Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

4 комментария
1 ноября 2016, 20:00 • В мире

Россия не может позволить Туркмении оставаться «слабым звеном»

Россия не может позволить Туркмении оставаться «слабым звеном»
@ Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Tекст: Ирина Алкснис

Президенты России и Туркмении пытаются решить комплекс накопившихся проблем, при этом газовый конфликт является всего лишь производным от базового противоречия. Ашхабад является «слабым звеном» в системе безопасности в Прикаспийско-Среднеазиатском регионе. И события развиваются таким образом, что подобное положение вещей становится недопустимым.

Во вторник по приглашению президента России состоялся рабочий визит в Москву президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова. Президенты общались «с глазу на глаз», что отражает текущую не самую простую ситуацию в отношениях между странами и множество накопившихся вопросов, для решения которых требуется политическая воля и серьезные усилия с обеих сторон.

Практика показала, что Россия договаривается с теми, кто идет ей навстречу, и ищет способы принуждения тех, кто сопротивляется

Туркменистан – одна из самых закрытых и самоизолировавшихся постсоветских стран. Он не входит ни в какие постсоветские союзы (устав СНГ Туркмения наряду с Украиной так и не ратифицировала) – ни экономические, ни политические, ни военные – и тщательно блюдет свой нейтралитет.

Последовательная деятельность Кремля по созданию общего экономического пространства и единой системы региональной безопасности усиливает дистанцированность туркменского руководства во взаимоотношениях с Россией.

Следует признать, что настороженность туркменского руководства выглядит небезосновательной.

В действиях Кремля прослеживается следование стратегической повестке, актуальной в отношении всех южных соседей страны. При этом практика показала, что Россия договаривается с теми, кто идет ей навстречу, и ищет способы принуждения тех, кто сопротивляется. В данном случае основным инструментом принуждения стал главный экспортный товар Туркмении – газ.

В последние годы между Россией и Туркменией развивается газовый конфликт. У этого конфликта, безусловно, есть экономическая подоплека. Однако объемы туркменского газа для Газпрома столь незначительны в общем обороте бизнеса российского газового гиганта, что уровень вовлеченности госкорпорации в данную тему явно выходит за рамки просто коммерческих интересов.

Нет сомнения, что в своем взаимодействии с Туркменистаном Газпром руководствуется в первую очередь интересами и планами российского государства, а затем уже собственной выгодой.

С января 2016 года, после нескольких лет постепенного, но неуклонного урезания объемов, Газпром полностью прекратил закупки туркменского газа.

Это поставило Туркменистан в весьма сложное положение. Обладая огромными газовыми запасами, страна имеет серьезные проблемы со сбытом. Именно поэтому Туркменистан так истово уже много лет стремится к строительству новых газопроводов, которые бы вывели его напрямую на новые рынки – в обход России. В августе президент Бердымухамедов предпринял очередную попытку. Однако пока все планы остаются на бумаге.

Причина в том, что самое актуальное для Туркменистана направление – западное – по сути, заблокировано из-за географического положения страны. Россия и Иран возражают против строительства газопровода по дну Каспийского моря. Формально – апеллируя к экологической безопасности, однако нет сомнений, что главными тут являются политические и экономические мотивы.

Главным покупателем у Ашхабада является Китай. В 2015 году совокупный экспорт газа из Туркменистана составил 48 млрд кубометров, из которых Китай заполучил около 30–35 млрд кубометров. Китайцы традиционно являются крайне жесткими бизнес-партнерами, и положение Пекина как почти монопольного покупателя усугубило и без того тяжелую ситуацию для Туркмении. А если добавить сюда падение мировых цен на нефть и, как следствие, на газ, то картинка становится совсем мрачной.

Данное давление России – а это, разумеется, давление – весьма чувствительно для туркменского руководства. Это выплеснулось в анекдотичный и даже несколько истерический шаг, когда летом 2015 года министерство нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркмении заявило о неплатежеспособности, то бишь банкротстве Газпрома.

Однако к ноябрю 2016 года руководство Туркмении созрело для общения с Кремлем, результатом чего и стал рабочий визит Бердымухамедова в Москву.

Столь последовательно жесткая политика Кремля в отношении «упрямого партнера» связана с двумя важнейшими не только для России, но и для всех соседей направлениями – безопасностью, то есть совместным противостоянием исламистской и террористической угрозам, и экономикой, в первую очередь развитием транспортно-логистической оси север-юг.

Оберегающий свою изоляцию Туркменистан в нынешних условиях расшатывающегося и переформатирующегося мира становится слабым звеном в единой системе безопасности и «ключом», который может быть использован сразу против двух важнейших регионов – Среднеазиатского и Прикаспийского. Причем оба региона находятся под серьезной угрозой удара исламистов.

Подобная ситуация недопустима, и можно предположить, что будут использованы все возможные способы склонить Туркмению к сотрудничеству, тем более что Кремль не ставит невозможных требований.

Судя по заявлению туркменского лидера в Москве, по одному направлению – сотрудничеству в транспортно-логистической сфере – можно ожидать определенных сдвигов. Бердымухамедов даже пригласил Путина принять участие в глобальной конференции по транспорту, которая пройдет в Туркменистане под эгидой ООН 26–27 ноября.

Однако в том, что касается сотрудничества в сфере безопасности, похоже, Туркмения по-прежнему не готова к совместной работе даже на уровне координации.

Комментарий Бердымухамедова о том, что его страна «нейтральная сторона, и мы благодарны вам за то, что вы не только два раза нас поддержали, но даже были соавторами нейтралитета Туркменистана», выглядит уклонением от участия в системе общеевразийской безопасности, что интенсивно отстраивается последние годы.

О реальных результатах сегодняшних переговоров можно будет судить позже – по конкретным изменениям и решениям. Однако, если они окажутся безуспешными, можно не сомневаться, что Россия продолжит свой курс по склонению Туркменистана к совместной работе в сферах, которые ныне объективно являются жизненно важными для огромного региона.

..............