Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
11 августа 2021, 12:12 • В мире

Под боком у России создается террористическое государство

Под боком у России создается террористическое государство
@ REUTERS

Tекст: Сергей Козлов

Высокопоставленные источники в ЕС утверждают, что талибы контролируют уже 65 процентов территории Афганистана. Если дело пойдет так и дальше, уже в ближайшее время на территории этой страны образуется исламский халифат. Чем опасны талибы, как будет выглядеть их политический режим и что с этим должна делать Россия?

За последние три дня «Талибан*» захватил девять из 34 существующих провинций в Афганистане. Теперь запрещенное в России террористическое движение контролирует столицы провинций Нимроз, Джаузджан, Сари-Пуль, Кундуз, Тахар, Саманган, Фарах, Баглан и Бадахшан. События последних двух месяцев в Афганистане указывают на то, что рано или поздно талибы окажутся у власти в Афганистане. Судя по всему, исламский эмират «Талибана», который существовал в Афганистане с 1996 по 2001 год, будет восстановлен. За два десятилетия талибы многому научились, но изменились ли они по своей сути и можно ли иметь с ними дело?

Религиозная подоплека

Основополагающей религией и идеологией «Талибана» является ислам суннитского толка ханафитского мазхаба (школы). Для суннитов Коран и Сунна являются первоисточниками религии. Они решают различные проблемы на основании ясных и недвусмысленных аятов (стихов) Корана и хадисов (сообщений о любом слове или деянии пророка Мухаммеда, молчаливом одобрении им), а в случае их отсутствия – на основании доводов своего разума.

Сунна – второй после Корана источник исламского права. Она объясняет и дополняет его на примерах жизни Мухаммеда. Один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе – четкая иерархия вердиктов авторитетов школы. Поэтому на основе Корана выстраивается жесткая дисциплина в общине, определяется образ жизни правоверных, который отвергает идеологию западного мира и значительную массу его достижений и ценностей.

В частности, в исламе существует запрет на изображения человека. Хотя Коран об этом ничего не говорит, обычно ссылаются на один из хадисов, цитирующих пророка: «Воистину, те, кто изображает, будут испытывать мучения в Судный День. Сказано будет им: «Оживите то, что вы творили». Именно этим и объясняется взрыв статуй Будды в Бамиане в 2001 году. «Ислам запрещает изображение человека. Поэтому нам в Афганистане это ни к чему», – заявил мулла Омар. Тогда за считаные дни талибы уничтожили сотни музейных экспонатов Кабула, Герата, Газни, Кандагара, изображающих Будду, в том числе две гигантских (37 и 53 м) каменные статуи Будды, высеченные в скале примерно полторы тысячи лет назад в пригороде Бамиана.

Если бы не эти варварские действия, власть талибов имела бы шанс давно получить международное признание, поскольку, придя к власти, они прекратили войну всех против всех. И твердой рукой навели порядок в Афганистане. Правда, для наведения порядка талибы ввели в действие шариатское право и вернули средневековые наказания за преступления, вплоть до отрубания рук ворам. В то же время, поскольку производство и употребление наркотиков – грех, их производство при талибах упало до минимальных показателей.

Но деяния талибов нельзя однозначно оценивать с точки зрения представителя европейской цивилизации. Так, одним из упреков Запада в отношении талибов является их отношение к женщинам и запрет на образование девочек после 12 лет.

Про то, как проходило обучение в начальной школе при талибах, рассказывает высокопоставленный афганский чиновник Хикмат: «Мне было четыре, когда я попал в их медресе в Кандагаре. У нас был учебник с задачками вроде «У Залмая в автомате семь пуль. Он убил шесть русских. Сколько пуль он потратил?». Сумасшедший мулла, который был у нас учителем, пугал нас: «Если заткнуть уши, услышите шум адского пламени. Ад близко!» Мы должны были носить тюрбаны и учить суры наизусть». Для взрослых нарушение одного из многочисленных запретов, введенных талибами, грозило смертью, а в тюрьму легко можно было попасть даже за ношение западной одежды или отсутствие бороды. Во всяком случае, так было до 2001 года в тех районах, которые контролировали талибы.

Что будет? Исламский Эмират Афганистан

Важно понимать, что движение «Талибан*» разнородно, говорит аналитик Королевского института международных отношений (Chatham house) профессор Фарзана Шаих.

«В военных операциях талибы выступают единым фронтом, но внутри себя они представляют собой довольно раздробленную группу. У них есть несколько направлений мысли. И то, что говорят дипломаты в Дохе, может сильно отличаться от того, что делают командиры на местах. Более того, действия талибов в Кандагаре могут отличаться от того, что будет происходить в районе, который недавно перешел под контроль движения. И это представляет большую сложность. Но все же определяющим при анализе «Талибана» является их очень консервативное понимание ислама. Эта часть неизменна для всех талибов», – отмечает эксперт.

В то же время современная талибская доктрина – в большей степени доктрина национально-освободительного движения: долой оккупантов, долой оккупационный режим марионеток, вся власть племенным советам.

