Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевВстреча Трампа и Нетаньяху будет сложной для обоих
После Барака Обамы, который настолько скорректировал политику США по ближневосточному вопросу, что его обвиняли в «пропалестинской» позиции, в Белый дом пришел однозначно «произраильский» Трамп. Однако как внешне-, так и внутриполитическая ситуация в США развивается таким образом, что особо радоваться Тель-Авиву не приходится.
Сегодня 15 февраля в Вашингтоне состоится встреча президента Дональда Трампа с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху. Эта встреча, на которую обеими сторонами изначально возлагались огромные надежды и ожидания, наверняка пройдет в куда более смешанных чувствах и с куда более скромными результатами.
Несмотря на громкий внешний эффект, по существу дела обстоят далеко не так оптимистично, как хотелось бы и как могло бы быть для Израиля
Чтобы «подсластить пилюлю», накануне Белый дом выступил с заявлением, которое произвело эффект разорвавшейся бомбы. Представитель администрации заявил, что США не настаивают на принципе двух государств в ближневосточной проблеме. Данный принцип предполагает создание двух государств – еврейского и арабского – как механизма разрешения ближневосточного конфликта.
Это означает отказ от позиции, которая является краеугольным камнем текущего мирового подхода к палестино-израильскому урегулированию и неизменно поддерживалась Штатами.
Заявление Белого дома уже вызвало бурную реакцию в мире, в том числе со стороны ООН. Секретариат организации заявил о неизменности поддержки принципа двух государств при решении ближневосточного конфликта.
Однако, несмотря на весьма громкий внешний эффект, по существу дела обстоят далеко не так оптимистично, как хотелось бы и как могло бы быть для Израиля. Впрочем, как и для Белого дома.
На приход Дональда Трампа в Белый дом Израилем возлагались очень серьезные надежды. Как известно, Барак Обама настолько заметно скорректировал политику США в отношении палестино-израильского вопроса, что его прямо обвиняли в смене американской линии с традиционной произраильской на пропалестинскую.
В свою очередь Дональд Трамп известен своей жестко произраильской позицией уже многие годы и даже десятилетия. В своей предвыборной кампании он подтверждал ее, неоднократно обрушиваясь с жесткой критикой политики Обамы в данном вопросе.
Начал свое президентство Трамп жесткими антииранскими заявлениями, что также было крайне положительно воспринято в Израиле. Традиционная ожесточенность ирано-израильского противостояния хорошо известна.
- Белый дом: США не настаивают на принципе двух государств в ближневосточной проблеме
- Своим подарком Палестине Обама нанес Америке только вред
- США могут отменить «ядерную сделку» с Ираном
- Помощник Трампа попался в тщательно подготовленную ловушку
Проблема в том, что за срок менее месяца нахождения нового президента в Овальном кабинете продемонстрированы крайне серьезные ограничения и препятствия, с которыми он сталкивается в своей работе.
Во-первых, практически все внешнеполитические инициативы Трампа наталкиваются на жесткую критику и прямое отторжение, причем как внутри страны, так и вовне ее. При этом нельзя не отметить, что ситуация вполне понятная, учитывая, что он склонен выдвигать предложения, которые идут вразрез с многолетними устоявшимися трендами. Свежее заявление о двух государствах в палестино-израильском конфликте является крайне наглядным примером. Но в эту же копилку идет и озвученное намерение отмены иранской «ядерной сделки», обещание переноса американского посольства в Иерусалим и многое другое.
Во-вторых, при всей своей внешней эпатажности и популизме Трамп рациональный и взвешенный игрок. Он прекрасно отдает себе отчет, что его произраильские симпатии имеют объективные ограничения, не в последнюю очередь связанные с традиционными союзниками США в арабском мире. Соответственно, он не может перегнуть палку, чтобы его шаги в поддержку Израиля не вызвали раздражение таких стран, как Саудовская Аравия, Катар и др. Именно поэтому эксперты склоняются к мнению, что обещание перенести посольство в Иерусалим так и останется невыполненным.
В-третьих, и это, наверное, самое главное, последние дни продемонстрировали, что Трамп находится под жесточайшей атакой своих оппонентов внутри США. Более того, он уже потерпел ряд крайне болезненных аппаратных поражений. Самым громким и знаковым в их череде, безусловно, стала недавняя отставка его советника Майкла Флинна.
Если в последние годы президентства Обамы о нем шутили как о «хромой утке», то меньше месяца президентства Трампа заставляют задаваться вопросом, а дадут ли ему вообще править и сделать хоть что-то задуманное.
Более того, иностранные государства и их лидеры оказываются в неприятной ситуации. Нельзя исключать развития событий, когда налаживание прочных отношений с нынешней администрацией может им аукнуться, если Трамп не выстоит в нынешней внутриполитической схватке.
В этой ситуации израильский премьер-министр – и в целом израильское государство – оказывается в ситуации, когда ему проще поддерживать прочные отношения с традиционно сильным произраильским лобби в американском истеблишменте, но не слишком уж сближаться и демонстрировать свое расположение действующему американскому президенту, чье будущее становится все более туманным.
В итоге по совокупности обстоятельств первая встреча Трампа и Нетаньяху, которая могла бы действительно открыть новую главу в американо-израильских отношениях, с большой вероятностью не принесет никаких реальных результатов. Хотя после заметного охлаждения периода Обамы даже резкое потепление взаимной риторики можно будет уже назвать достижением.