Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

3 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине

На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?

2 комментария
Илья Ухов Илья Ухов Национальную гордость осетин оскорбили пьянством

Важно защитить уникальное национальное разнообразие, не дать прорасти семенам нетерпимости, уничтожающей традиционный уклад на Северном Кавказе.

8 комментариев
24 января 2017, 20:01 • В мире

Своим подарком Палестине Обама нанес Америке только вред

Своим подарком Палестине Обама нанес Америке только вред
@ Jonathan Ernst/Reuters

Tекст: Ирина Алкснис

Барак Обама в последние часы своего правления перевел 221 миллион долларов Палестинской автономии. Желая «поставить подножку» своему преемнику, он в реальности нанес серьезнейший ущерб стране. Оказывается, десятилетия последовательной стратегической политики глобальной сверхдержавы могут быть «пущены под откос» волюнтаристскими решениями одного или нескольких человек.

Уже после официального вступления в должность Дональда Трампа стало известно еще об одной – и тоже не факт, что последней – «свинье», которую предыдущий президент США подложил своему преемнику.

Желая усложнить жизнь и работу своему преемнику, Обама на самом деле нанес ущерб – и весьма серьезный – своей стране

Агентство Associated Press сообщило, что буквально в последние часы своего правления администрация президента-демократа Барака Обамы перевела Палестинской автономии 221 миллион долларов.

Красок произошедшему добавляет, что данное решение требует одобрения Конгресса, а республиканское большинство выступило категорически против выделения денег для палестинцев. В результате, чтобы реализовать замысел и соблюсти формальности, администрация Обамы направила конгрессменам письменное уведомление о таком решении в минувшую пятницу, за несколько часов до конца своей работы. Это было 20 января, в день инаугурации избранного президента Дональда Трампа.

Перевод 221 миллиона стал вторым за последние недели правления Барака Обамы демонстративным и жестким антиизраильским шагом США. До этого огромный резонанс и крайне резкую реакцию Израиля вызвало то, что Штаты впервые не наложили вето на «антиизраильскую» резолюцию в Совете Безопасности ООН.

Сложные отношения администрации Обамы с израильским государством никогда не были секретом. Самого 44-го президента США обвиняли не только в предпочтении палестинской стороны в палестино-израильском конфликте, но и чуть не в антисемитизме и даже в скрываемом мусульманском вероисповедании.

Тель-Авив не оставался в долгу и всячески демонстрировал свое негативное и даже откровенно презрительное отношение к Обаме. Таковым, например, стал отказ – в весьма оскорбительной форме – премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху от встречи с Обамой год назад.

Однако никакие не слишком дружественные Израилю шаги Обамы и его администрации за предыдущие восемь лет не могут сравниться с теми вопиющими действиями последних недель его правления, которые идут принципиально вразрез с десятилетиями американской политики в регионе.

Действия предыдущего американского президента последнего времени принято объяснять его желанием навредить и оставить «заряженные мины» для Дональда Трампа. С немалой вероятностью это действительно так. Однако проблема в том, что, желая усложнить жизнь и работу своему преемнику, Обама на самом деле нанес ущерб – и весьма серьезный – своей стране.

Дело не в том, что перечисленные решения оказали необратимый эффект на американо-израильские отношения. Разумеется, это не так.

Дональд Трамп известен своей жесткой и достаточно радикальной произраильской позицией. Можно не сомневаться, что под его руководством Штаты быстро вернутся в традиционное русло поддержки Израиля, который является главным их союзником и партнером на Ближнем Востоке. Сам факт обсуждения возможного переноса посольства США в Иерусалим, что было обещано Трампом в ходе предвыборной кампании, говорит о многом.

Проблема в другом. Последние шаги Обамы на посту президента продемонстрировали, причем всему миру, что Штаты могут в результате совершенно волюнтаристских решений отдельных персон изменить собственным стратегиям, которых придерживались многие десятилетия. В таких обстоятельствах международная политика приобретает качественно новые черты. А учитывая, что речь идет о ключевой – если не сказать, единственной – глобальной сверхдержаве, это может быть просто опасным.

Это выглядит особенно «бледно» на фоне России, которая в это же самое время демонстрирует умелое маневрирование в тех же самых сложных ближневосточных реалиях.

Как известно, со времен холодной войны унаследована конфигурация «США – за Израиль, СССР/РФ – за арабов», и Россия по-прежнему твердо придерживается ключевых пунктов своей позиции по палестино-израильскому вопросу, которым уже много десятилетий. В частности, это включает в себя последовательное голосование за «антиизраильские» резолюции в Совбезе ООН.

Однако это не помешало России радикально улучшить свои отношения с Израилем за последние годы, в том числе в столь сложной сфере, как военная. Дело дошло до того, что регулярно стали озвучиваться мнения, что Израиль постепенно переключается на Россию как свое главное геополитическое прикрытие в регионе, поскольку полагаться на Штаты он больше не может. И столь кардинальное изменение положения вовсе не потребовало от России отказа от традиционной «пропалестинской» позиции и потери позиций в арабском мире.

В результате последних действий Обамы Дональду Трампу придется не столько сглаживать неурядицы в американо-израильских отношениях, сколько компенсировать общемировое потрясение от осознания, что главная мировая сверхдержава может пускать под откос десятилетия собственной политики ради удовлетворения порывов небольших элитарных групп, а то и вовсе одного человека, и политическая система этой сверхдержавы не имеет предохранителей для предотвращения подобного развития событий.