлого века всем нам, смотревшим на Запад как на витрину достижений цивилизации. Да, в целом нам удалось преодолеть те иллюзии, но так ли велика в этом наша собственная заслуга?
        Обсуждение: 136 комментариев

        В международной торговле мы отдаем результаты трех часов собственного труда (а в случае с чашкой кофе – даже пяти часов) за результат одного часа труда наших уважаемых партнеров. Всем ли ясны последствия?
        Обсуждение: 286 комментариев

        Открытие памятника императору Александру III в Ялте – а открывал его лично президент Владимир Путин – побуждает вспомнить о двух важнейших чертах правления этого государя.
        Обсуждение: 127 комментариев

        Позднесоветская практика заметания под ковер темы нацистской войны на уничтожение и подмены ее абстрактными гуманистическими соображениями находится в прямом противоречии с современными подходами к проработке прошлого.
        Обсуждение: 68 комментариев

        «Он нас предал!», «Мэра в отставку!», «Родителей посадить!», «Ладно, не сажайте, давайте просто уволим», «В СФ прокомментировали», «Прилепин возмущен», «Шабаш русофобии», «Как такое стало возможным?». Понятно, как стало возможным.
        Обсуждение: 130 комментариев

        Вне зависимости от того, пройду ли я на следующий этап, я считаю опыт участия в «Лидерах России» классным опытом. Этот конкурс не только изменит жизнь 300 победителей, но и – чуть-чуть! – встряхнет всех, кто участвовал. В хорошем смысле.
        Обсуждение: 24 комментария

        Опять это дурацкое сомнение: что же мы строим такое, если даже сейчас, после девяностых и нулевых, русские дети «по иностранному обмену» моментально превращаются в «агентов влияния»?
        Обсуждение: 105 комментариев

        В четверг на этой неделе американцы будут отмечать один из главных своих праздников – День Благодарения. Он открывает так называемый сезон празднований, который включает в себя Рождество и Новый год.
        Обсуждение: 14 комментариев

        Павел Руднев: Поколению дворников и сторожей

        30 января 2007, 14:10
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Валерия Фокина всегда отличали оригинальные репертуарные решения. Вот и сейчас, поставив пьесу Льва Толстого «Живой труп» в своем Александринском театре, он берет на вооружение «неприятную» классику – пьесу, в которой отсутствует умиление, гармония и благообразие. Фокин ставит Толстого как мученика идей и своего горького современника.

        Ставить пьесу «Живой труп» в Александринском театре – значит еще и невыигрышно спорить с легендой Николая Симонова, артиста, олицетворившего советский период главного театра Петербурга.

        Сегодня это еще и отчаянное противоборство нашему времени, которое с такими лузерами, как Федя Протасов, не церемонится – просто выбрасывает.

        Фокин в спектакле определяет Федю конкретно: Федя – бомж, «бич», асоциальный элемент, который стал таким не под ударом горестной судьбы, а по своему велению.

        «Живой труп» – это размышление о том, почему люди неожиданно «уходят» от мира.

        Первая мысль от такого «Живого трупа» – как же нужен Фокин и театральному Петербургу, и Александринскому театру.

        «Сегодня традиционное, академическое театральное искусство пребывает в растерянности: новая эпоха требует нового театра»

        Сегодня традиционное, академическое театральное искусство пребывает в растерянности: новая эпоха требует нового театра и не может не беспокоить вопрос эстетического выживания наших великих театральных академий. Как сохранить зрительский интерес и вместе с тем не превратиться в музей с поседевшей целевой аудиторией?

        Москвич Валерий Фокин в свой петербургский период претерпел серьезную и правильную эволюцию: сохранив смелость и задор авангардиста-экспериментатора, он ставит в Александринском театре спектакли чистые, позитивные, стройные, больше увлекаясь чисто профессиональными хитростями, подробной режиссурой, чем самореализацией.

        Фокин в Александринском театре «научился» быть классичным.

        В Москве в последние годы он так никогда не работал. Спокойный ритм его «Живого трупа» лишь изредка взрывается яркими, точными вспышками инакового театра – скорее «сновидческими» вкладками, чем полноценным авангардным высказыванием.

        Александринский театр сегодня оставляет впечатление действительно реформируемой, обновляемой классики.

        К славе города, «Живой труп» Валерия Фокина оказался еще и предельно петербургским спектаклем. Решительно отказываясь от цыганско-ресторанного колорита, песен и плясок, режиссер рассказывает нам чисто урбанистическую историю, историю о городе контрастов, гламурных верхов и злачных низов, куда бегут не столько от нищеты, сколько от совести.

