Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПрестиж рабочих специальностей в России продолжает расти
Минобрнауки РФ отчиталось о росте числа молодых людей, выбирающих для себя рабочие специальности. Это действительно хорошие новости для страны в целом. Перекос в модные, но недостаточно востребованные профессии должен быть выправлен, этого требуют насущные потребности российской экономики. Но на этом пути еще многое предстоит сделать.
Как передает Russia Tоday со ссылкой на данные Министерства образования и науки, с нового учебного года к обучению по программам среднего профессионального образования приступят более 976 тыс. первокурсников. В 2016/17 учебном году их было 934 тысячи, еще годом ранее – 910 тысяч.
Тенденция налицо. И это, безусловно, положительная тенденция.
Высшее образование в 90-е годы стало самоцелью для молодежи и особенно для их родителей. Так остается по сию пору. При этом мало кто задумывается о том, как и где будет работать «юрист» или «экономист», получивший свою «корочку» в существующем на непонятных условиях «филиале» столичного института, в малоизвестном провинциальном вузе или в невнятном коммерческом.
Как отмечало в начале июля издание «Накануне.Ru», в Тюменском государственном университете ситуация не меняется вот уже несколько десятилетий: «Как обычно, пользуются популярностью такие направления, как юриспруденция, экономика, таможенное дело». При этом в приемной комиссии Уральского политехнического колледжа (среднее специальное образование) сообщают, что «самая актуальная специальность на данный момент – «право и организация социального обеспечения» (юристы)». То есть даже в техническом учебном заведении самым популярным направлением остается юриспруденция.
В столичном колледже многоуровневого профессионального образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) также признают, что конкурс в первую очередь возникает отнюдь не на рабочие специальности: «У нас 30 мест на «экономику и бухгалтерский учет» и «земельно-имущественные отношения», а заявлений уже 46 и 67 соответственно. А по «техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта» у нас 90 бюджетных мест, подано 66 заявлений».
Таким образом, вектор пока еще не сменился, но положительный сдвиг, повторимся, наметился.
В то же время, как отмечает Минобр, самыми популярными направлениями в среднем специальном образовании являются повар-кондитер, автомеханик, сварщик, тракторист-машинист сельхозпроизводства, парикмахер, электромонтёр, продавец, мастер отделочных строительных работ, мастер по обработке цифровой информации и мастер общестроительных работ. Также пользуется спросом обучение на машиниста локомотива и станочника в области металлообработки.
Менее популярны специальности машиниста крана, слесаря по ремонту строительных машин и портного. Впрочем, поскольку машинист-крановщик достаточно высокооплачиваемая специальность (в Москве предлагают в среднем 70 тысяч рублей в месяц), можно прогнозировать, что заинтересованность в ней в ближайшие годы возрастет.
- Для роста российской экономики нужны работающие мамы
- Дешевизна рабочей силы в России объясняется дырами в статистике
- В борьбе за рабочие места россиянам придется конкурировать с роботами
Нужно понимать, что увеличение числа молодых людей, владеющих рабочими специальностями, – это насущная необходимость для экономики, особенно в условиях импортозамещения и санкций. Как пишут «Известия» со ссылкой на данные Центрального банка, в данный момент в России имеется нехватка кадров не только в сферах здравоохранения, образования, науки, техники и IT, но и высококвалифицированных рабочих. И это негативно сказывается на экономической ситуации в стране в целом.
«Дефицит трудовых ресурсов может иметь два негативных эффекта для инфляции и показателей экономической активности. Прямой – это опережающий рост заработных плат относительно производительности труда. Косвенный эффект – это снижение потенциала роста производства в силу отсутствия возможности привлечь нужные кадры», – отмечают в пресс-службе ЦБ.
Банкиры также подчеркивают, что зарплаты в стране растут быстрее, чем производительность труда, но в случае с рабочими профессиями это, пожалуй, оправданно.
Одной из главных проблем в «перестройке» приоритетов с модных на действительно востребованные профессии эксперты называют недостаточную работу по популяризации последних. Так, по словам министра образования Свердловской области Юрия Биктуганова, «очень трудно изменить представление выпускников о будущей работе, поэтому они по-прежнему отдают предпочтения экономике, юриспруденции, бухгалтерскому учету».
Впрочем, именно в УрФО уже шестой год подряд реализуется проект «Славим человека труда!». Как отметила в комментарии газете ВЗГЛЯД руководитель проекта Мария Сергеева, он реализуется при активной поддержке полномочного представителя президента РФ в УФО Игоря Холманских, «собственно, он и был главным инициатором». В рамках проекта проводятся конкурсы по рабочим и инженерным профессиям, проходят мероприятия в области ранней профессиональной ориентации для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
«Прежде всего, проект направлен на повышение престижа тех профессий, которые наиболее востребованы в Уральском федеральном округе. Важно, что в конкурсе соревнуются как опытные профессионалы, так и студенты заведений среднего специального образования. Безусловно, то, что ребятам вручают призы губернаторы и полпред, то, что о них как о героях нашего времени пишут газеты, мотивирует и дальше выбирать нужную нашему обществу профессию», – подчеркивает Сергеева.
Неудивительно, что именно на Урале, где в XVII–XVIII веках зарождалась российская промышленность (некоторые даже говорят об особой «горнозаводской цивилизации»), особое внимание уделяется возрождению престижа рабочих профессий. Но это должно происходить по всей стране – от Дальнего Востока до Калининграда.
Слухи о смерти индустриального производства оказались преждевременными, спрос на высококвалифицированных рабочих будет увеличиваться с каждым годом, а гастарбайтерами их не заменишь.
Разумеется, это не значит, что программы высшего образования нужно сворачивать и выделять финансирование только средним специальным учебным заведениям (Минобрнауки использует аббревиатуру «ссузы», не слишком ласкающую ухо). Недопустимы перекосы ни в одну, ни в другую сторону. Но расчет на то, что «рынок все расставит по своим местам», не оправдался. Нужно поддерживать престиж рабочих профессий, нужна ранняя профориентация, нужны достойные заработные платы.
В выигрыше в результате окажется вся страна.