Полигамия (когда у человека больше одной жены) считается законной в исламе, и восходит к примеру его основателя. Современные мусульмане не могут отменить эту практику – а могут только ее как-то регулировать. Вопрос в том, как нам, всем остальным, на это реагировать.
21 комментарийВадим Пономарев: Итоги года. Российский шоу-бизнес
Итоги года… Только кажется, что их можно подводить по-разному. На самом деле есть всего два варианта. Или подводишь итоги года для себя. Или видишь итоги года как они есть для всей страны. Ну хотя бы только для всего шоу-бизнеса.
В том случае, если итоги года чистишь под себя, неизменным становится роль пророка. То есть выводя строчку «лучший альбом года», имеешь в виду альбом года «для себя любимого». Чаще всего по причине просветительского пафоса под лучшим альбомом года подразумевается тот, который должен быть лучшим у «правильных слушателей».
Во всем этом есть личная нескромность. Мания величия. Особенно часто она процветает у пишущих о той музыке, которую никто не слушает. Кроме них самих и горсточки «продвинутых». Можно назвать, например, альбомом года такую иностранную пластинку, которую и в своей-то стране никто почти не слышал. Но роль мессии обязывает указывать перстом – вот она.
Но гораздо интереснее, когда итоги года подводят объективно. Через призму популярности у населения той страны, в которой живет бытописатель. И лучшая пластинка года – именно лучшая пластинка года настолько, что хотя бы половина из случайно опрошенных на улице про нее скажет добрые слова. Увы, таких итогов года почти нет. То ли такие журналисты повымерли, то ли все в мессии подались.
Страна стала значительно попсовее. Попсовее во всех смыслах
Когда-то достойным мерилом популярности был хит-парад МК. В застойные советские годы он чутко указывал векторы популярности. Позднее его попытались заменить статистикой продаж. Но пиратство быстро свело всю статистику в мусорную корзину.
Сейчас проводятся опросы и мониторинги. Однако они чересчур робки и нерепрезентативны. Страна у нас большая, и даже тысяча опрошенных не дает объективную картинку. На большие политические опросы денег хватает. А на выяснение любимых всех страной артистов – почему-то нет.
Поэтому откинем абсолютную веру в опросы, откинем мониторинги частотности, а попытаемся самим себе честно ответить, кто в стране всех румянее и белее. Что-то подскажет нам статистика продаж, что-то опросы, а что-то – здравый смысл.
Тенденция года
Рок-фестивали, которые еще пару лет назад проходили по всей стране, почили в бозе оптом |
Страна стала значительно попсовее. Попсовее во всех смыслах. В тех офисах, где еще год-два назад играло «Наше радио», теперь звучит «Русское радио» и его клоны. Рок-фестивали, которые еще пару лет назад проходили по всей стране, почили в бозе оптом. Остались только два-три феста с самыми-самыми. И это на всю страну.
Самый чуткий барометр – палатки, торгующие музыкой. Там, где раньше звучали песни ДДТ и «Машины времени», теперь поголовно звучат поп-группы. Более того, новые рок-группы, становящиеся популярными, по сути, играют поп-музыку в рок-обработках.
Попса победила. И это надо честно признать.
Лучший поп-концерт года
Количество поп-концертов по стране зашкалило все приборы. Отчасти в этом «виноват» феномен «Фабрики звезд». Однако самые зрелищные концерты традиционно проводятся именно в Москве. Им легко мог бы стать концерт «Тату» в «Гауди-Арене», настолько сильны были ожидания. Увы, концерт многих разочаровал.
И вновь в который уже раз приходится признать, что лучший поп-концерт прошел в Кремле. Между прекрасным концертом Ирины Богушевской и феерией «Золотого граммофона» выбор очевиден. Роль праздника «Русского радио» настолько велика для всего российского шоу-бизнеса, что приходится снять шляпу перед кудесниками «Золотого граммофона», неизменно устанавливающими стандарты и планку на год вперед.
Лучший рок-концерт года
«Алиса» «сделала» всех |
Их, по большому счету, было три. ДДТ в «Олимпийском», «Алиса» в «Лужниках» и Земфира* на «Горбушке». Но Земфира поскромничала, ДДТ не стали делать из своего юбилея культа, а вот Константин Кинчев подготовился к своей презентации «Изгоя» как к последнему концерту в жизни. Мощный звук, огненное шоу, стильные декорации и сам артистичнейший Кинчев не оставляют сомнений в выборе. «Алиса» «сделала» всех.
Лучшая поп-группа года
Конечно, финт с роспуском «ВИА Гры» дает некоторую фору именно детищу Д. Костюка и К. Меладзе. Однако «Гости из будущего» выпустили весьма яркий альбом в этом году. И «Динамит» неплохо поработал. Но не заметить, что 2005 год стал годом группы «Фактор-2», просто невозможно. Песни от «Фактора-2» неслись из каждой палатки, из каждого поезда и автомобиля, из каждой дискотеки.
Как им удалось так быстро стать популярными, знает только Сергей Жуков. Но пластинка «Истории из жизни», побившая все рекорды по продажам, и многочисленные аншлаги на больших площадках всей страны ставят все на свои места. «Фактор-2» стала поп-группой года.
