Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
25 ноября 2017, 10:20 • В мире

Новый глава Зимбабве ищет поддержки белых

Новый глава Зимбабве ищет поддержки белых
@ Сollection of Douglas Bell/Wikipedia

Tекст: Алексей Нечаев,
Юрий Зайнашев

Едва придя к власти, новый президент Зимбабве посулил компенсацию белым фермерам, которых раскулачили в этой стране в начале нулевых. Кроме того, он попросил Запад больше не «наказывать» его страну и снять экономические санкции. Прежний президент Мугабе, по сути, мстил «белым колонизаторам» за времена апартеида. Неужели чернокожие желают покаяться перед недобитыми белыми?

Новый президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва в своей программной речи после вступления в должность в пятницу пообещал возместить убытки белым, потерявшим землю в результате аграрной реформы во время правления предшественника – Роберта Мугабе.

«Мое правительство обязуется компенсировать убытки тем фермерам, чьи земли были отняты», – заявил Мнангагва. Тем самым он анонсировал пересмотр земельной реформы начала 2000-х, которая сопровождалась экспроприацией ферм, принадлежавших белому меньшинству.

Кроме того, Мнангагва попросил Запад снять санкции, введенные за нарушение прав человека в стране, причем сделал это в явно покаянном тоне: «Мы просим тех, кто наказал нас в прошлом, пересмотреть (санкции – прим. телеканала RT)». Мнангагва также поручился за сохранность иностранных инвестиций.

Запад в ответ уже шлет позитивные сигналы. Так, представитель Госдепа Хезер Науэрт в пятницу заявила, что Вашингтон вовсе не рассматривает события в Зимбабве как государственный переворот. Ранее британский премьер Тереза Мэй выразила надежду на улучшение отношений после смены власти в Хараре.

«Большинство этих белых фермеров – зимбабвийские граждане. И они либо разъехались в соседние страны, либо остались в Зимбабве и занимаются Бог знает чем, чтобы хоть как-то прожить», – рассказала газете ВЗГЛЯД живущая в ЮАР профессор Высшей школы экономики Ирина Филатова. И добавила:

«Обещание компенсировать убытки – это еще не сама компенсация. Что получится на деле – большой вопрос. Но в смысле риторики это сдвиг. Ведь вся риторика Мугабе была направлена против империализма, против Запада, против белых».

Прогнозы о том, что преемники Мугабе попытаются примириться с Западом, зазвучали уже в день самого путча. В частности, об этом говорила сама Филатова.

При этом она уверена, что на уровне рядовых граждан расистские идеи Мугабе слабо распространены. «Я была в Зимбабве и до того, как Мугабе изменил свою политику, и после. В начале 2000-х годов никакого расизма я не замечала. Совершенно спокойно белый человек ходил по улицам, и я ходила в том числе и одна, по вечерам – и не встречала никакой враждебности», – продолжила Филатова.

«Потом началась бешеная кампания и пропаганда против Запада и белых – ну, наверное, какие-то изменения в обществе произошли. Но, опять же, я до сих пор многих зимбабвийцев знаю лично – они не испытывают никакого расизма. Кстати, среди миллионов зимбабвийцев, которые эмигрировали в Южную Африку, тоже считается, что «антибелая пропаганда» в ЮАР ведется намного сильнее. В ЮАР ее очень долго вело правительство, и эта кампания теперь даже усиливается в связи с приближением выборов. Президент Зума даже изобрел теорию «Белого монополистического капитала», – пояснила Филатова.

«В общем, полагаю, что в Зимбабве есть определенная враждебность после стольких лет пропаганды, но она не сидит глубоко в местном населении», – подытожила профессор. 

Политолог Владимир Можегов пока не видит признаков завершения эры «черного расизма». «По-моему, все как раз наоборот: усиливается пропаганда от глобальных элит, направленная на разжигание еще большей вражды. В соседней Южной Африке происходит какой-то кошмар с белым населением: кого не вырезали, того выгнали. А в Зимбабве происходит просто смена элит. На лозунги предыдущей власти новая должна в ответ озвучить нечто другое, чтобы смотреться «белыми и пушистыми» на фоне того, что было», – сказал Можегов газете ВЗГЛЯД.

Впрочем, нельзя исключать, что со сменой власти в Зимбабве появятся новые силы с разумными идеями. «Возможно, Мнангагва действительно хочет заручиться поддержкой белых. Никто же не ожидал, что президентом Америки станет Дональд Трамп, здесь то же самое. Но пока я бы осторожно относился к обещаниям Мнангагвы», – подытожил эксперт.

«Когда велись переговоры о независимости Зимбабве, 5% белых владели 90% земель в Зимбабве. К концу 90-х, когда Мугабе начал земельную реформу, в стране белых уже остался один процент, но и он владел 70% земель, то есть остальные 99% африканцев ютились на оставшейся земле. Землю нужно было однозначно распределять. Отмечу, что за все время земельной реформы погибло примерно 8 белых фермеров, в то же время в ЮАР в ходе земельной реформы было за несколько лет убито более полутора тысяч человек», – рассказал газете ВЗГЛЯД кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Африки РАН Эльдар Салахетдинов.

Как это ни странно звучит, от Мугабе страдали представители не только белой, но и желтой расы. «Из-за популистской политики Мугабе весь бизнес должен был на 50% принадлежать зимбабвийцам. Китайцам это требование долгое время удавалось избегать с помощью взяток и административных уловок, но в последние годы Китай как основной инвестор в Зимбабве очень беспокоился по этому поводу. Потому мы можем ожидать от Мнангагвы вообще отказа от политики коренизации. Эта политика загубила всю экономическую привлекательность страны», – подытожил Салахетдинов.

Как уволенный вице-президент стал президентом

Напомним, в пятницу бывший вице-президент Зимбабве 75-летний Эммерсон Мнангагва (по прозвищу Крокодил) был приведен к присяге в качестве нового президента страны.

В молодости новый глава государства активно участвовал в партизанской войне в Южной Родезии, в ходе которой познакомился с будущим лидером Зимбабве Робертом Мугабе. В 1960-е годы Мнангагву приговорили к 10-летнему тюремному сроку за диверсии, после освобождения из тюрьмы он получил юридическое образование. После знакомства с Мугабе Мнангагва стал его помощником и телохранителем, а затем занимал ключевые посты в государстве.

Три года назад Мнангагва стал первым вице-президентом. Он считался главным преемником Мугабе, однако после ссоры с женой президента Грейс в начале этого месяца был уволен. После этого политик бежал в ЮАР. По одной из версий, Мнангагва заслужил кличку Крокодил за способность терпеливо выжидать и начинать действовать в нужный момент.

..............