30 марта, четверг  |  Последнее обновление — 03:39  |  vz.ru

Павел Руднев

 
Павел Руднев (1976) закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. Крымовой). Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете». Сейчас Руднев находится на самой что ни на есть передовой театрального фронта, занимая должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Любит экспериментальное и смелое искусство, а в критике демонстративно традиционен.

Мнения

Наверное, одна из наиболее серьезных наших общественных проблем – это атмосфера нетерпимости и ненависти, формируемая нашей свободолюбивой либеральной общественностью.
Обсуждение: 115 комментариев

Кампания в отношении ЧМ по футболу в России только началась. Фукс – это вторая крупная ласточка после фильма Би-би-си. Его предложение о бойкоте ЧМ по футболу в России никаким образом не связано с «общей безопасностью и соблюдением прав человека».
Обсуждение: 19 комментариев

По мере того, как светлый образ Европы и США, где «все абсолютно правильно и нам надо один в один как у них» обсыпался и потускнел, пришел черед баек про Азию. В роли сказочных царств теперь выступают Сингапур, Китай, Южная Корея и Тайвань.
Обсуждение: 30 комментариев

Канал Москва – Волга стал крупнейшей стройкой второй пятилетки, встав вровень с первой очередью московского метро. Громкий 80-летний юбилей канала Москва – Волга как настоящего символа импортозамещения был бы сегодня очень кстати.
Обсуждение: 39 комментариев

Молодежь ворвалась в политику – эта мысль на все лады склоняется в российском общественном мнении после митингов 26 марта. Еще немного, и в рождение «новой социальной группы» поверит политизированная часть общества. Но пока еще не поздно задать детский вопрос – а был ли мальчик?
Обсуждение: 763 комментария

Многие помнят старый длинный не очень приличный анекдот про то, как дикари поймали американца, русского и украинца и в качестве цены за свободу предложили заплатить миллион долларов, съесть мешок соли или быть изнасилованным всей мужской частью племени.
Обсуждение: 39 комментариев

Трамп изолирован, и кольцо вокруг сжимается. Его игра по успокоению конгрессменов с помощью диалога с большими компаниями ни к чему не привела. Хуже всего, что проблемы в Конгрессе совпали с решением ФРС повысить ставку.
Обсуждение: 9 комментариев

Практика отъема детей у родителей, уже укорененная в ряде западных стран, все больше становится обычной у нас. Но кроме практической оценки опасностей есть определенные идеологические влияния, которые отражают глобальные тренды, – и их нам стоит рассмотреть.
Обсуждение: 142 комментария

Несколько дней назад новосибирский губернатор ввел запрет на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по ряду профессий. За этой канцелярской формулировкой скрываются большие изменения.
Обсуждение: 29 комментариев

Организаторы воскресного несанкционированного митинга в Москве пообещали судиться «по каждому задержанию», участники восприняли это как «ура, нам дадут денег по суду». Что за участники? Именно те, кто пока не умеет внимательно слушать.
Обсуждение: 309 комментариев

Павел Руднев: Поколению дворников и сторожей

30 января 2007, 14:10
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Валерия Фокина всегда отличали оригинальные репертуарные решения. Вот и сейчас, поставив пьесу Льва Толстого «Живой труп» в своем Александринском театре, он берет на вооружение «неприятную» классику – пьесу, в которой отсутствует умиление, гармония и благообразие. Фокин ставит Толстого как мученика идей и своего горького современника.

Ставить пьесу «Живой труп» в Александринском театре – значит еще и невыигрышно спорить с легендой Николая Симонова, артиста, олицетворившего советский период главного театра Петербурга.

Сегодня это еще и отчаянное противоборство нашему времени, которое с такими лузерами, как Федя Протасов, не церемонится – просто выбрасывает.

Фокин в спектакле определяет Федю конкретно: Федя – бомж, «бич», асоциальный элемент, который стал таким не под ударом горестной судьбы, а по своему велению.

«Живой труп» – это размышление о том, почему люди неожиданно «уходят» от мира.

Первая мысль от такого «Живого трупа» – как же нужен Фокин и театральному Петербургу, и Александринскому театру.

«Сегодня традиционное, академическое театральное искусство пребывает в растерянности: новая эпоха требует нового театра»

Сегодня традиционное, академическое театральное искусство пребывает в растерянности: новая эпоха требует нового театра и не может не беспокоить вопрос эстетического выживания наших великих театральных академий. Как сохранить зрительский интерес и вместе с тем не превратиться в музей с поседевшей целевой аудиторией?

Москвич Валерий Фокин в свой петербургский период претерпел серьезную и правильную эволюцию: сохранив смелость и задор авангардиста-экспериментатора, он ставит в Александринском театре спектакли чистые, позитивные, стройные, больше увлекаясь чисто профессиональными хитростями, подробной режиссурой, чем самореализацией.

Фокин в Александринском театре «научился» быть классичным.

