Игорь Переверзев Игорь Переверзев Реальных экономических революций нет и не предвидится

Бизнес начинает выдумывать всякие несуществующие проблемы и навязывать потребителям мысль, что у них что-то страшно болит. Маркетолог из человека, который ищет боли, превратился в человека, который зомбирует потребителя, убеждая того, что ему плохо.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

5 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
16 марта 2017, 17:30 • В мире

Отношение властей Латвии к акциям легионеров СС похоже на шизофрению

Отношение властей Латвии к акциям легионеров СС похоже на шизофрению
@ Илья Питалев/РИА «Новости»

Tекст: Вячеслав Вишневский,
Латвия

В четверг в Риге прошло ставшее уже традиционным шествие сторонников легионеров СС и самих бывших легионеров. Столь же традиционно для последних лет в нем приняли участие и украинские неонацисты. Многие в России считают, что Латвия поощряет нацизм на официальном уровне. На деле отношение властей к этой «традиции» значительно более сложное.

На шествие бывших солдат латышского легиона Waffen SS в центре города собрались примерно две тысячи человек. Это меньше, чем предполагалось – ранее анонсировалось участие трех тысяч сторонников легионеров. В рижской полиции с удовлетворением отметили, что это самое спокойное 16 марта за последние годы. И действительно – раньше было хуже.

Их традиции

Они грозили с земли своими старческими кулачками и выкрикивали проклятия. Но парящий Сталин только усмехался в усы

По обыкновению многие участники «марша легионеров» пришли с цветами, песнями и государственными флагами Латвии, Литвы и Эстонии. На плакатах красовались надписи «Мы говорим «нет» нацизму и коммунизму» и перечеркнутые портреты Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина. Из политиков на мероприятии были замечены депутаты сейма Имантс Парадниекс, Янис Домбрава, Райвис Дзинтарс и Эйнар Цилинскис (все – от праворадикального Национального блока). Также присутствовали украинские националисты, шедшие с лозунгами «Крым – это Украина». Дойдя до монумента Свободы в центре Риги, сторонники легионеров торжественно возложили к нему цветы.

Они грозили с земли своими старческими кулачками и выкрикивали проклятия. Но парящий Сталин только усмехался в усы

Столь же традиционно свою контракцию провели и антифашисты, встречали участников шествия плакатами «Защитим историю – против прославления латышского легиона Waffen SS» и «Вспоминая холокост, мы не должны прославлять коллаборационистов Waffen SS». При этом полиция задержала нескольких из них. Среди задержанных оказались известный в Латвии публицист Александр Гильман, гости из Германии и еще двое молодых людей, кричавших «Фашизм не пройдет!» и «Позор, Латвия!».

Дата для шествия выбрана не случайно. Во годы Второй мировой войны на территории Латвии из числа местных уроженцев были сформированы две гренадерские дивизии Waffen SS – 15-я и 19-я. Всего под знаменами Гитлера сражались 110 550 уроженцев Латвии – 87 550 в боевых частях, 23 000 во вспомогательных. Именно 16 марта 1944 года легионеры в первый раз вступили в бой с наступающими советскими войсками – это произошло в районе реки Муде (Великая), юго-восточнее города Остров. Легионерам удалось ненадолго сдержать советское наступление, и сейчас это преподносится как значительная «победа». С 1952 года 16 марта отмечается членами националистической организации «Ястребы Даугавы» как день памяти латышских легионеров.

Начиная с 1994 года легионерские шествия всегда проходят по одному сценарию. Днем 16 марта у знаменитых часов «Лайма» на углу бульвара Бривибас образуется толпа народа и полчище полицейских. Чуть дальше возвышается огромный монумент Свободы – около него двойной колонной выстраиваются группы разновозрастных граждан, сжимая в руках национальные флаги. Склоненные друг к другу, знамена образовывают своеобразный тоннель, по которому потом проходят участники шествия легионеров. Там же, у часов «Лайма», встречаются и антагонисты марширующих – антифашисты, отделенные от своих противников стеной полицейских.

Под звуки старых военных песен на латышском языке из глубины Старой Риги, от Домского собора к площади начинает свое движение толпа, в которой немногих пожилых легионеров окружают сотни их молодых поклонников, в том числе с детьми. Участники антифашистского митинга, вооруженные колонками и громкоговорителями, стараются помешать: шествие встречают гулом сирен (как при авианалете), звуками «Бухенвальдского набата», гневными речами. Когда сторонники легионеров достигают монумента и возлагают к нему цветы, то проводят собственный митинг, после чего начинают двигаться в обратном направлении.

