Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

13 комментариев
10 мая 2006, 23:38 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Лыжня проложена

Леонид Радзиховский: Три проблемы послания Путина

Леонид Радзиховский: Лыжня проложена

Президентское послание – слов нет! – производит впечатление. Понятно, что трудно соблюдать дистанцию и стараться оценивать текст спокойно, без «путинофобии» и «путинофилии».

Но все же надо попробовать, тем более что такая возможность есть – я ни по должности, ни по душе не являюсь восторженным поклонником/противником уважаемого докладчика.

Проблемы: демография

В докладе есть два очевидных аспекта: объективные проблемы страны и проблема наследования власти в 2008-м (которая, собственно, тоже является объективной проблемой страны).

Из проблем страны Путин выбрал две: демографическую и военную.

Что касается демографии, то практически со всем, что сказано в послании, трудно поспорить.

Я взял в качестве источника почтенный международный справочник The World Factbook.

Если судить по нему, дела в России и впрямь обстоят неважно. Честно говоря, я бы поостерегся кричать прямо-таки о «катастрофе». Впрочем, судите сами.

Есть и вопросы к предложенным мерам. Ну например: не вызовет ли это рост инфляции?

Население нашей страны – 142 893 540 человек. Согласно переписи 1989 года население РCФCР – 147 021 869 человек. Это была максимальная цифра. Сокращение более 4 миллионов, или около 3%, за 17 лет.

Для сравнения возьмем ситуацию в других республиках бывшего СССР. Украина. 1987 год – 51 200 000, 2006 – 46 710 000. Уменьшение тоже более чем на 4 миллиона, но уже почти на 10%! Вот где реально можно кричать о катастрофе (может, и кричат? Я не так знаю украинские СМИ). Грузия. 1987 год – 5 266 000, 2006 год – 4 661 000 (включая, естественно, Абхазию и Южную Осетию). Сокращение почти на 12%! Армения. 1987 год – 3 412 000, 2006 – 2 976 000, падение на добрых 13%. Эстония. 1987 год. 1 556 000, 2006 год – 1 324 000. Сокращение больше чем на 10%! Литва. 1987 год – 3 641 000, 2006 год – 3 586 000. Латвия. 1987 год – 2 647 000, 2006 год – 2 275 000, сокращение почти на 20%!

Срединное положение занимают Белоруссия (1987 год – 10 078 000, 2006 год – 10 293 000) и Казахстан (1987 – 16 244 000, 2006 год – 16 763 000 человек).

В то же время Азербайджан: 1987 год – 6 811 000, 2006 год – 7 962 000, рост на 20%! Молдова. 1987 – 4 185 000, 2006 год – 4 467 000 (рост на 8%). Ну и Узбекистан: 1987 год – 19 026 000, 2006 год – 27 307 000 человек, рост более чем на 40%!

Грузия и Армения бедны, но Эстония (ВВП на душу населения – 16 400 долларов) – самая богатая страна бывшего СССР. Да и в бедной Молдове население растет. Что касается взрывного роста в нищем Узбекистане (ВВП на душу населения – 6 800 долларов), то примерно так растет население всех мусульманских стран. Например, в Иране в 1987 году – 47 000 000, а в 2006-м – 68 688 000! Рост еще выше, чем в Узбекистане…

Если же сравнивать Россию с развитыми европейскими странами, то во Франции в 1987 году – 55 500 000, в 2006-м – 60 876 000, в Англии в 1987-м – 56 500 000, в 2006-м – 60 609 000, в Германии (ФРГ плюс ГДР) в 1987-м – 75 800 000, а в 2006-м – 82 422 000. Наконец, в США в 1987-м – 242 100 000, а в 2006-м – 298 444 000.

И здесь нет одной причины для роста. Уровень жизни, продолжительность жизни, качество жизни, потребности и культурные стереотипы среднего класса, эмигранты из третьего мира – таковы лишь наиболее очевидные факторы.

То, что Путин бьет тревогу, и не просто бьет тревогу, а предлагает конкретные меры, – это любой нормальный человек может лишь приветствовать
То, что Путин бьет тревогу, и не просто бьет тревогу, а предлагает конкретные меры, – это любой нормальный человек может лишь приветствовать

Во всяком случае, то, что Путин бьет тревогу, и не просто бьет тревогу, а предлагает конкретные меры, – это любой нормальный человек может лишь приветствовать.

Правда, о рецептах исправления ситуации можно поспорить.