В Москве в последние годы он так никогда не работал. Спокойный ритм его «Живого трупа» лишь изредка взрывается яркими, точными вспышками инакового театра – скорее «сновидческими» вкладками, чем полноценным авангардным высказыванием.

Александринский театр сегодня оставляет впечатление действительно реформируемой, обновляемой классики.

К славе города, «Живой труп» Валерия Фокина оказался еще и предельно петербургским спектаклем. Решительно отказываясь от цыганско-ресторанного колорита, песен и плясок, режиссер рассказывает нам чисто урбанистическую историю, историю о городе контрастов, гламурных верхов и злачных низов, куда бегут не столько от нищеты, сколько от совести.

Мир Протасовых и Карениных, которого бежит Протасов, изображен изящной светской коллекционной компанией, подчиняющейся ритму жизни в свете, нормам общения в дворянской среде, законам риторики.

Здесь тон задает, конечно, князь Абрезков – изысканная, «дворянская» работа Николая Мартона. Это «общество спектакля», по названию одноименной книги Ги Дебора. Общество, воспринимающее чужой мир как спектакль, умеющее постигать вещи только коллективным разумом, коллективной моралью, установленным законом.

Фокин заставляет это высшее петербуржское общество как бы обступать Протасова-беглеца, наблюдать за его жизнью свысока – когда Федя в самом финале застрелится, чтобы освободить свою семью, кто-то скажет, как в театре: «Браво».

Сухо так, скупо.

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин во время предпремьерного показа нового спектакля «Живой труп» в Александринском театре
Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин во время предпремьерного показа нового спектакля «Живой труп» в Александринском театре
Художник Александр Боровский строит на сцене внутренние коридоры доходного дома эпохи модерн. Мозаичный витраж на заднике. Массивные лестничные пролеты с чугунными кружевами декора. Лифт, спускающийся с колосников. Гремящие полы из металлической сетки.

С одной стороны, путаница лестниц – аллегория тщетной суеты делового имперского Петербурга, заменившей Протасову семейный уют; с другой стороны, техногенная «движущая» декорация, своими острыми углами, разумеется, моментально адресующая к опытам Всеволода Мейерхольда.

Это какой-то гремящий, гулкий и неподвижный, тупой лестничный агрегат – нечто техническое, зловещее, молохообразное. Вверх-вниз ходит лифт, который подымает с сырых, гниющих низов (для Фокина важна фигура лифтера – гнилого человека, который и «сдает» Протасова полиции) к сытым, уютным, теплым верхам.

Петербург – город контрастов.

Мир Феди Протасова, «беженца», «бича», «уклониста», сам собой «выезжает» к зрителю откуда-то снизу, из люка, – узкая неприбранная платформа, закрытая грубой сеткой-рабицей, унылый закуток два на три метра.

Лампочка без абажура, грубый кран с холодной водой. То ли тиристорная, из которой управляют лифтом на сцене, то ли дворницкая, то ли теплоцентраль. То ли кочегарка.

Фокин совершенно неожиданно «передает привет» еще одной сегодня немного подзабытой ленинградской мифологии – «поколению дворников и сторожей», эскапизму эпохи русского рока.

 Актер Николай Мартон в роли князя Абрезкова на предпремьерном показе нового спектакля «Живой труп»
Актер Николай Мартон в роли князя Абрезкова на предпремьерном показе нового спектакля «Живой труп»
Нельзя забывать и того факта, что москвичу Фокину в Петербурге, уверен, очень тяжело чувствуется. Он варяг и никогда своим не станет – ясно дело, что москвич, работающий в Петербурге, будет всегда восприниматься «на понижение»: как, к примеру, провинциал, уехавший в столицу и затем снова вернувшийся на Родину, когда с карьерой не вышло.

Валерий Фокин поставил спектакль о добровольной «выброшенности» из жизни. Когда сам человек не в силах избавиться от положения «чужака» и только его усугубляет.

Протасов опускается на дно жизни, разлучаясь с высшим светом. В его мотивации нет ничего беспутного – Фокин решительно не допускает на сцену цыганского, пьяного, веселого, разухабистого.

Протасова его одинокая жизнь не веселит – напротив, клонит к земле. Спутница Феди Маша (Юлия Марченко) – скорее институтка, сестра милосердия, патронажная сестра, чем любовница. Принесет еду, нацедит сок алоэ, умоет мужика и пойдет себе к другому горемыке, того обслуживать. Ни о какой страсти и сексуальной горячке тут и речи быть не может.

Протасов Сергея Паршина – хронический молчун, аутист, вышедший из игры странничек божий, по сути ленинградский «митёк». Мир верхних этажей ему оказался противен до жути, его бегство – бегство от стыда за свою жизнь в приличном «обществе спектакля».

