Дмитрий Орехов Дмитрий Орехов Как правильно сравнивать Россию и Запад

Почему-то мы стараемся быть очень справедливыми, когда дело касается наших западных соседей. Мы уверены, что даже малейшая критика в их адрес заставит нас забыть о своих собственных просчетах и недостатках.

17 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Сказки о «западном рае» для украинцев разбились о реальность

Июнь 2025 года обесценил нарративы о грядущем «западном рае» для Украины. Перспективы оказаться в ЕС, НАТО, вечно пользоваться защитой США стали абсолютно нереальными. И даже информационно зомбированные украинцы не могут не видеть этого.

14 комментариев
Олег Хавич Олег Хавич Польша прямо назвала украинских националистов палачами

11 июля в Польше стал Днем памяти поляков – жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в 40-х годах прошлого века. К этому решению Польша фактически шла 80 лет.

6 комментариев
25 ноября 2017, 10:20 • В мире

Новый глава Зимбабве ищет поддержки белых

Новый глава Зимбабве ищет поддержки белых
@ Сollection of Douglas Bell/Wikipedia

Tекст: Алексей Нечаев,
Юрий Зайнашев

Едва придя к власти, новый президент Зимбабве посулил компенсацию белым фермерам, которых раскулачили в этой стране в начале нулевых. Кроме того, он попросил Запад больше не «наказывать» его страну и снять экономические санкции. Прежний президент Мугабе, по сути, мстил «белым колонизаторам» за времена апартеида. Неужели чернокожие желают покаяться перед недобитыми белыми?

Новый президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва в своей программной речи после вступления в должность в пятницу пообещал возместить убытки белым, потерявшим землю в результате аграрной реформы во время правления предшественника – Роберта Мугабе.

«Мое правительство обязуется компенсировать убытки тем фермерам, чьи земли были отняты», – заявил Мнангагва. Тем самым он анонсировал пересмотр земельной реформы начала 2000-х, которая сопровождалась экспроприацией ферм, принадлежавших белому меньшинству.

Кроме того, Мнангагва попросил Запад снять санкции, введенные за нарушение прав человека в стране, причем сделал это в явно покаянном тоне: «Мы просим тех, кто наказал нас в прошлом, пересмотреть (санкции – прим. телеканала RT)». Мнангагва также поручился за сохранность иностранных инвестиций.

Запад в ответ уже шлет позитивные сигналы. Так, представитель Госдепа Хезер Науэрт в пятницу заявила, что Вашингтон вовсе не рассматривает события в Зимбабве как государственный переворот. Ранее британский премьер Тереза Мэй выразила надежду на улучшение отношений после смены власти в Хараре.

«Большинство этих белых фермеров – зимбабвийские граждане. И они либо разъехались в соседние страны, либо остались в Зимбабве и занимаются Бог знает чем, чтобы хоть как-то прожить», – рассказала газете ВЗГЛЯД живущая в ЮАР профессор Высшей школы экономики Ирина Филатова. И добавила:

«Обещание компенсировать убытки – это еще не сама компенсация. Что получится на деле – большой вопрос. Но в смысле риторики это сдвиг. Ведь вся риторика Мугабе была направлена против империализма, против Запада, против белых».

Прогнозы о том, что преемники Мугабе попытаются примириться с Западом, зазвучали уже в день самого путча. В частности, об этом говорила сама Филатова.

При этом она уверена, что на уровне рядовых граждан расистские идеи Мугабе слабо распространены. «Я была в Зимбабве и до того, как Мугабе изменил свою политику, и после. В начале 2000-х годов никакого расизма я не замечала. Совершенно спокойно белый человек ходил по улицам, и я ходила в том числе и одна, по вечерам – и не встречала никакой враждебности», – продолжила Филатова.

«Потом началась бешеная кампания и пропаганда против Запада и белых – ну, наверное, какие-то изменения в обществе произошли. Но, опять же, я до сих пор многих зимбабвийцев знаю лично – они не испытывают никакого расизма. Кстати, среди миллионов зимбабвийцев, которые эмигрировали в Южную Африку, тоже считается, что «антибелая пропаганда» в ЮАР ведется намного сильнее. В ЮАР ее очень долго вело правительство, и эта кампания теперь даже усиливается в связи с приближением выборов. Президент Зума даже изобрел теорию «Белого монополистического капитала», – пояснила Филатова.

«В общем, полагаю, что в Зимбабве есть определенная враждебность после стольких лет пропаганды, но она не сидит глубоко в местном населении», – подытожила профессор. 

Политолог Владимир Можегов пока не видит признаков завершения эры «черного расизма». «По-моему, все как раз наоборот: усиливается пропаганда от глобальных элит, направленная на разжигание еще большей вражды. В соседней Южной Африке происходит какой-то кошмар с белым населением: кого не вырезали, того выгнали. А в Зимбабве происходит просто смена элит. На лозунги предыдущей власти новая должна в ответ озвучить нечто другое, чтобы смотреться «белыми и пушистыми» на фоне того, что было», – сказал Можегов газете ВЗГЛЯД.

Впрочем, нельзя исключать, что со сменой власти в Зимбабве появятся новые силы с разумными идеями. «Возможно, Мнангагва действительно хочет заручиться поддержкой белых. Никто же не ожидал, что президентом Америки станет Дональд Трамп, здесь то же самое. Но пока я бы осторожно относился к обещаниям Мнангагвы», – подытожил эксперт.

«Когда велись переговоры о независимости Зимбабве, 5% белых владели 90% земель в Зимбабве. К концу 90-х, когда Мугабе начал земельную реформу, в стране белых уже остался один процент, но и он владел 70% земель, то есть остальные 99% африканцев ютились на оставшейся земле. Землю нужно было однозначно распределять. Отмечу, что за все время земельной реформы погибло примерно 8 белых фермеров, в то же время в ЮАР в ходе земельной реформы было за несколько лет убито более полутора тысяч человек», – рассказал газете ВЗГЛЯД кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Африки РАН Эльдар Салахетдинов.

Как это ни странно звучит, от Мугабе страдали представители не только белой, но и желтой расы. «Из-за популистской политики Мугабе весь бизнес должен был на 50% принадлежать зимбабвийцам. Китайцам это требование долгое время удавалось избегать с помощью взяток и административных уловок, но в последние годы Китай как основной инвестор в Зимбабве очень беспокоился по этому поводу. Потому мы можем ожидать от Мнангагвы вообще отказа от политики коренизации. Эта политика загубила всю экономическую привлекательность страны», – подытожил Салахетдинов.

Как уволенный вице-президент стал президентом

Напомним, в пятницу бывший вице-президент Зимбабве 75-летний Эммерсон Мнангагва (по прозвищу Крокодил) был приведен к присяге в качестве нового президента страны.

В молодости новый глава государства активно участвовал в партизанской войне в Южной Родезии, в ходе которой познакомился с будущим лидером Зимбабве Робертом Мугабе. В 1960-е годы Мнангагву приговорили к 10-летнему тюремному сроку за диверсии, после освобождения из тюрьмы он получил юридическое образование. После знакомства с Мугабе Мнангагва стал его помощником и телохранителем, а затем занимал ключевые посты в государстве.

Три года назад Мнангагва стал первым вице-президентом. Он считался главным преемником Мугабе, однако после ссоры с женой президента Грейс в начале этого месяца был уволен. После этого политик бежал в ЮАР. По одной из версий, Мнангагва заслужил кличку Крокодил за способность терпеливо выжидать и начинать действовать в нужный момент.