Все это может пройти относительно спокойно, а может вылиться в столкновения. «Я вспоминаю, как 16 марта 2000 года мы запустили над марширующими эсэсовцами наполненный гелием шар с портретом Сталина. Их аж перекосило, они грозили с земли своими старческими кулачками и выкрикивали проклятия. Но парящий Сталин только усмехался в усы», – вспоминает оппозиционный активист Владимир Линдерман.

Нацисты поневоле

При воссоздании Латвийской Республики была выбрана идеологическая конструкция, целиком базировавшаяся на полном отрицании советского периода. СССР откровенно демонизировали, он был выставлен сплошным кошмаром латышского народа. Естественно, национальная мифология не мыслится без национальных героев, но где их отыскать?

Конечно, можно было сделать выбор в пользу тех латышских воинов, которые в 1917–1920-х сражались против немцев, большевиков и белогвардейцев, но этого было явно недостаточно. К тому же как-то нужно было разъяснить казус 1940 года: если СССР действительно был абсолютным злом, то почему Латвия вошла в его состав бескровно? Факт остается фактом: латыши массово сражались с СССР только в составе гитлеровской армии. Поэтому у создателей нового государства, как бы возрождающих «старое государство», не оставалось иного выбора – пришлось поднимать на щит легионеров, которые «участвовали в борьбе против Советского Союза с целью предотвратить повторную оккупацию Латвии и геноцид латышского народа». Безусловно, немалое участие в насаждении такой точки зрения приняли сами легионеры (некоторые из них, такие как Висвалдис Лацис, в 90-х заняли достаточно высокие места в иерархии Латвийской Республики) и вернувшиеся потомки тех, кто спешно покинул Латвию в 1944–1945 годах.

Однако не осознавать того, как в Европе относятся к сторонникам гитлеровцев, в Латвии не могут. Отсюда – двусмысленность ситуации. Получается, что не воспевать легионеров нельзя, но как посмотрит на это Европа и весь остальной мир? Выход нашли в попытках внушить другим странам, что легионеров нельзя рассматривать как заурядных нацистских пособников. Бывший президент Латвии Андрис Берзиньш в свое время пояснил, почему перед легионерами «надо склонить голову»: «Они попали в немецкий легион путем принуждения. Они боролись с мыслью защитить Латвию. Латыши в этом легионе не являются преступниками».

Тем не менее президент так и не решился на однозначный ответ – стоит ли в Латвии отмечать 16 марта на официальном уровне (в 1998–1999 годах 16 марта входило в число «праздничных и памятных дней», но специальной поправкой эту дату из соответствующего закона изъяли). Зато напомнил, что в стране осталось всего несколько сотен бывших легионеров, и их средний возраст составляет более 90 лет. В переводе с официального языка на общечеловеческий это можно понять и так: подождите, скоро этот вопрос разрешится сам собой. Спорно, если учитывать, что в шествиях 16 марта охотно участвует молодежь – не легионеры, но их сторонники.

#{ussr}Латвийский историк и краевед Александр Ржавин опровергает распространенное в Латвии мнение, что легионеры не могут считаться преступниками, поскольку их сгоняли в гитлеровские казармы насильно. «На мой взгляд, здесь огромная логическая неувязка: если человек считал, что он в легионе будет сражаться за Латвию, то тогда он должен был туда идти добровольно. Но нет, они заявляют, что добровольно они в легион не шли. В этом смысле мне интересно, что же это была за Латвия, за которую никто добровольно не хотел воевать? На мой взгляд, неувязка заключается в том, что легион CC за Латвию не воевал, и трагедия многих людей как раз и заключается в этом. Вообще за независимую Латвию тогда воевала лишь небольшая группа генерала Курелиса, так называемые курелиеши (точнее даже – «рубениеши», по имени лейтенанта Рубениса). Да, они носили форму немецкой армии с нашивками в виде латвийского флага на рукавах, но они подняли вооруженное восстание против немцев и ушли в леса, продолжив воевать с ними», – отмечает Ржавин.