И мир тот не слишком уж гадкий, не слишком плох, но бывают такие люди – не хотят играть ни в какие социальные игры. Общество устроено неверно – человек сам себе не предоставлен. Но по замечанию теоретиков марксизма, из «общества спектакля» навсегда уйти нельзя. И именно поэтому на гибель Протасова будут слышны аплодисменты и крики «браво». И эта смерть будет поглощена и съедена урбанистическим сплином. Молохом имперского города.

Спектакль по пьесе Льва Толстого «Живой труп» в постановке Валерия Фокина прошел в Александринском театре
Спектакль по пьесе Льва Толстого «Живой труп» в постановке Валерия Фокина прошел в Александринском театре
Фокин лишает «Живой труп» цыганской этнографической удали, этого непременного «оживляжа», «попсовой» краски, которую Толстой, любивший цыган, в пьесу закладывал совершенно целенаправленно. В спектакле звучит та самая «Невечерняя» – но в авангардной, джазовой обработке Леонида Десятникова.

Но цыганский колорит Валерий Фокин убирает не столько потому, что сегодня он совсем не ассоциируется с пьяным бегством Феди Протасова. Скажем, проблема развода (как правильно развестись, чтобы избежать позора; почему нужно застрелиться, чтобы освободить жену) более непонятна современному зрителю, нежели цыганское поведение. Женись на ком хочешь и разводись с кем хочешь.

Фокин лишает Сергея Паршина самых серьезных монологов на «цыганскую» тему, но оставляет в спектакле тему невозможного гармоничного развода. Ему, если угодно, нужен бунт не социальный, не против пошлости закона. Ему интересен бунт простого человека против... самого себя.

Вот жил человек в гармонии с миром и вдруг... ррраз – и вылетел. Стыдно жить в «обществе спектакля», меняет он жизнь размеренную на жизнь кочевую, обретая ценность, наверное, самого себя.

«Стыдно» – вот ключевое слово для Протасова.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Мария Захарова: Начинаем разоблачение фуксов-пуксов

Кампания в отношении ЧМ по футболу в России только началась. Фукс – это вторая крупная ласточка после фильма Би-би-си. Его предложение о бойкоте ЧМ по футболу в России никаким образом не связано с «общей безопасностью и соблюдением прав человека». Подробности...

Владимир Хрусталев: Какое-то «тут видим, тут не видим»

По мере того, как светлый образ Европы и США, где «все абсолютно правильно и нам надо один в один как у них» обсыпался и потускнел, пришел черед баек про Азию. В роли сказочных царств теперь выступают Сингапур, Китай, Южная Корея и Тайвань. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Анатолий Салуцкий: Настоящий символ импортозамещения

Канал Москва – Волга стал крупнейшей стройкой второй пятилетки, встав вровень с первой очередью московского метро. Громкий 80-летний юбилей канала Москва – Волга как настоящего символа импортозамещения был бы сегодня очень кстати. Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

Петр Акопов: Детский вопрос

Молодежь ворвалась в политику – эта мысль на все лады склоняется в российском общественном мнении после митингов 26 марта. Еще немного, и в рождение «новой социальной группы» поверит политизированная часть общества. Но пока еще не поздно задать детский вопрос – а был ли мальчик? Подробности...
Обсуждение: 613 комментариев

Антон Крылов: Украина как черная метка

Многие помнят старый длинный не очень приличный анекдот про то, как дикари поймали американца, русского и украинца и в качестве цены за свободу предложили заплатить миллион долларов, съесть мешок соли или быть изнасилованным всей мужской частью племени. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

Василий Колташов: Президента США загоняют на внешнеполитическое поле

Трамп изолирован, и кольцо вокруг сжимается. Его игра по успокоению конгрессменов с помощью диалога с большими компаниями ни к чему не привела. Хуже всего, что проблемы в Конгрессе совпали с решением ФРС повысить ставку. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Сергей Худиев: Мы нуждаемся в просемейной и продетской политике

Практика отъема детей у родителей, уже укорененная в ряде западных стран, все больше становится обычной у нас. Но кроме практической оценки опасностей есть определенные идеологические влияния, которые отражают глобальные тренды, – и их нам стоит рассмотреть. Подробности...
Обсуждение: 142 комментария

Ростислав Антонов: Борьба за национальные интересы по месту жительства

Несколько дней назад новосибирский губернатор ввел запрет на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по ряду профессий. За этой канцелярской формулировкой скрываются большие изменения. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

Александр Чаусов: Про уродов и детей

Организаторы воскресного несанкционированного митинга в Москве пообещали судиться «по каждому задержанию», участники восприняли это как «ура, нам дадут денег по суду». Что за участники? Именно те, кто пока не умеет внимательно слушать. Подробности...
Обсуждение: 294 комментария

Елена Кондратьева-Сальгеро: Весна в этом году опять русская

Нужно было с самого начала брать за горло и не отпускать. Давно бы уже разобрали на части весь этот ваш «русский мир» и жили бы припеваючи на его дармовых ресурсах. А теперь вон оно как обернулось. Подробности...
Обсуждение: 115 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............