Лучшая рок-группа года
При всей жанровой размытости нынешнего рок-бомонда, лучшая группа все же должна уметь собрать большую площадку и записать большой хит. У «Алисы» и «Люмена» сложности с хитами, у «Мумий Тролля» – с площадками («ЗдравствуйДоСвиданияТур» так и не рискнул сверкнуть в столице). Поэтому выбирать будем из ДДТ и «УмаТурман». Обе собрали «Олимпийский» и сделали по хиту. Окончательный выбор падает на ДДТ, потому что хитов Юрий Шевчук успел сделать больше. И народная любовь к батьке велика есть.
Лучший поп-исполнитель года
Николай Басков |
Обыкновенно это место зарезервировано для Аллы Пугачевой. Но Алла Борисовна ничего яркого в минувшем году (кроме развода с Киркоровым) нам не подарила и потому из итогов года выпадает. Народная любовь перекинулась, и очень бурно, к другому человеку. Самое забавное, что он сделал одну из лучших песен в своей эстрадной карьере не один. А с украинской певицей Таисией Повалий. И если пение классических итальянских и советских песен в поп-обработке еще можно было считать милой случайностью на эстрадной сцене, то нынешний хит «Отпусти меня» стал поистине народной попсой. В самом хорошем смысле. А Николай Басков – лучшим поп-исполнителем года.
Лучший рок-исполнитель года
Обычно рок-музыку играют группами. Но всегда находится такой невероятно талантливый человек, который делает очевидным функцию группы как всего лишь аккомпанемента яркой звезде. А то и вовсе выступающий без группы. В 2005 году в таком качестве блеснули Илья Лагутенко, Земфира и Леонид Федоров.
Увы, лидер «АукцЫона» в нынешнем качестве страшно далек от народных масс и с рок-звездой вовсе не ассоциируется. Земфира выпустила сложную и не совсем хитовую «Вендетту». Илья Лагутенко очень популярен, но его альбом «Слияние и поглощение» также не разошелся на народные хиты. Приходится откровенно признать кризис жанра. В таком случае честнее оставить эту важную номинацию вообще без победителя.
Лучший поп-альбом года
Удачных поп-альбомов вообще бывает не много. Поп-музыка перешла на похитовый метод воспроизводства популярности. И альбомы стали всего лишь хобби и чудачеством, по большому счету. Из самых ярких чудачеств стоит выделить альбомы групп «Гости из будущего», «Тату», «Фактор-2» и Сергея Лазарева. Из них продавались больше всего «Тату» и «Фактор-2». Приходится включить художественные ценности в расчет (ох, как не хотелось бы – см. выше). Мощный и идеальный по качеству записи альбом «Тату» под названием «Люди Инвалиды» – все-таки лучший альбом 2005 года.
Лучший рок-альбом года
Группа «Братья Грим» |
А вот для рок-музыкантов альбом – это все. И тут конкуренция всегда высока. Какие же пластинки узнаваемы в стране? Прежде всего те, что получили мощную медийную поддержку. Их не так уж много. «Слияние и Поглощение», «Вендетта», «Изгой», «Пропавший без вести», «Братья Грим» – вот и все. Но эти пять пластинок знают почти все. Ни одна из них не стала откровением, потрясшим всю страну. И каждая стала откровением для поклонников отдельно взятого артиста. Раз нет однозначного выбора, то следует признать, что и лучшего рок-альбома в стране за отчетный год тоже нет.
Лучший медиапроект
Поскольку основным коммуникатором, снабжающим нас информацией о музыке, являются телевидение и радио (с большим отрывом за ними следует Интернет), то имеет смысл обозреть ситуацию и здесь. А здесь застой. Уже не первый год с большим отрывом от остальных конкурентов основную музыкальную информацию к ушам слушателей доставляет неофициальная медийная связка Первый канал + «Русское радио». И никаких преследователей у них пока даже не проглядывается в перспективе.
Послевкусие
Вот такие получились итоги музыкального года. И можно было бы закончить на этом. Но всегда есть такие явления, которые не укладываются в общий порядок вещей. Но не отметить их было бы все же необъективно. Этих явлений всего два. Глыба и росток.
Глыбу не видит большинство людей, потому что она настолько велика для текущего миропорядка, что зрению не поддается. Росток еще настолько мал и свеж, что воплощает в себе надежду на будущее. Поэтому заканчиваем ростками и глыбами.
Поп-надежда года
Сергей Лазарев |
Сергей Лазарев, бывший солист Smash!!, начал сольную карьеру. И выпустил альбом Don’t Be Fake, альбом высочайшего качества и отличного поп-вокала. Возможно, ближайшее будущее отечественной поп-музыки будет в значительной степени связано с прорывами Сергея Лазарева.
Рок-надежда года
Таких, увы, пока нет.
Поп-глыба
Таких, увы, тоже незаметно.
Рок-глыба
А вот тут есть что сказать. Леонид Федоров выпустил в соавторстве с Волковым два альбома в этом году – «Таял» и «Безондерс». Рассчитывать, что такая музыка будет собирать стадионы, по меньшей мере наивно. Однако влияние тех открытий в рок-музыке, которые сделал Леонид Федоров, будет ощущаться еще долго. Причем ощущаться в музыке самых, возможно, массовых групп.
Так каков же был этот год? Он был наполнен музыкой. Самой разнообразной. В этом обзоре упомянуты только самые видные и популярные артисты этого года. Но были еще и другие талантливые, любимые немногочисленными верными поклонниками. Они тоже есть.
Значит, жизнь продолжает идти своим чередом. Обнадеживает.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом