20 апреля, суббота  |  Последнее обновление — 19:20  |  vz.ru

Если ты не вооружен искусствоведческой лупой, тебе хочется одного

Ольга Андреева, корреспондент отдела науки журнала "Русский репортер"
Не надо забывать, что искусство – тоже бизнес. Сказать посетителю, что Люсьен Фрейд отвратителен, это как если бы официант отговаривал вас заказывать эскалоп, потому что свинина несвежая. Стоит в меню – ешь. Повесили в музее – смотри! Подробности...

Порошенко отложил личинку в Зеленского

Глеб Простаков, журналист
Порошенко был сродни питону Каа из мультфильма про Маугли, своим танцем притягивая обезьян-бандер-логов к себе. Зеленский же был тем самым бандер-логом дразнившем змею. По смыслу - грозно. По форме - смешно. Подробности...

Зеленский как чистый тип политического хулигана

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Есть два типа популистов по характеру самопрезентации: «популист-братан» и «популист-подружка». Братан и его субразновидность «мощный дед» – это хулиган. «Сеня, пошли пивка дернем! Как не хочешь?» – и подмигивает хулиганским глазом. Подробности...

Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон

Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон, собравший множество ярких новинок от ведущих автопроизводителей из 20 стран мира. В центре внимания – электромобили. Скажем, Audi привезла в Китай настоящий автомобиль будущего – концепт AI:me, полностью электрический беспилотник

Появились первые фото из сгоревшего Нотр-Дама

Появились первые фотографии из сгоревшего собора Парижской Богоматери. Горевший всю ночь храм получил серьезные повреждения: обрушился деревянный шпиль, пострадала несущая конструкция. С полыхавшим всю ночь огнем удалось справиться только к утру

Собор Парижской Богоматери сгорел

Знаменитое на весь мир здание собора Парижской богоматери, кажется, уже не будет прежним. Легендарная церковь пострадала от сильнейшего пожара, дым от которого был виден на весь Париж

НОВОСТЬ ЧАСА:Адвокат Порошенко подал иск о снятии Зеленского с выборов

Путин помог вскрыть иллюзию единства Балтии

ракеты Rampage

Израиль придумал способ перехитрить российские С-300

«все, включая Макрона»

Во Франции заявили о фактическом признании Крыма частью России

«приняла огонь на себя»

Молодая ополченка пожертвовала собой во время атаки ВСУ

«живой организм»

Экс-главком Черноморского флота прокомментировал поломку «Цезаря Куникова»

гражданская война

Ополченцы ДНР понесли серьезные потери в столкновении с диверсантами

«самая воинственная»

Бывший президент США пошел наперекор всей американской элите

поставки нефти и угля

Угроза Медведева Украине содержит намек и для Лукашенко

война в ливии

Проиграл ли «пророссийский фельдмаршал» битву за Триполи

Российский автопром

Антон Любич: Автомобиль для миллионеров дарит шанс экономике

История войны

Алексей Колобродов: Несвоевременный роман, который очень вовремя

Дорога в ад

Сергей Худиев: Транс-активисты вплотную принялись за детей

Должна ли Россия помочь Франции в восстановлении собора Парижской Богоматери?

Нужны ли еще Земле космонавты

Космонавт Андропов в фильме «Армагеддон» приносит явную пользу – он кувалдой чинит звездолет   13 апреля 2019, 16:00
        Фото: Touchstone Pictures
        Текст: Алексей Нечаев,
        Анна Кукушкина

В прошедший накануне праздник космонавтам неожиданно пришлось оправдываться за собственное существование. К этому их вынудил сотрудник РАН, заявивший, что надобность в людях на орбите давно отпала, их прекрасно заменят роботы. Допустим, так. Но вот вопрос: когда придет время переселять население Земли на другую планету, как обойтись без опыта космонавтов?

Эпоха освоения космоса с помощью пилотируемых полетов закончилась, все важные открытия сейчас осуществляются с помощью роботов, заявил в пятницу радио «Говорит Москва» ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Вячеслав Докучаев.

«МКС с точки зрения науки – это пустая трата времени. Космонавты там занимаются в основном собственным жизнеобеспечением и изучают, кто у них там дырки просверливает.

Тратятся миллиарды не рублей, а долларов, а научный выход – ноль. Давным-давно все открытия получаются с помощью роботов. Марсоход на Марсе, флуктуации реликтового излучения – все это получено роботами. Человек в космосе просто сейчас не нужен. Человеческая космонавтика нужна, но только на частные деньги. А государство свои деньги налогоплательщиков должно тратить на настоящую науку», – убежден ученый.

Примечательно, что это заявление он сделал прямо в День космонавтики.

Выпад Докучаева вызвал коллективную отповедь из уст сразу нескольких космонавтов.