        Мир Протасовых и Карениных, которого бежит Протасов, изображен изящной светской коллекционной компанией, подчиняющейся ритму жизни в свете, нормам общения в дворянской среде, законам риторики.

        Здесь тон задает, конечно, князь Абрезков – изысканная, «дворянская» работа Николая Мартона. Это «общество спектакля», по названию одноименной книги Ги Дебора. Общество, воспринимающее чужой мир как спектакль, умеющее постигать вещи только коллективным разумом, коллективной моралью, установленным законом.

        Фокин заставляет это высшее петербуржское общество как бы обступать Протасова-беглеца, наблюдать за его жизнью свысока – когда Федя в самом финале застрелится, чтобы освободить свою семью, кто-то скажет, как в театре: «Браво».

        Сухо так, скупо.

        Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин во время предпремьерного показа нового спектакля «Живой труп» в Александринском театре
        Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин во время предпремьерного показа нового спектакля «Живой труп» в Александринском театре
        Художник Александр Боровский строит на сцене внутренние коридоры доходного дома эпохи модерн. Мозаичный витраж на заднике. Массивные лестничные пролеты с чугунными кружевами декора. Лифт, спускающийся с колосников. Гремящие полы из металлической сетки.

        С одной стороны, путаница лестниц – аллегория тщетной суеты делового имперского Петербурга, заменившей Протасову семейный уют; с другой стороны, техногенная «движущая» декорация, своими острыми углами, разумеется, моментально адресующая к опытам Всеволода Мейерхольда.

        Это какой-то гремящий, гулкий и неподвижный, тупой лестничный агрегат – нечто техническое, зловещее, молохообразное. Вверх-вниз ходит лифт, который подымает с сырых, гниющих низов (для Фокина важна фигура лифтера – гнилого человека, который и «сдает» Протасова полиции) к сытым, уютным, теплым верхам.

        Петербург – город контрастов.

        Мир Феди Протасова, «беженца», «бича», «уклониста», сам собой «выезжает» к зрителю откуда-то снизу, из люка, – узкая неприбранная платформа, закрытая грубой сеткой-рабицей, унылый закуток два на три метра.

        Лампочка без абажура, грубый кран с холодной водой. То ли тиристорная, из которой управляют лифтом на сцене, то ли дворницкая, то ли теплоцентраль. То ли кочегарка.

        Фокин совершенно неожиданно «передает привет» еще одной сегодня немного подзабытой ленинградской мифологии – «поколению дворников и сторожей», эскапизму эпохи русского рока.

         Актер Николай Мартон в роли князя Абрезкова на предпремьерном показе нового спектакля «Живой труп»
        Актер Николай Мартон в роли князя Абрезкова на предпремьерном показе нового спектакля «Живой труп»
        Нельзя забывать и того факта, что москвичу Фокину в Петербурге, уверен, очень тяжело чувствуется. Он варяг и никогда своим не станет – ясно дело, что москвич, работающий в Петербурге, будет всегда восприниматься «на понижение»: как, к примеру, провинциал, уехавший в столицу и затем снова вернувшийся на Родину, когда с карьерой не вышло.

        Валерий Фокин поставил спектакль о добровольной «выброшенности» из жизни. Когда сам человек не в силах избавиться от положения «чужака» и только его усугубляет.

        Протасов опускается на дно жизни, разлучаясь с высшим светом. В его мотивации нет ничего беспутного – Фокин решительно не допускает на сцену цыганского, пьяного, веселого, разухабистого.

        Протасова его одинокая жизнь не веселит – напротив, клонит к земле. Спутница Феди Маша (Юлия Марченко) – скорее институтка, сестра милосердия, патронажная сестра, чем любовница. Принесет еду, нацедит сок алоэ, умоет мужика и пойдет себе к другому горемыке, того обслуживать. Ни о какой страсти и сексуальной горячке тут и речи быть не может.

        Протасов Сергея Паршина – хронический молчун, аутист, вышедший из игры странничек божий, по сути ленинградский «митёк». Мир верхних этажей ему оказался противен до жути, его бегство – бегство от стыда за свою жизнь в приличном «обществе спектакля».

        И мир тот не слишком уж гадкий, не слишком плох, но бывают такие люди – не хотят играть ни в какие социальные игры. Общество устроено неверно – человек сам себе не предоставлен. Но по замечанию теоретиков марксизма, из «общества спектакля» навсегда уйти нельзя. И именно поэтому на гибель Протасова будут слышны аплодисменты и крики «браво». И эта смерть будет поглощена и съедена урбанистическим сплином. Молохом имперского города.

