Владимир Рубцов Владимир Рубцов Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

14 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.

2 комментария
8 мая 2018, 17:14 • Тенденции

Что поменяет «суперуказ» Путина в системе образования

Что поменяет «суперуказ» Путина в системе образования
@ Алексей Филиппов/РИА Новости

Президент России Владимир Путин своим указом от 7 мая фактически объявил о старте 12 новых национальных приоритетных проектов. Эксперты сходятся во мнении, что важны не только направления этих проектов, но и то, в каком порядке они упомянуты в «суперуказе».

Первые два направления – демография и здравоохранение. Это про качество жизни, про главный ориентир в работе государства, которым обязан быть человек. Не зря в своей иннагурационной речи Путин озвучил тезис «Россия – для людей». А вот третий проект – образование – про то, кто будет реализовывать все остальные цели и благодаря кому Россия сможет обеспечить себе прорывное будущее.

Россия действительно должна стать страной профессионалов, и только так она сможет и войти в пятерку крупнейших экономик мира, и перейти на цифровую экономику, и существенно повысить производительность труда и конкурентоспособность своей продукции (все эти задачи также поставлены указом). Только так можно будет ответить на запросы в экологической сфере, в сфере строительства и благоустройства. Государство создает условия, но работают в них все равно люди, кадры, готовить которые нужно уже сейчас и начиная со школьной, а то и дошкольной скамьи.

Путин ставит перед новым правительством задачу обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования. В рейтинговом выражении это «вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». По данным ООН, в 2016 году Россия по уровню образования в целом занимала всего лишь 34-е место. Не сильно лучше и с уровнем образования общего, хотя успехи российских школьников на международных олимпиадах (38 медалей в 2017 году, в том числе 18 – золотых) и первое место в мире по читательской грамотности – это уже неплохой задел на будущее.

Но уровень знаний, конечно, не единственная цель. Президент считает необходимым, чтобы к своим 18 годам, то есть как раз к окончанию школы, молодой российский гражданин был гармонично развитой и социально ответственной личностью, а воспитание такой личности должно происходить на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов России. То есть, подчеркивает Путин, вхождение в число лучших стран по качеству общего образования не должно привести к потере национальной и культурной идентичности, а значит простая калька с чужих систем школьного воспитания для России не годится.

Это цели. А теперь задачи. Самоидентичность и сохранение традиций не должно означать косности. Можно сколь угодно долго вспоминать, что в советском Союзе были лучшие школы в мире, но ни СССР уже нет, ни мира прежнего тоже. Развитие цивилизаций идет такими быстрыми темпами, которые еще лет 20 назад могли быть разве что предметом творчества писателей-фантастов. Футурологов, как скажем мы сейчас. Новые технологии без преувеличения, а скорее даже с приуменьшением, появляются ежегодно. И ежегодно же вместе с ними появляются и новые профессии, и потребности в новых специалистах. Мир изменился, и учить «как раньше» сегодня уже не имеет смысла. Система образования тоже должна меняться, и поэтому Путин поручил правительству внедрить на уровнях основного общего и среднего общего образования новые методы обучения и воспитания, новые образовательные технологии.

Речь идет не столько о новых предметов, сколько о новых методах преподавания базовых навыков и умений. Пусть не напрямую, но в указе Путин признает: современные школьники теряют интерес к знаниям, преподаваемым языком прошлого. Он ставит задачу повысить саму мотивацию к обучению и вовлеченность в образовательный процесс. Но при этом, конечно, и обновить содержание, особенно – в предметной области «Технология».

Президент возвращается и к теме, которой неоднократно уделял внимание в 2017-м и уже в 2018-м году, говорил о ней и на встрече с деятелями культуры, и в общении с молодежью, и в послании Федеральному Собранию. Это «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи». Крайне показательно, что в этом же предложении указа Путин подчеркивает, какой должна быть эта система – «основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся», ибо нет смысла повышать интерес к знаниям, если молодежь по-прежнему будет думать, что не они определяют карьеру, а связи и блат; если и дальше будет выбирать профессию не потому, что она нравится, а оттого, что с ней будет проще устроиться на работу к отцу, дяде или маминой подруге.

Очевидно, что частью выполнения этого пункта станет объявленный президентом в своем послании проект «Билет в будущее» (профориентация и стажировки, начиная с 6-го класса, возможность получить грант на дальнейшее образование) и ориентированная на школьников часть проектов линейки «Россия – страна возможностей», хотя от правительства наверняка ждут и более системных предложений, распространения этих моделей на все уровни образования и на все территории, чтобы каждый ребенок, учится он в Москве, Самаре, Петропавловске-Камчатском или даже в деревне Лесной какой угодно области, имел абсолютные равные возможности и шансы: во-первых, на выявление своих талантов, а во-вторых – на их реализацию.

Помочь в доступности передового образования должен еще один пункт указа – «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». Но технологиями и Интернетом далеко не всегда заменишь главного в школе – учителя. И здесь еще одно поручение Путина – «внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников». Не менее 50% школьных педагогов, по замыслу главы государства, должны быть охвачены этой системой.

Следующий этап – модернизация профессионального образования: внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Но возможность «учиться, учиться и еще раз учиться» должна быть у людей и после окончания образовательного учреждения, а значит необходимо сформировать систему «непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими».

А вот уже отклик конкурса «Лидеры России» в «суперуказе» Путина – «формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста». Проект по выявлению лучших управленцев себя оправдал, победители «Лидеров России» получили назначения в федеральные и региональные органы власти, но саму модель конкурса можно использовать и в других направлениях, необязательно связанных с работой во власти и топ-менеджменте. В частности – элемент наставничества, которому в указе посвящен отдельный пункт.

«Только так, объединив передовые знания и нравственные основы, обеспечив подлинное партнерство и взаимопонимание поколений, мы сможем быть сильными», – говорил Путин еще в своем послании 1 марта.

Реализацией национального проекта в сфере образования предстоит заниматься социальному блоку правительства, возглавить который уже утвержденный премьер Дмитрий Медведев предложил Татьяне Голиковой. Целиком кабинет министров будет сформирован в ближайшие недели, и уже он будет разрабатывать программу конкретных действий в направлении, заданном президентом. Времени немного, но оно есть, а значит уже в новом учебном году в системе российского образования могут появиться определенные новации. Как минимум – точно стартует проект «Билет в будущее», финансирование которого составит 1 млрд рублей, и точно будут продолжены проекты «Россия – страна возможностей», в том числе – для школьников.