«США и Китай ведь тоже не просто так развивают программы пилотируемых кораблей. И если мы хотим отстать, если хотим не быть космической державой, тогда да, можно обойтись без пилотируемой космонавтики», – заявил газете ВЗГЛЯД космонавт, депутат Госдумы Максим Сураев.

«Я не уверен в компетентности этого сотрудника. В каких-то отдельных вопросах беспилотные корабли и роботы решают некоторые задачи. Но в любом случае, чтобы применять все это для человечества, нам нужен и человек в космосе. Если бы все было так, как заявил Докучаев, мы бы лежали все на диванах и не ходили на работу. Но жизнь показывает, что не получается у нас все заменить машинами», – сказал Сураев.

«Пилотируемая космонавтика была, есть и будет. Все самое необходимое в космосе делается руками человека, – подчеркнул Сураев. – Да, какие-то вещи можно доверить роботу, но и его должен контролировать человек с помощью своего мозга, осязания, обоняния, зрения».

Исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев лаконично заявил, что ученый РАН «не прав», а космонавт Андрей Борисенко в свою очередь заметил, что человека нельзя противопоставлять «автомату». «Этот спор напоминает, какая рука для человека важнее – левая или правая. Необходим именно комплексный подход в решении научных задач. Далеко не все могут делать автоматы», – заметил он.

Начальник Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЦПК) Павел Власов тоже встал на защиту своей профессии. «Люди без подпорки автоматов не смогут работать, а автоматы – без влияния людей, особенно в деятельности на других планетах. Без людей нам не обойтись», –цитирует Власова ТАСС.

Кстати, споры о статусе космонавтов в нашей стране уже возникали. Как писала газета ВЗГЛЯД, еще в 2010 году Минобороны дважды отказалось наградить званием Героя России того же Максима Сураева. Современные полеты в космос российские генералы уже не считают достаточно опасными и заслуживающими награждения пилотов Золотой Звездой. С просьбой о награждении Сураева Роскосмос обратился прямо к президенту, после чего Сураев все же получил звезду Героя.

В отличие от космонавтов другие российские ученые не спешат с порога отметать тезис Докучаева.

«Действительно, с большинством экспериментов по фундаментальной науке, связанных с наблюдением за космосом и планетами, магнитными бурями, проведением, например, экспериментов, связанных с проверкой теории относительности, лучше справляются автоматические спутники», – заявил газете ВЗГЛЯД российский физик, специалист в области космической плазмы, геофизики, член-корреспондент РАН Анатолий Петрукович.

«Но если говорить о биологической науке, связанной с изучением материалов в рамках экспериментов, которые проводятся на станции в условиях невесомости, – здесь космонавты и экипаж корабля выполняют существенную роль», – отметил эксперт.

«Кроме того, существует огромный пласт науки, связанной с освоением космоса. Мы должны изучить эту среду с точки зрения проживания в ней. Рано или поздно люди будут летать в космос, поэтому надо понимать, как человек себя чувствует в невесомости. Если нам нужно перелететь на другую планету, то как еще это можно сделать?» – поясняет ученый.

«Не нужно считать, что это необходимость завтрашнего дня – переселиться в космос,

– считает собеседник. – Но с точки зрения прогресса человечества, экспансии человека в космос, пилотируемые полеты нужны, поскольку это первый шаг».

«Чтобы переплыть Атлантический океан, никто не ждал, когда появится лайнер. Люди переплывали его и на лодках, и на плотах. Постепенно пересечение океана становилось все более доступным. Вот и в освоении космоса мы также находимся на начальной стадии», – резюмировал Петрукович.

Надо признать – сомнения в необходимости пилотируемых полетов звучат и на Западе. Когда в прошлом году бурно обсуждались планы Илона Маска наладить полеты на Марс, 85-летний астронавт Билл Андерс назвал глупой идею пилотируемых экспедиций к этой планете. Он считает, что от беспилотных программ гораздо больше пользы, прежде всего потому, что они намного дешевле.

Андерс прославился в далеком 1968 году, когда летал к Луне на корабле «Аполлон-8». «Сегодня НАСА не смогло бы высадиться на Луне. Они так закостенели... НАСА превратилось в программу трудоустройства... Многие центры в основном заинтересованы лишь в том, чтобы быть чем-то занятыми», – посетовал Андерс в интервью Би-би-си. Андерс также критически настроен вообще к стратегии НАСА. По его мнению, оно создало космическую станцию на околоземной орбите только для того, чтобы оправдать существование шаттлов.

«Космическая станция оказалась там только потому, что у нас был шаттл, и наоборот. НАСА на самом деле очень плохо вело пилотируемую программу с тех пор, как закончились лунные проекты», – уверен астронавт.