Голос разума

В марте 2014 года появилось предписание, согласно которому ни один из членов кабинета министров Латвии под страхом увольнения не имеет права участвовать в шествиях 16 марта. Тогдашний премьер Лаймдота Страуюма ввела этот запрет на фоне событий в Крыму. Министр по делам самоуправлений Эйнар Цилинскис его нарушил – и действительно поплатился за это своим постом. Двумя годами позже преемник Страуюмы Марис Кучинскис отменил это ограничение для министров, но они сами более не обнаруживали желания присоединяться к легионерам. Уже в этом году Кучинскис особо призвал членов своего кабинета не выходить на шествие. Не запретил под страхом санкций, но очень настойчиво попросил. 

Таким образом, легионеры считаются героями на «полуофициальном» уровне, и всякий раз властям что-то «мешает» провести их окончательную канонизацию. Например, после первого же шествия в 1994 году на происходящее обратил внимание Израиль, вслед за ним возмутилась международная дипломатия – и официальная Рига попыталась откреститься от какого-либо отношения к шествию, продолжив героизировать легионеров для «внутреннего употребления». Это государственное раздвоение личности (проще говоря, шизофрения) так или иначе сопровождает 16 марта по сей день.

Нередко шествия оборачиваются скандалами. Так было, например, 16 марта 2013 года. В тот день в мероприятии участвовали депутаты сейма Райвис Дзинтарс, Имант Парадниекс, Янис Домбрава. Когда они проходили мимо участников митинга антифашистов, те включили традиционную сирену, затем зазвучала песня «Бухенвальдский набат», а через мегафон на латышском языке начали перечисляться карательные операции, проводившиеся командой нациста Виктора Арайса. Один из сторонников легионеров попытался выдернуть провода из громкоговорителей. Завязалась потасовка, националисты начали сметать плакаты с изображениями жертв холокоста. Дзинтарс, Домбрава и Парадниекс тоже принимали участие в стычке, в какой-то момент националисты стали теснить антифашистов, однако полиция их «отстояла». В итоге были задержаны четверо. На распространенных после этого в интернете видеоматериалах слышно, как 24-летний Янис Домбрава угрожает сотрудникам полиции: «Отойди, или ты здесь больше не работаешь!» 

Конфликты сопровождали шествие и в прошлом году. Тогда власти отказались допустить в страну группу европейских антифашистов, собиравшихся принять участие в митинге против шествия сторонников легионеров, а на самом шествии был задержан известный журналист Грэм Филлипс. Он попытался идти во главе колонны и нарушал ход церемонии вопросами к ее участникам типа «Почему вы прославляете фашизм?». В конце концов Филлипса под аплодисменты сторонников легионеров увезли в полицейский участок под предлогом того, что он «провоцировал людей». Впоследствии настырного британца выдворили из страны и внесли в список невъездных.

Тогда же грянул скандал с участником неонацистского украинского батальона «Азов» Ярославом Солодухой и его группой поддержки, также прибывшей в Ригу на шествие. Один из лидеров националистической партии «Все для Латвии» Имантс Парадниекс настаивал на том, чтобы гости с Украины свернули флаги с символикой батальона. Однако представители «Азова» не подчинились и проследовали за основным шествием своей колонной.

Следует также отметить, что если в прежние годы конфликт между сторонниками и противниками легионеров во многом напоминал национальный, то теперь шествие активно критикуют именно латыши. Так, влиятельный политтехнолог Юргис Лиепниекс пишет, что «никто нигде в мире не позволяет себе подобного, потому что никто не может отделить достижения Гитлера на поле боя от, например, его «достижений» на поприще уничтожения евреев». По его словам, «то, что конкретные легионеры в большинстве своем не принимали участия в расстрелах евреев, означает только то, что они не являются военными преступниками, а не то, что их победу на поле боя нужно праздновать и гордиться этим». Как и Ржавин, Лиепниекс отрицает, что легионеры «сражались за Латвию»: «Это как? Неужели псевдоисторикам националистов известен какой-то секретный план Гитлера, по которому в случае победы Третьего рейха Латвия обрела бы независимость? Конечно, нет! Скорее всего, ответом опять послужит отсылка на то, что легионеры лишь сдерживали советские войска, чтобы больше людей смогли сбежать от страшного СССР».

Также он призвал националистов, «позорящих мою страну на Европу и весь остальной мир», «перестать переворачивать историю так, как это удобно им». Поскольку «у людей не должно складываться впечатление, что латышские солдаты были лучшими друзьями и соратниками Гитлера – да такими, что еще до сих пор справляют общие победы».

..............