        Спектакль по пьесе Льва Толстого «Живой труп» в постановке Валерия Фокина прошел в Александринском театре
        Спектакль по пьесе Льва Толстого «Живой труп» в постановке Валерия Фокина прошел в Александринском театре
        Фокин лишает «Живой труп» цыганской этнографической удали, этого непременного «оживляжа», «попсовой» краски, которую Толстой, любивший цыган, в пьесу закладывал совершенно целенаправленно. В спектакле звучит та самая «Невечерняя» – но в авангардной, джазовой обработке Леонида Десятникова.

        Но цыганский колорит Валерий Фокин убирает не столько потому, что сегодня он совсем не ассоциируется с пьяным бегством Феди Протасова. Скажем, проблема развода (как правильно развестись, чтобы избежать позора; почему нужно застрелиться, чтобы освободить жену) более непонятна современному зрителю, нежели цыганское поведение. Женись на ком хочешь и разводись с кем хочешь.

        Фокин лишает Сергея Паршина самых серьезных монологов на «цыганскую» тему, но оставляет в спектакле тему невозможного гармоничного развода. Ему, если угодно, нужен бунт не социальный, не против пошлости закона. Ему интересен бунт простого человека против... самого себя.

        Вот жил человек в гармонии с миром и вдруг... ррраз – и вылетел. Стыдно жить в «обществе спектакля», меняет он жизнь размеренную на жизнь кочевую, обретая ценность, наверное, самого себя.

        «Стыдно» – вот ключевое слово для Протасова.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Меркель неожиданно для всех оказалась в роли жертвы

        Большинство немцев рады, что нашелся политик, который не побоялся выступить против Меркель. По прогнозам, теперь его партию на выборах ждет еще больший успех. А вот для Меркель это означает полное фиаско. Подробности...

        Андрей Бабицкий: Пару слов об общественной слепоте

        Школьник из Уренгоя – это привет из 90-х прошлого века всем нам, смотревшим на Запад как на витрину достижений цивилизации. Да, в целом нам удалось преодолеть те иллюзии, но так ли велика в этом наша собственная заслуга? Подробности...
        Обсуждение: 67 комментариев

        Антон Любич: Почему в России самый дорогой в мире латте из кофейни «Старбакс»

        В международной торговле мы отдаем результаты трех часов собственного труда (а в случае с чашкой кофе – даже пяти часов) за результат одного часа труда наших уважаемых партнеров. Всем ли ясны последствия? Подробности...
        Обсуждение: 245 комментариев

        Сергей Худиев: Что для нас сегодня может означать пример Александра III?

        Открытие памятника императору Александру III в Ялте – а открывал его лично президент Владимир Путин – побуждает вспомнить о двух важнейших чертах правления этого государя. Подробности...
        Обсуждение: 90 комментариев

        Александр Дюков: Правильная риторическая конструкция, которой надо обучать не только школьников

        Позднесоветская практика заметания под ковер темы нацистской войны на уничтожение и подмены ее абстрактными гуманистическими соображениями находится в прямом противоречии с современными подходами к проработке прошлого. Подробности...
        Обсуждение: 67 комментариев

        Глеб Кузнецов: Мальчик Коля озвучил официальную российскую версию

        «Он нас предал!», «Мэра в отставку!», «Родителей посадить!», «Ладно, не сажайте, давайте просто уволим», «В СФ прокомментировали», «Прилепин возмущен», «Шабаш русофобии», «Как такое стало возможным?». Понятно, как стало возможным. Подробности...
        Обсуждение: 121 комментарий

        Анна Федорова: Я иду к тебе, государство

        Вне зависимости от того, пройду ли я на следующий этап, я считаю опыт участия в «Лидерах России» классным опытом. Этот конкурс не только изменит жизнь 300 победителей, но и – чуть-чуть! – встряхнет всех, кто участвовал. В хорошем смысле. Подробности...
        Обсуждение: 24 комментария

        Денис Тукмаков: Ущерб от этого «германского спича» едва ли не больший, чем от взрыва

        Опять это дурацкое сомнение: что же мы строим такое, если даже сейчас, после девяностых и нулевых, русские дети «по иностранному обмену» моментально превращаются в «агентов влияния»? Подробности...
        Обсуждение: 99 комментариев

        Дмитрий Дробницкий: Об индейке и ее зловещей роли в «празднике геноцида»

        В четверг на этой неделе американцы будут отмечать один из главных своих праздников – День Благодарения. Он открывает так называемый сезон празднований, который включает в себя Рождество и Новый год. Подробности...
        Обсуждение: 14 комментариев

        Евсей Васильев: Россия на кавказском направлении имеет три основные цели

        Учитывая союзнические обязательства России перед Арменией, а также тесные отношения между Баку и Анкарой, прямой вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном имеет все шансы привести к катастрофическим последствиям. Подробности...
        Обсуждение: 17 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............