Бесспорно, выплаты (прямые и «замороженные») за второго ребенка – важная мера, которая может дать быстрый эффект. (Хотя, повторяю, в богатой Эстонии население падает, а в нищей Молдове – растет.) Но есть и другие «зоны роста». ВОЗ вопит в полный голос: в России КАТАСТРОФА со СПИДом. Цифры таковы: официальное число ВИЧ-инфицированных на 2001 год – 860 000! Для сравнения: в Германии – 43 000, в Англии 51 000. Пожалуй, только Украина может с нами поспорить: и тут – 360 000 инфицированных! Странно, что об этом ничего не сказано. А ведь это не просто опаснейшая ситуация, но и пути решения в мире давно известны – от раздачи бесплатных презервативов и одноразовых шприцев до постоянной пропаганды. У нас все это в зачаточном виде. Конечно, эта тема не вполне «политкорректна», она может вызвать праведный гнев «религиозной общественности» – презервативы раздавать, кощунство! Но тут уж одно из двух: или чудовищное число инфицированных, или чудовищная раздача «бесовских изобретений»…

Другая проблема – экология. Одна из причин страшной смертности в России – невероятная экологическая ситуация. Любой человек, приезжающий из Европы в Москву, ощущает выхлопы Отечества – и нет в них ничего сладкого и приятного, одна мерзость и ненависть к этому уродскому «автопрому», который уничтожает людей куда больше, чем на десяти чеченских войнах, – уничтожает и авариями (малая часть), и отравляя воздух (куда большая часть).

Есть и вопросы к предложенным мерам. Ну например: не вызовет ли это рост инфляции? Хорошо, пусть не по 250 000 рублей выдается на руки, но ведь деньги-то эти все равно будут вращаться в экономике (например в строительстве).

Известно и другое. В России (не в Москве!) 250 000 рублей - громадные деньги. Их вполне достаточно для покупки дома во многих регионах. Вполне возможно возникновение «детского производства», когда люди (включая бомжей) будут «рожать на квартиру», нимало не заботясь о том, кого они воспитают. Да, это обеспечит рост рождаемости – без вопросов. Но вопросы будут другие: КТО вырастет, кого вырастят из этих детей, созданных не по любви, а как источник дохода?

Однако, как всем известно, идеальных решений в природе не существует. И, в любом случае, меры, предложенные президентом, столь же популярны, сколь и реально нужны стране сегодня.

Проблемы: армия

НИ РАЗУ Россия не пыталась на эти – заведомо абсолютно беспомощные в военном плане страны – давить в военном отношении
НИ РАЗУ Россия не пыталась на эти – заведомо абсолютно беспомощные в военном плане страны – давить в военном отношении

Куда больше сомнений вызвала у меня другая часть предложений – по усилению армии.

Президент привел, конечно, сильный факт: во время нападения Басаева (1999 год) на всю российскую армию (почти 1 400 000 человек) еле-еле наскребли 55 000 боеспособных солдат и офицеров! Дикая ситуация, и ясно, что «это не должно повториться». Тут вопросов нет. Нет их и в части повышения престижности воинской службы.

Да, Средние века, когда служба в армии считалась единственным почетным делом, прошли безвозвратно. Эпоха «меча и плуга» во всем мире сменилась эпохой компьютеров, сервиса, торговли. Обратной дороги в благородный дворянско-крестьянский мир нет и быть не может. Тем не менее и в XXI веке (а наверное, и позже) служба в армии должна быть как минимум непозорной. И уж точно государство обязано из кожи вылезти, но позаботиться о тех, кто его защищает.

Однако мне другое непонятно – то, что касается технического переоснащения армии.

Прежде чем говорить о новом оружии, надо же четко понимать – ПРОТИВ КОГО оно направлено? Кто наш потенциальный противник?

«Товарищ Серый Волк» ест всех подряд, сказал президент. Легко понять, кто, какая страна имеется в виду. Но тут же было абсолютно разумно сказано, что вступать в гонку вооружений а-ля 1950-1980-е годы Россия не может и не будет. Прекрасно! В той гонке СССР свернул себе шею – зачем России те же акробатические номера?

Но и не идя на «полноценную» гонку, выбирая асимметричные ответы, не истощим ли мы свою только-только поднимающуюся экономику?

ВВП США как-никак – 12 470 000 000 000 долларов, а России – 1 539 000 000 000, в 8 раз меньше! Один их госбюджет превышает весь наш ВВП. Какая уж тут «гонка наперегонки»…

Но дело не только в этом.

Новейшие подлодки, военные корабли, ракеты, бомбы – чем это поможет России в плане ее реальной конкурентоспособности в мире?

С нами никто не посмеет говорить с позиции силы, давить, угрожать? Да, бесспорно.

Но ведь И ТАК НИКТО НЕ ДАВИТ, НИКТО НЕ УГРОЖАЕТ!