Сейчас некоторые афганцы, давая интервью западным СМИ, говорят, что не хотели бы возврата талибов с их средневековыми законами. Ведь под властью афганских демократов выросло целое поколение. Многие из них менее трепетно относятся к исламу и охотно пользуются плодами западной цивилизации, в частности смартфонами и интернетом. В Кабуле немало вполне современного вида кафе, которые, как пишут, «породили своеобразную субкультуру свободолюбия: тут проходят импровизированные концерты, а иногда и дискотеки, тут назначают свидания и набивают татуировки. В Кабуле есть художники, рок-группы и модельные агентства – разумеется, все они регулярно получают угрозы. Пару лет назад местная молодежь начала праздновать День святого Валентина».

Однако эта субкультура характерна лишь для части молодежи. И не всего Афганистана, а его столицы. В советское время в Кабуле тоже можно было видеть вполне современно одетых девушек в джинсах. Однако во втором по величине городе страны Кандагаре, если бы женщина появилась на улице без паранджи, ее забили бы камнями. А значит, и сегодня маловероятно, что кому-то из жителей уездных центров Афганистана пришло бы в голову праздновать Хеллоуин или День святого Валентина. Скорее всего, они о таких мероприятиях ничего не слышали. Если талибы обеспечат мир и порядок в стране и при этом не станут перегибать палку, люди их поддержат. Ведь в провинциях племенные законы по-прежнему ставятся выше конституции.

К сожалению, гарантировать единообразное поведение талибов на местах вряд ли кто-то возьмется. Часть из них уже пользуется смартфонами, в то же время в некоторых районах, куда пришли талибы, запрещено слушать музыку и смотреть телевизор.

При этом руководство «Талибана» утверждает, что они перестали быть структурой, которую отвергло мировое сообщество за угнетение женщин и массовые убийства этнических и религиозных меньшинств. Они обещают предоставить права женщинам, разрешить им работать и ходить в школу, если это не противоречит исламским или афганским ценностям. В то же время они намерены ограничить недавно обретенные женщинами свободы, которые, по их мнению, содействуют «безнравственности» и «непристойности».

Террористы ли талибы?

Странный вопрос. Конечно. Достаточно вспомнить историю с захватом российского лайнера 3 августа 1995 года.

Тогда самолет Ил-76ТД казанской компании «Аэростан» с семью членами экипажа на борту перевозил из Албании груз боеприпасов в рамках соглашения с правительством Афганистана. Истребители движения «Талибан» вынудили российский коммерческий борт совершить посадку в Кандагаре. Весь экипаж был отправлен в тюрьму, где 378 дней содержался в очень тяжелых условиях, подвергаясь давлению со стороны талибов, которые их всячески склоняли к принятию ислама.

Экипаж сумел убедить талибов, что самолет требует регулярного обслуживания. При проверке выяснилось, что машина была частично заправлена. После захвата топливо никто не слил, и это позволило готовить побег. Экипаж обезоружил и связал охрану, взлетел и вернулся в Россию. За этот подвиг экипаж был награжден орденами Мужества, а командиру В. И. Шарпатову и второму пилоту Г. Г. Хайруллину было присвоено звание Героя России.

После установления режима Исламского Эмирата Афганистан превратился в Мекку исламского терроризма, где нашли свое пристанище и «Аль-Каида*»*, и ИГ «ИГИЛ*», деятельность которых и спровоцировала начало операции международных сил «Нерушимая свобода». После ликвидации режима талибов в Афганистане они неоднократно устраивали террористические акты и на территории Афганистана, и на территории Пакистана. То есть движение использует терроризм как способ достижения политических целей.

Можно ли о чем-то договариваться с талибами?

Профессор Фарзана Шаих считает: «Нужно отметить, что талибы вынесли ряд важных уроков из прошлого. Например, они явно стремятся избежать этнической поляризации и гражданской войны всех против всех. В отличие от начала 2000-х, сейчас талибы ведут переговоры с местными командирами, лидерами этнических формирований и племен. Талибы явно не хотят, чтобы в Афганистане повторилась бойня на этнической почве».

А журналист Кермани добавляет: «Один из уроков, который «Талибан» усвоил из 2000-х, заключается в том, что им не стоит позволять международным джихадистским группировкам использовать Афганистан как базу, где можно укрыться и тренироваться, чтобы потом атаковать Запад, Россию или страны Центральной Азии. Я думаю, «Талибан» понял, что именно укрывательство «Аль-Каиды»*, по сути, привело к тому, что они потеряли власть в стране. Ведется много споров о том, в какой степени талибы реально разорвали свои связи с «Аль-Каидой»*. «Талибан» сейчас пытается показать себя лучшей из альтернатив для Афганистана. Но тут сложность в том, что раньше их заявления периодически расходились с делом».

Если принять на веру эти утверждения, а также высокую вероятность прихода к власти талибов в течение ближайших 12 месяцев, то вести переговоры с талибами нужно уже сейчас.

Не забывая, что пророк Мухаммед говорил: «Война – это обман». Что, собственно, и делает МИД России последние три года, вызывая резкую критику либеральной оппозиции в нашей стране и ее сторонников за ее пределами. Но поддерживаем же мы дипломатические отношения с США и Великобританией, которые открыто объявляют Россию врагом. Чем талибы хуже?

Мирное соседство Афганистана и стран Средней Азии, которые традиционно называют «мягким подбрюшьем России», обеспечивает мир в этом регионе, прежде всего в нашей стране. Добиваясь своих целей не военными, а дипломатическими способами, а также работой спецслужб, следует учитывать, что Россия имеет традиционно сильные позиции в Афганистане, которые нужно использовать, побеждая не силой оружия, а силой разума. Но и о силе оружия не забывая.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............