Новейшие подлодки, военные корабли, ракеты, бомбы – чем это поможет России в плане ее реальной конкурентоспособности в мире?
Новейшие подлодки, военные корабли, ракеты, бомбы – чем это поможет России в плане ее реальной конкурентоспособности в мире?

На Россию (как и на любую иную страну) давят – экономически, финансово, информационно, психологически. Так было, так есть, так будет. Это называется – жизнь, мировая конкуренция. Только тут подлодки вряд ли помогут – как и любой фирме мощная служба охраны не поможет сделать ее продукцию конкурентоспособной.

Даже в 1990-е, когда армия была так слаба (и, наверное, об этом знали те же США!), не было НИКАКОГО военного давления на Россию. Да оно и невозможно – при наличии ядерных арсеналов, которые, разумеется, надо сохранять, обновлять и т. д., но едва ли необходимо так радикально и пафосно модифицировать.

Больше того. Вот у России плохие отношения с Грузией, Украиной. Мы ведем с ними войны – газовые, винные, всякие иные. Но НИ РАЗУ Россия не пыталась на эти – заведомо абсолютно беспомощные в военном плане страны – давить в военном отношении. И не только потому, что мы – как ни крути! – все равно братские страны. Помимо этого фактора есть и другой: в современном мире (кроме абсолютно эксклюзивных случаев – см. Ирак, Югославия) вопросы куда эффективнее решают в ходе мирной, а не силовой конкуренции.

Поэтому, абсолютно не будучи военным специалистом и смиренно признавая свою полнейшую некомпетентность в военно-технических вопросах, я все же сомневаюсь в необходимости и прагматичности модернизации именно стратегических вооружений.

Тем не менее нет никаких сомнений, что и эта тема получит мощную поддержку в обществе в целом.

Проблемы: преемник

Национальные проекты и самый из них «теплый» и эффектный – демографический. Это, понятно, Медведев
Национальные проекты и самый из них «теплый» и эффектный – демографический. Это, понятно, Медведев

И здесь мы переходим к, может быть, самой важной проблеме. Чисто политической, но определяющей и экономику, и социальную жизнь.

Сегодня известно два официальных кандидата в преемники (если принять, что выборы президента пройдут точно в срок, в 2008 году, и Путин – как он говорил – ни в каком варианте не пойдет на изменение конституции).

Иванов и Медведев.

Вот для них и проложены в докладе две лыжни.

Национальные проекты и самый из них «теплый» и эффектный – демографический. Это, понятно, Медведев.

Модернизация армии – Иванов.

Путин не просто выбирает «имя». Он дает «наказ», он создает четкий политический план, который будет реализовывать преемник. Именно в этом смысле он и будет не просто «слудующим президентом», а ПРЕЕМНИКОМ. Преемник - не просто тот, кого «подсадил на трон» уходящий президент. Только тот, кто продолжает УЖЕ НАМЕЧЕННУЮ линию, тот и является преемником Путина.

Линия должна быть: а) важна для государства; б) популярна в обществе; в) она должна быть такой, что с нее уже не соскочишь. Обе эти линии удовлетворяют всем трем этим условиям.

В своей речи Путин мягко, но четко начал писать «программу» для преемника, начал «загрузку государственной матрицы».

Ельцин покряхтел, смахнул скупую слезу, брякнул «Берегите Россию» и отбыл на дачу. Поэтому Путин – какие бы у них не были личные отношения – не является преемником Ельцина. А Иванов или Медведев БУДУТ преемниками Путина. Так уже сегодня ПРОГРАММИРУЕТСЯ ситуация.

Что ж…

Не буду вдаваться в споры на тему «хорошо – плохо». Оценки оставим для чая на кухне. В лбом случае ЭТО - ТАК. И иначе по сегодняшнему балансу сил в стране быть НЕ МОЖЕТ.

Модернизация армии – Иванов
Модернизация армии – Иванов

Но и здесь есть много «но».

Впереди еще 2 года.

Те ли фигуры останутся в качестве вероятных преемников? А если возникнут новые, то какая под них будет написана программа?

Проложены две лыжни. Отлично. Но для их реализации у нас тоже есть только две лыжни – нефтяная и газовая. А если за два года эти лыжни утонут в новом снегу, попросту – если цены на нефть и газ резко упадут? В 1998 – 2006 годах они поднялись в 7 раз! А если опустятся… хотя бы в 2-3 раза? Разве это невозможно? Как же тогда прикажете реализовывать предложенные планы? Пушкин заплатит?

Есть и еще одна проблема. Многие говорят, что слишком уж заведомо популярны эти ИДЕИ ПУТИНА. И при таком раскладе опять и опять будет возникать вопрос: а… не останется ли? А? Вдруг?..

Вопросов много. Послание не дало ответа и на половину из них. Но оно дало повод – думать. А это уже очень немало.

..............